• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2007 года Дело N А21-2707/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2007 года Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2007 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гафиатуллиной Т.С. судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП- 15992) ООО "П.А.П. ТРАНС К"

на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2007 по делу N А21-2707/2007 (судья Сычевская С.Н.), принятое

по заявлению ООО "П.А.П. ТРАНС К" к Ивановской таможне о признании незаконным и отмене постановления

при участии: от истца (заявителя): не явился, извещен.

от ответчика (должника): Сорокин А.В., довереннсть от 28.05.07, N 05-40/08.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "П.А.П.Транс К" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ивановской таможни (далее - таможня, ответчик) от 11.05.2007 по делу об административном правонарушении N 10105000-042/2007 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 04.10.2007 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), Закона N 13-ФЗ от 22.01.1996 «Об особой экономической зоне в Калининградской области», статей 155, 156 Таможенного кодекса Российской Федерации, просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем, жалоба рассмотрена без участия его представителя в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции правильным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 30.03.2007 на Ивановский таможенный пост Ивановской таможни прибыло принадлежащее ООО «П.А.П. Транс К» транспортное средство грузовой автомобиль (седельный тягач) марки «Скания», государственный регистрационный номер В 468 ОУ 39, с полуприцепом марки «Шмитц S01», регистрационный номер АА2147 39, следовавшее из Германии в город Иваново по процедуре МДП. В ходе мероприятий таможенного контроля таможней установлено, что в свидетельства о регистрации на указанные транспортные средства внесены записи: "эксплуатация на остальной территории Российской Федерации и таможенного союза запрещена без разрешения таможенных органов".

Указанные транспортные средства помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области. Завершение таможенного режима в отношении тягача седельного и полуприцепа не производилось.

По факту использования условно выпущенного товара - седельного тягача и полуприцепа, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ, 30.03.2007 определением таможенного органа возбуждено дело об административном правонарушении N 10105000-42/2007.

27.04.2007 таможней в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением Ивановской таможни от 11.05.2007 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере однократной стоимости предмета административного правонарушения, что составило 1 173 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество, осуществляя международную перевозку груза между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территорией Российской Федерации, нарушило условия таможенного режима свободной экономической зоны, применяемой в Калининградской области.

Апелляционный суд, заслушав позицию таможенного органа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 155 Таможенного кодекса Российской Федерации одним из видов таможенного режима является режим свободной таможенной зоны. Регулирование правоотношений по установлению и применению режима свободной таможенной зоны в Калининградской области наряду с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 и Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 осуществляется Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (статья 37) и Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со статьей 156 Таможенного кодекса Российской Федерации ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.

В силу статьи 9 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10.01.2006 N 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом. Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории Калининградской области.

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ исключением из указанного правила может быть использование транспортных средств в международных перевозках между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также в перевозках товаров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что транспортные средства использовались для международной перевозки товара с территории иностранного государства (Германии) на территорию Российской Федерации (г. Иваново). При осуществлении международной перевозки товар из иностранного государства не ввозился на территорию Калининградской области.

Осуществляемая обществом перевозка подпадает под понятие "международная автомобильная перевозка" и не соответствует ограничениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ.

Исходя из пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Федерального закона, с особенностями, установленными главой 8 этого же закона.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона установлено, что моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области, а также принадлежат юридическим лицам, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области.

Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона действие положений статьи 15 Федерального закона в отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу Федерального закона, в течение трех лет со дня его вступления в силу распространяется также на случаи, если указанные транспортные средства принадлежат физическим лицам, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлена в Калининградской области.

Таким образом, исключение из статьи 15 Федерального закона предусмотрено только в отношении физических лиц, которым предоставляется возможность осуществления перевозок в течение трех лет. Других исключений применительно к статье 15 Федерального закона, в том числе по условиям осуществления международных перевозок в рамках переходных положений (гл. 8) Федерального закона, не предусмотрено.

Довод подателя жалобы о том, что действия общества не образуют состава административного правонарушения, поскольку Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ обратной силы не имеет, а Федеральный закон от 22.01.1999 N 13-ФЗ не запрещал осуществление международных перевозок по любым маршрутам на транспортных средствах, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, является не соответствующим нормам материального права.

Согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ вступил в силу с 01.04.2006, а правонарушение было совершено 30.03.2007.

Более того, согласно статье 7 Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" таможенный режим "свободной экономической зоны" применялся в отношении ввозимых из других стран в «Особую экономическую зону» товаров, используемых на территории данной области. В паспорте транспортных средств, ввезенных в данном таможенном режиме, имеется указание на запрет их эксплуатации на остальной территории Российской Федерации и таможенного союза без разрешения таможенных органов. Следовательно, ограничения по эксплуатации данных транспортных средств имели место и до вступления в силу Федерального закона N 16-ФЗ.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 4 ТК РФ акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Отношения между таможенными органами и перевозчиками возникают не в связи с помещением средств автотранспорта под таможенный режим свободной таможенной зоны, а в связи с пересечением транспортного средства таможенной границы Российской Федерации.

Таким образом, использование тягачей, полуприцепов, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу ФЗ N 16-ФЗ, в качестве транспортных средств при осуществлении международных перевозок между иностранными государствами и остальной частью таможенной территории РФ означает не придание Закону N 16-ФЗ обратной силы, а его непосредственное применение во времени к отношениям, возникшим после введения его в действие.

При таких обстоятельствах, использование автотранспортных средств, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, в качестве транспортных средств на остальной части территории Российской Федерации свидетельствует о несоблюдении условий и ограничений, установленных Законом при применении и использовании таможенного режима свободной таможенной зоны.

Систематическое толкование вышеприведенных норм Закона устраняет какие-либо неясности его положений.

В соответствии с частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, таможенный орган правомерно привлек общество к административной ответственности, посчитав, что вина заявителя доказана. При привлечении его к административной ответственности процессуальные нарушения отсутствовали, таможенный орган назначил наказание в пределах санкции части 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

Для определения размера стоимости предмета административного правонарушения таможенным органом проведена товароведческая экспертиза по определению свободной рыночной стоимости автотранспортных средств. Экспертное заключение N 379/19.3 от 18.04.2007 приобщено к материалам дела (л.д.56-58) .

Из материалов административного дела следует, что ООО «П.А.П.Транс К» было уведомлено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела, а также о назначении товароведческой экспертизы. Никаких возражений относительно определения рыночной стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, ни при рассмотрении административного дела, ни в суде общество не заявляло.

Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ полно и всесторонне оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделав обоснованный вывод о том, что по данному делу таможенным органом доказаны как событие вмененного обществу правонарушения, так и его состав. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества, апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2007 по делу N А21-2707/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "П.А.П. ТРАНС К" без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме

     Председательствующий
Т.С. Гафиатуллина

Судьи
И.Г. Савицкая
А.Б. Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А21-2707/2007
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 17 декабря 2007

Поиск в тексте