• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2009 года Дело N А26-5700/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2009 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.В. Борисовой судей Е.А. Фокиной, Л.А. Шульга

при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-402/2009) Государственного учреждения Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.12.2009 по делу А26-5700/2008 (судья Таратунин Р.Б,) по заявлению ООО «Карелфинлес» к Государственному учреждению Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» о признании незаконным и отмене постановления при участии:

от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 81437)

от ответчика: Мороз А.Е.- доверенность от 11.01.2009г. N12

установил:

ООО «Карелфинлес» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Государственного учреждения Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» от 17.06.2008 N 25, от 12.07.2008 N33 и от 23.07.2008 N40 о привлечении общества к административной ответственности за нарушение лесохозяйственных требований.

Решением суда первой инстанции, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, в связи с наличием процессуальных нарушений , допущенных учреждением при привлечении общества к административной ответственности .

Не согласившись с решением суда ГУ РК «Питкярантское центральное лесничество» направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что сведений, содержащихся в протоколах и актах проверки достаточно для полного и объективного рассмотрения дела, в них указано место и событие административного правонарушения, а также срок действия лесорубочных билетов, указана дата окончания лесорубочного билета формально являющаяся началом длящегося административного правонарушения. Наличие процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности представитель отрицал.

Представитель общества в судебное заседание не явился , общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.

Выслушав представителя Учреждения, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, ООО «Карелфинлес», зарегистрированное Федеральной налоговой службой N2 по Самарской области, имеет обособленное подразделение филиал в городе Петрозаводске.

Во исполнение условий договоров аренды участков лесного фонда от 13.02. 2006 и 14.02.2006, заключенных с ФГУ «Питкярантский лесхоз» на основании лесорубочных билетов N247 от 15.11.2006; N286 от 29.11.2006; NN429 от 22.12.2006; NN441,442 от 25.12.2006; NN 497, 500, 503, 504, 505, 507, 532, 534, 535, 536, 538, 544 от 28.12.2006. Общество осуществляло заготовку древесины на территории Импилахтинскогои и Кивиойского лесничеств в Питкярантском районе Республики Карелия.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 22 ноября 2007г. N 417р-П реорганизованы в форме слияния государственное учреждение Республики Карелия «Питкярантский лесхоз» и государственное учреждение Республики Карелия «Олонецкий лесхоз» в государственное учреждение Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество».

В целях контроля за соблюдением лесного законодательства Учреждение в с 12 по 29 мая 2008 года провело проверочные мероприятия, по результатам которых составлены акты проверки соблюдения требований лесного законодательства в которых отражена вырубка деревьев, не предназначенных для рубки, и неосуществление вывоза древесины в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации (лесорубочного билета), а также не произведение очистки одновременно с заготовкой древесины; а также акты освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов , в которых отражены оставленные недорубы и количество невывезенной в срок древесины.

Данные факты явились основаниями для составления протоколов об административных правонарушениях и вынесения постановлений о назначении административных наказаний.

В протоколе об административном правонарушении N 12У от 03.06.2008 отражен факт невывоза в установленный срок не подготовленной для хранения древесины, наличия завышенных пней, неудовлетворительной очистки мест рубок, а также оставления недоруба.

Постановлением N 25 о назначении административного наказания от 17.06.2008 (л.д.66) общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности Учреждение указало на нарушение пунктов 7, 8 «д» Правил заготовки древесины, пункта 39 «б»,44 «Правил Санитарной безопасности в лесах», пункта 16.17 «Правил пожарной безопасности в лесах» в квартале 117 делянка 1; квартале 45 делянка 2; квартале 146 делянки 1,2; квартале 119 делянки 2,3; квартале 104 делянки 1.2 Кивиойского лесничества, а именно: оставлен недоруб, невывезена древесина, оставлены завышенные пни, неудовлетворительная очистка мест рубок.

В протоколе об административном правонарушении N 15У от 27.06.2008 отражен факт оставления невывезенной в установленный срок и неподготовленной к хранению древесины и завышения пней.

Постановлением N 33(л.д.27) о назначении административного наказания от 12.07.2008 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности Учреждение указало на нарушение пунктов 7,8 «д» Правил заготовки древесины, а также пункта 44 «Правил Санитарной безопасности в лесах»- в квартале 147 делянка 1; квартале 99 делянка1; квартале 122 делянка 1; квартале 119 деляна 2; квартале 132 делянка 1 Кивиойского лесничества, а именно: оставления невывезенной в срок и неподготовленной к хранению древесины и завышения пней.

В протоколе об административном правонарушении N 20У от 10.07.2008 (л.д.99) отражен факт оставления невывезенной в установленный срок и неподготовленной к хранению древесины.

Постановлением N 40 о назначении административного наказания от 23.07.2008 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Основанием привлечения общества к административной ответственности Учреждение указало на нарушение пункта 7 Правил заготовки древесины и пункта 44 «Правил Санитарной безопасности в лесах , в квартале 123 делянки 2,4; в квартале 140 делянки 1; в квартале 2 делянка 3; квартале 126 делянка 1 Импилахтинского лесничества, а именно: не подготовленная к хранению и невывезенная в срок древесина.

ООО «Карелфинлес» с указанными постановлениями не согласилось по тем основаниям, что административным органом нарушены процессуальные нормы при привлечении общества к административной ответственности, а именно общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, по мнению общества, протокол об административном правонарушении составлен с грубыми нарушениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и не может служить надлежащим доказательством по делу ( не указано время совершения административного правонарушения ).

Суд первой инстанции, правомерно указав на необходимость соблюдения лесозаготовительными предприятиями Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г. N551 и Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007г. N184, оспариваемые обществом постановления отменил, придя к необоснованному выводу о нарушении ГУ РК «Питкярантское центральное лесничество» процедуры привлечения общества к административной ответственности. Суд первой инстанции пришел к выводу, что протоколы NN 12У,15У и 20У составлены с нарушением требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не могут подтверждать события правонарушений, поскольку в протоколах об административных правонарушениях отсутствует время совершения административных правонарушений.

Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

Частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение санитарной безопасности в лесах.

Статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007г. N 184 (далее - Правила) рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Подпунктом «д» пункта 8 Правил установлено, что при заготовке древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек.

Пунктом 61 Правил установлено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.

Пунктом 39 «б» «Правил Санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. N 414 предусмотрено, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательстве порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Пунктами 16, 17 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.07г. N 417, установлена обязанность по очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины и определен порядок проведения очистки мест рубок.

Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку действие выданных обществу лесорубочных билетов оканчивалось в декабре 2007г., при заготовке по ним древесины общество обязано было руководствоваться «Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» (далее - Правила отпуска древесины), утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г.

Пунктом 72 Правил отпуска древесины лесонарушениями признаются: рубка или повреждение плюсовых, семенных деревьев и деревьев в семенных группах, куртинах и полосах (п.п. «а»); оставление недорубов (п.п. «к»); оставление невывезенной в установленный срок древесины (п.п. «л»); неудовлетворительная или несвоевременная очистка мест рубок от порубочных остатков (п.п. «н»); оставление завышенных пней (п.п. «с»).

Согласно пункту 53 Правил отпуска древесины срок заготовки и вывозки древесины устанавливается 12 месяцев со дня выписки лесорубочного билета.

Пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 апреля 2007г. N 74 определено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду (Лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок, за один месяц до начала декларируемого календарного года.

Из изложенного следует, что выявленные Учреждением действия и бездействие общества составляют объективную сторону вменяемых обществу административных правонарушений, как по законодательству, действовавшему в 2007 году, так и по законодательству, действовавшему в 2008 году.

Возражения по обстоятельствам нарушения изложенных выше норм права обществом в материалы дела не представлены.

Апелляционный суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции, признавшим ненадлежащими доказательствами по делу протоколы об административных правонарушениях в связи в отсутствием в них времени совершения административного правонарушения.

Согласно статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, срок действия лесорубочных билетов истек в декабре 2007г., следовательно, оконченным административным правонарушением будет правонарушение, выявленное после истечения срока действия лесорубочных билетов.

По мнению апелляционной инстанции, выявленные Учреждением правонарушения относятся к длящимся правонарушениям. Длящееся правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), сопряженное с последующим длительным невыполнением лицом возложенных на него обязанностей. Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления. Данная особенность обусловливает иной порядок исчисления давностного срока, поскольку затруднительно определить момент совершения длящегося правонарушения.

Суд апелляционной инстанции также признал необоснованными доводы общества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как следует из представленных доказательств, Учреждение направило в адрес ООО «Карелфинлес» извещение, в котором уведомило общество о месте и времени составления протокола - 03.06.2008 в 9-30 час. (л.д.61 т. 1). Данное извещение было вручено обществу- 27.05.2008 (л.д.63 т.1).

В извещении от 18.06.2008 (л.д.85 т.1) Учреждение уведомило общество о составлении протокола на 27.06.2008 в 11ч.30 мин. Данное извещение получено обществом 23.06.2008(л.д.86 т.1).

Извещением от 24.06.2008 (л.д.97 т.1) Учреждение уведомило общество о составлении протокола на 10.07.2008 в 10ч.00 мин. Данное извещение получено обществом 01.07.2008(л.д.98 т.1).

Таким образом, протоколы N 12 от 03.06.2008, N15У от 27.06.2008 и N20У от 10.07.2008 составлены Учреждением при наличии сведений о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протоколов.

Для подтверждения надлежащего уведомления общества о времени и месте рассмотрения административного дела, в материалы дела представлены:

- протокол N12У(л.д.64), в котором содержатся сведения о времени и месте рассмотрения административного дела- на 17.06.2008 в 11ч.00 мин. Согласно извещению, данный протокол получен обществом 09.06.2008(л.д.65);

- протокол N15У(л.д.87), в котором содержатся сведения о времени и месте рассмотрения административного дела- на 12.07.2008 в 10ч.00 мин. Согласно извещению, данный протокол получен обществом 01.07.2008(л.д.88)

- протокол N20У(л.д.99), в котором содержатся сведения о времени и месте рассмотрения административного дела- на 23.07.2008 в 14ч.00 мин. Согласно извещению, данный протокол получен обществом 07.07.2008(л.д.99(а)).

Таким образом, постановления о назначении административного наказания N25 от 17.06.2008, N33 от 12.07.2008 и N40 от 23.07.2008 вынесены Учреждением при наличии сведений о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении.

Из изложенного следует, что доводы общества о нарушении Учреждением процедуры привлечения к административной ответственности противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии каких-либо обстоятельств, исключающих вину общества в нарушении норм Лесного законодательства.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба ГУ Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04 декабря 2008 года по делу NА26-5700/2008 отменить.

В удовлетворении заявления ООО «Карелфинлес» о признании незаконными и отмене постановлений государственного учреждения Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» о назначении административного наказания от 17.06.2008 N25, 12.07.2008 N33 и от 23.07.2008 N40 отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
Г.В. Борисова


Судьи
Е.А. Фокина
Л.А. Шульга

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-5700/2008
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 16 февраля 2009

Поиск в тексте