• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2008 года Дело N А21-3974/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.А.Фокиной судей Г.В.Борисовой, Л.В.Зотеевой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.Ю.Шандаровой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-98/2008) ООО «Новая линия» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.10.2007 года по делу N А21-3974/2007 (судья Ю.Д.Залужная),

по заявлению ООО "Новая линия"

к Брянской таможне об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

при участии: от заявителя: не явился (извещен)

от ответчика: Жигаленков А.В., доверенность N 03-12/09 от 09.01.2008 года

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Новая линия» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Брянской таможни (далее - таможенный орган) по делам об административных правонарушениях N10102000-284/2007, N10102000-285/2007 и N10102000-286/2007, которыми Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 11.10.2007 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Суд усмотрел в действиях Общества составы правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

На указанное решение Обществом подана апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование своих доводов Общество ссылается на то, что судом не была дана правовая оценка его доводам относительно существующей неясности правовых норм, содержащихся в Федеральном законе от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; не учтены положения статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ); в рассматриваемом случае, по мнению Общества, необходимо говорить лишь о перспективном применении части 1 статьи 15 Федерального закона N 16-ФЗ - о действии только на те правоотношения, которые возникают в связи с помещением транспортных средств в статусе «товаров» под таможенный режим свободной зоны уже после 1 апреля 2006 года; таможенным органом и судом не применены положения Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», международных актов, не учтено обстоятельство, что данные транспортные средства при вывозе с территории Калининградской области были оформлены таможенным органом в соответствии с таможенным режимом реэкспорта; назначение наказания в виде штрафа в размере 412 900 руб., 627 800 руб. и 978 800 руб. является несоразмерным совершенным им действиям.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможенного органа против апелляционной жалобы возражал.

Общество, надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в апелляционный суд не направило, в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.03.2007 года на МАПП «Новые Юрковичи» Климовского таможенного поста к таможенному контролю при въезде в РФ перевозчиком ООО «Новая линия» предъявлен седельный тягач Мерседес 1840 LS AKTROS г/н Е028КК39, полуприцеп Шмитц SPR24/L-13.62, per. номер АВ204439, следующий из Австрии в Россию (Московская область) с товаром - комплектующие изделия в количестве 15 479 кг. Водителем Общества при оформлении товара представлены документы на груз: книжка МДП N АX53562311, СМR N 2170-0337 от 01.03.2007, инвойс N 2-307 от 01.03.2007, свидетельство о регистрации ТС N 39 КТ 435462, свидетельство о регистрации ТС N 39 МР 458782, копии ПТС N 39ТА418571, ГТД NN02806/14119/0013239, 02806/260700/00068576.

Из представленных документов следует, что указанные транспортные средства были выпущены в режиме свободной таможенной зоны с запретом их эксплуатации на остальной территории РФ без уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей. В выше перечисленных ПТС и ГТД имеется запись «Ввоз на остальную часть таможенной территории РФ и таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей».

Аналогично, 04.03.2007 года на МАПП «Новые Юрковичи» Климовского таможенного поста к таможенному контролю при въезде в РФ перевозчиком ООО «Новая линия» предъявлен седельный тягач Скания R124LA4X2NA400 г/н Е132ОТ39 и полуприцеп Кегель SN24Р90/1.110, per. номер АВ085539, следующий из Италии в Россию (Московская область) с товаром - фурнитура в количестве 19 741,66 кг. Водителем Общества при оформлении товара представлены документы на груз: книжка МДП N YX53561721, СМR N 07201, инвойс N 457-1 от 28.02.2007, свидетельство о регистрации ТС N 39 МН 958151, копии ПТС NN 39ТА463627, 39ТЕ641815, ГТД NN02806/130301/0003450, 10205030/131102/0037745.

Из представленных документов следует, что указанные транспортные средства были выпущены в режиме свободной таможенной зоны с запретом их эксплуатации на остальной территории РФ без уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей. В выше перечисленных ПТС и ГТД имеется запись «Ввоз на остальную часть таможенной территории РФ и таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей».

Аналогично, 04.03.2007 года на МАПП «Новые Юрковичи» Климовского таможенного поста к таможенному контролю при въезде в РФ перевозчиком ООО «Новая линия» предъявлен седельный тягач Ивеко Стралис AS440S43, рег. номер К530НН39, полуприцеп Кегель SN24Р90/1.110, per. номер АВ103639, следующий из Австрии в Россию (Московская область) с товаром - деревянные панели в количестве 19 360 кг. Водителем Общества при оформлении товара представлены документы на груз: книжка МДП N XЕ53562298, СМR N 07245 от 01.03.2007, инвойс N 00128 от 01.03.2007, свидетельство о регистрации ТС N 39 МН 967011, копии ПТС NN 39 ТЕ 702792, 39 ТЕ 702785, ГТД NN10205030/281202/0043847, 10205030/281202/0043844.

Из представленных документов следует, что указанные транспортные средства были выпущены в режиме свободной таможенной зоны с запретом их эксплуатации на остальной территории РФ без уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей. В выше перечисленных ПТС и ГТД имеются записи «Ввоз на остальную часть таможенной территории РФ и таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей»; «Разрешена международная перевозка, в том числе между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории РФ».

На основании данных обстоятельств таможенным органом сделан вывод о том, что Обществом нарушены требования пункта 1 статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), выразившиеся в несоблюдении таможенного режима свободной таможенной зоны, на которые распространяются ограничения, установленные Федеральным законом РФ от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N16-ФЗ), в связи с чем определениями от 04.03.2007 в отношении Общества возбуждены дела об административных правонарушениях N10102000-284/2007, N10102000-285/2007 и N10102000-286/2007, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

25.05.2007 года Брянской таможней в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях по делам N10102000-284/2007, N10102000-285/2007 и N10102000-286/2007, постановлениями ВРИО заместителя начальника Брянской таможни от 07.06.2007 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере однократной стоимости транспортных средств, являющихся предметом административного правонарушения, что составило 412 900 руб., 627 800 руб. и 978 800 руб., без применения конфискации предмета административного правонарушения.

Не согласившись с постановлениями таможни, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя таможенного органа, апелляционная инстанция находит решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование и распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены.

Согласно пункту 1 статьи 156 Таможенного кодекса РФ ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим.

Пунктом 1 статьи 155 ТК РФ предусмотрено, что одним из таможенных режимов является режим свободной таможенной зоны.

В соответствии с пунктом 2 статьи 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны.

Согласно части 2 статьи 15 ТК РФ после выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 16-ФЗ) установлено, что моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении следующих условий:

1) транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области;

2) транспортные средства принадлежат юридическим лицам, зарегистрированным в Калининградской области в установленном порядке.

Следовательно, Общество при осуществлении международной перевозки груза по маршрутам: Австрия - г. Подольск, Московская область, Италия - г. Химки, Московская область, Австрия - г. Люберцы, Московская область, нарушило условия таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области, что повлекло за собой привлечение к ответственности, установленной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

В силу положений пункта 1 статьи 15 Закона N16-ФЗ транспортные средства, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, могут использоваться только при перевозке между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, либо при перевозке между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории РФ.

Порядок применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в период совершения административного правонарушения установлен Федеральным Законом и должен был соблюдаться Обществом в силу положений статьи 156 ТК РФ независимо от того, что действовавший в период ввоза транспортных средств Федеральный Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22.01.96 N13-ФЗ (далее - Закон N13-ФЗ) содержал норму, сформулированную иным образом.

Довод Общества о неверном определении судом первой инстанции понятий транспортное средство и товар апелляционным судом отклоняется, исходя из следующего.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 ТК РФ товары - это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Транспортные средства - это любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Таким образом, из выше перечисленных норм следует, что спорный седельный тягач имеет статус транспортного средства при осуществлении международной перевозки (транспортировки) товаров, находящихся в грузовом отделении при соблюдении ограничений, установленных статьей 15 Закона N 16-ФЗ.

В случае осуществления международной перевозки (транспортировки) в нарушение требований, установленных таможенным режимом свободной таможенной зоны (международная перевозка товаров по маршруту иностранное государство - остальная часть РФ), при въезде на таможенную территорию РФ, седельный тягач приобретает статус товара и должен быть помещен под иной таможенный режим (временный ввоз, либо выпуск для внутреннего потребления). Противоречий между пунктом 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ и статьей 11 ТК РФ не имеется.

Довод Общества о том, что Закон N 16-ФЗ действует только на те правоотношения, которые возникают в связи с помещением транспортных средств в статусе «товаров» под таможенный режим свободной зоны уже после 1 апреля 2006 года апелляционным судом также отклоняется.

Частью 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ установлено, что юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, и которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 настоящего Федерального закона, с особенностями, установленными настоящей главой, т.е. с ограничениями маршрутов передвижения транспортных средств, установленных в статье 15 данного Закона.

Применение положений статьи 15 Закона N 16-ФЗ к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу, не означает придание этому Закону обратной силы. Вменяемое Обществу фактическое пользование выше указанными седельными тягачами и полуприцепами как транспортными средствами при осуществлении международной грузовой перевозки с нарушением режима свободной таможенной зоны имело место 04.03.2007 года, то есть после введения Закона N 16-ФЗ в действие.

Судом не принимается довод Общества о том, что назначение наказания в виде штрафа в размере однократной стоимости предмета административного правонарушения, что составило 412 900 руб., 627 800 руб. и 978 800 руб., является несоразмерным совершенным им действиям, поскольку оценка справедливости и соразмерности штрафов совершенным правонарушениям не входит в компетенцию суда. Установление административной ответственности за те или иные правонарушения является прерогативой законодателя.

В данном случае санкцией вменяемой Обществу части 2 статьи 16.19 КоАП РФ предусмотрено наложение на юридических лиц административного штрафа от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Административное наказание назначено Обществу в размерах, соответствующих минимальному пределу санкции части 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

Следовательно, Общество при осуществлении в марте 2007 года международной перевозки груза по маршрутам Австрия - г. Подольск, Италия - г. Химки, Австрия - г. Люберцы не выполнило условия и ограничения, установленные статьей 15 Закона N 16-ФЗ для указанного таможенного режима, что составляет объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, и вывод суда о наличии в действиях Общества составов данных административных правонарушений признается апелляционной инстанцией правильным. Таким образом, позиция Общества, изложенная в апелляционной жалобе, является ошибочной.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 октября 2007 года по делу N А21-3974/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Новая линия» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
Е.А. Фокина

Судьи
Г.В. Борисова
Л.В. Зотеева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А21-3974/2007
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 января 2008

Поиск в тексте