• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 марта 2008 года Дело N А56-12260/2007
(Извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лариной Т.С. судей Герасимовой М.М., Марченко Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Орловой Н.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12648/2007) ООО «Ижора-Агро»

на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2007г. по делу N А56-12260/2007(судья Алексеев С.Н.), принятое по иску Комитета финансов Администрации Ленинградской области

к ООО "Ижора-Агро"

о взыскании 4 037 102,03 долларов США и 12 743 567 руб. 81 коп. при участии:

от истца: Кострикина С.Н., доверенность от 01.02.2008г. N 17-01/88

от ответчика: Зимин П.П. - конкурсный управляющий ООО «Ижора-Агро», паспорт ...; Козлова М.В., представитель конкурсного управляющего по доверенности от 20.11.2007г.

установил:

Комитет финансов Администрации Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании его кредитором ООО «Ижора-Агро» и удовлетворением его денежных требований 12 743 567 руб. 81 коп. вне очереди.

Определением от 23.04.2007г. производство по требованию было прекращено, суд определил рассматривать данное требование в рамках искового заявления.

Решением от 08.08.2007г. требования Комитета финансов Администрации Ленинградской области были удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и прекратить производство по делу.

Ответчик считает, что судом нарушены нормы статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», кроме того, по мнению ООО «Ижора-Агро» задолженность у общества перед Ленинградской областью возникла до момента признания ООО «Ижора-Агро» банкротом, в связи с чем указанная задолженность не может быть признана текущей и подлежащей удовлетворению вне очереди за счет конкурсной массы должника.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил прекратить производство по делу, представитель Комитета финансов Администрации Ленинградской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

В ходе судебного разбирательства апелляционный суд установил процессуальное нарушение, а именно: при рассмотрении дела судом первой инстанции принято решение не по всем заявленным требованиям, что в соответствии с частью 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела 16.04.1998г. между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и ООО «Ижора-Агро» был заключен договор займа N 01-20/27-40 на реализацию проекта создания сервисно-сбытовой компании с распределительным центром в Ленинградской области в пределах суммы 5 704 000 долларов США, по которому ООО «Ижора-Агро» выступало заемщиком. Указанный договор предусматривал обязанность Правительства Ленинградской области (поручителя) отвечать перед Минфином за полное неисполнение обязательств по погашению основной суммы займа, выданного Минфином обществу на основании указанного выше договора займа.

31.12.2002г. было заключено Соглашение N01-01-06/07-1791 о реструктуризации задолженности между Минфином РФ, ОАО «Россельхозбанк» и ООО «Ижора-Агро». В обеспечение исполнения обязательств заемщиком по соглашению предусматривалось предоставление государственной гарантии Ленинградской области в пользу Российской Федерации.

По условиям данного соглашения неисполненные денежные обязательства ООО «Ижора-Агро» по договору займа по основному долгу, процентам, начисленным на основной долг и комиссии консолидируются в единую сумму в размере - 4 466 531,15 долларов США.

Согласно пункту 1.6 соглашения, рассрочка уплаты указанной задолженности предоставляется заемщику на срок до 31.12.2011г. включительно, и производится ежегодно, начиная с 2003 года, в долях, определяемых в процентном соотношении от суммы консолидированной задолженности по основному долгу и процентам, в соответствии с графиком, в срок не позднее 31 декабря соответствующего года.

Остаток невыплаченной задолженности составляет 12 340 456 руб. 37 коп.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2004 N366 «О проведении в 2004-2006 годах реструктуризации денежных обязательств перед Российской Федерацией, переоформленных в обязательства субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 08.12.2005, 22.02.2006) был заключен договор о переводе долга, по условиям которого все долговые обязательства ООО «Ижора-Агро» перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации приняла на себя Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области.

Договор утвержден областным законом Ленинградской области от 20.06.2006г. N69-ОЗ «Об утверждении Договора о переводе долга, заключенного 27.06.2006г. между Правительством Ленинградской области и ООО «Ижора-Агро».

По состоянию на момент заключения договора о переводе долга общества составляли всего 4 092 435 руб. 03 коп.

В 2006г. во исполнения договора о переводе долга, Ленинградская области в лице Комитета финансов перечислила в бюджет Российской Федерации часть суммы долга в рублевом эквиваленте равной 12 743 567 руб. 81 коп., в связи с чем Комитет финансов Ленинградской области обратился в суд с требованием о признании его кредитором по внеочередным платежам в сумме 4 037 423 руб. 03 коп. долларов США и 12 743 567 руб. 81 коп.

Суд первой инстанции принял к рассмотрению заявление Комитета финансов, как требование кредитора, затем производство по рассмотрению требования определением от 23.04.2007г. прекратил и рассмотрел в исковом производстве.

Удовлетворяя исковые требования Комитета финансов, суд первой инстанции указал на то, что обязательство ООО «Ижора-Агро» перед Ленинградской областью возникло в ходе конкурсного производства, поэтому должно быть погашено вне очереди за счет конкурсной массы должника.

Апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции незаконным по следующим основаниям.

Комитет финансов Ленинградской области на основании распоряжения Правительства Ленинградской области N 112 от 19.02.1998г. предоставил от имени Ленинградской области поручительство по субзайму Министерства финансов Российской Федерации в размере 5 704 000 долларов США, привлекаемому ООО «Ижора-Агро» сроком на 10 лет.

31.12.2002г. было заключено соглашение N 01-01-06/07-1719 о реструктуризации задолженности между Минфином Российской Федерации, ОАО «Россельхозбанк» и ООО «Ижора-Агро». В обеспечение обязательства заемщиком по Соглашению предусматривалось предоставление государственной гарантии Ленинградской области в пользу Российской Федерации.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2004г. был заключен договор от 27.06.2006г. о переводе долга, по условиям которого все долговые обязательства ООО «Ижора-Агро» перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации приняла на себя Ленинградская область в лице Комитета финансов Ленинградской области. Договор утвержден областным законом Ленинградской области N 69-03 от 20.06.2006г.

На 01.07.2007г. задолженность по обязательствам составила 4 092 435,03 долларов США.

Комитет финансов Ленинградской области полагает, что обязательства ООО «Ижора-Агро» перед Ленинградской областью возникли в ходе конкурсного производства, поэтому они являются текущими и должны быть удовлетворены вне очереди. Вместе с тем, указанная кредитором задолженность не является текущей и не могла быть рассмотрена в исковом производстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства: требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с договором займа N 01-20/27-40 от 16.04.1998г. обязательства ООО «Ижора-Агро» перед Ленинградской областью возникли в 1998г., то есть до момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве ООО «Ижора-Агро» и до признания его банкротом, следовательно заявленная кредиторская задолженность текущей не является.

Из договора о переводе долга, заключенного Правительством Ленинградской области в лице Комитета финансов и ООО «Ижора-Агро» 27.06.2006г., следует, что должник - ООО «Ижора-Агро» передает, а субъект - Правительство Ленинградской области принимает на себя в полном объеме неисполненные на дату вступления в силу настоящего договора обязательства должника перед Российской Федерацией по Соглашению о реструктуризации задолженности.

Со дня вступления в силу договора должник перестал быть лицом, обязанным перед Российской Федерацией, обязанным лицом стал субъект - Правительство Ленинградской области.

Таким образом, Правительство Ленинградской области заменило ООО «Ижора-Агро» по обязательствам перед Российской Федерацией, само обязательство осталось прежним, не изменилось и новым не стало.

Следовательно, договор от 27.06.2006г. о переводе долга с ООО «Ижора-Агро» на Правительство Ленинградской области не может являться основанием для признания задолженности текущей и подлежащей удовлетворению вне очереди.

Требование Комитета финансов должно быть рассмотрено в соответствии со статьей 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в рамках дела о банкротстве ООО «Ижора-Агро».

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно, с нарушением норм материального права, рассмотрел требование о взыскании задолженности в исковом производстве, в связи с чем на основании пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение подлежит отмене, иск Комитета финансов, в соответствии с частью 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, подлежит оставлению без рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269; 271; пунктом 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-12260/2007 от 08.08.2007г. отменить, исковое требование Комитета финансов Администрации Ленинградской области оставить без рассмотрения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме

     Председательствующий
Т.С. Ларина

Судьи
М.М. Герасимова
 Л.Н. Марченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-12260/2007
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 03 марта 2008

Поиск в тексте