ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2009 года Дело N А42-2936/2008
(Извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2009 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шульга Л.А. судей Лопато И.Б., Фокина Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-804/2009) ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Кольский" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2008 по делу N А42-2936/2008 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое

по заявлению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Кольский"

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области о признании незаконным и отмене постановления

при участии: от заявителя: Юфимова Е.С., дов. от 30.12.2008 от ответчика: не явился, извещен

установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала «Кольский» (далее - Общество, ОАО «ТГК N 1) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области (далее - Управление) от 21.05.2008 года N 13-1/08.

Решением от 8 декабря 2008 года суд в удовлетворении заявления отказал.

ОАО "ТГК N 1" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, прекратить производство по делу и взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование апелляционной жалобы Общество заявило о несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

По мнению Общества в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, поскольку ему принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, обязанность переоформления которого на право аренды или приобретение в собственность установлена пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации до 1 января 2010 года.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не направило своего представителя, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области проведена плановая проверка соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка ориентировочной площадью 0,08 га с кадастровым номером 51:01:0501004:0009, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, пгт Туманный, ул. Энергетиков, используемого под здание гаража с внешними сетями.

В ходе проверки установлено, что земельный участок используется Обществом под здание гаража без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

По результатам проверки Управлением составлен акт от 15 мая 2008 года, в котором отражено использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

По данному факту 15 мая 2008 года Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области составлен протокол об административном правонарушении и 21 мая 2008 года вынесено постановление по делу N 13-1/08 о назначении административного наказания.

Постановлением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области ОАО «ТГК N 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.

Основанием наложения штрафа Управление указало на использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

ОАО «ТГК N 1» не согласилось с постановлением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области и обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, апелляционный суд признал жалобу ОАО «ТГК N 1» подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случаях необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа.

Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

К таким документам статья 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» относит договоры в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимости на момент совершения сделки, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

Управлением установлено, что согласно свидетельству от 19.12.2006 Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области 19.12.2006 зарегистрировано право собственности Общества на здание гаража с внешними сетями площадью 546,85 кв.м, расположенного в пос. Туманный Кольского района Мурманской области и переданного Обществу ОАО «Кольская генерирующая компания» по передаточному акту от 28.07.2006. Правоустанавливающие документы на земельный участок, находящийся под данным объектом недвижимости, у Общества отсутствуют.

Довод Общества о том, что у него, как у правопреемника ОАО «Кольская генерирующая компания», сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подлежит переоформлению до 01.01.2010, исследовался судом первой инстанции и обоснованно отклонен.

Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, следовательно, в порядке правопреемства право постоянного (бессрочного) пользования может перейти только к государственным и муниципальным предприятиям и к федеральным казенным предприятиям.

При преобразовании юридического лица путем изменения его организационно-правовой формы, не подпадающей под указанные выше, право постоянного (бессрочного) пользования на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» подлежит переоформлению на право аренды, либо земельный участок может быть приобретен в собственность по желанию нового юридического лица.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации поселка Туманный Кольского района Мурманской области от 29.12.1992 N 36 утверждены границы земельных участков в черте пос. Туманный общей площадью 6,9 га, предоставленных в бессрочное пользование Каскаду Серебрянских ГЭС производственного объединения «Колэнерго». На право постоянного (бессрочного) пользования Каскаду Серебрянских ГЭС выдан государственный акт.

В результате приватизации ПО «Колэнерго» образовано ОАО «Колэнерго», которое в силу пункта 2.4 статьи 2 Устава, зарегистрированного постановлением Администрации Кольского района от 10.02.1993г. N 62, является правопреемником ПО «Колэнерго».

В соответствии с пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного балансов не требуется. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.

В результате реорганизации ОАО «Колэнерго», путем выделения из состава названного общества, образовано ОАО «Кольская генерирующая компания», государственная регистрация которого произведена 01.10.2005г.

На основании решения общего собрания акционеров от 25.07.2006 ОАО «Кольская генерирующая компания» реорганизована в форме присоединения к ОАО «ТКГ N 1».

По акту приема-передачи от ОАО «Кольская генерирующая компания» к ОАО «ТГК N 1» произведена передача прав на земельные участки по состоянию на 01.11.2006, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, находящийся под зданием деревянно-металлического гаража, расположенный в поселке Туманный Кольского района Мурманской области.

Вместе с тем, в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие об оформлении прав ОАО «Колэнерго» на спорный земельный участок в форме аренды или собственности, соответственно, последующая передача прав в порядке правопреемства произведена в нарушение требований пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования (как до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001, так и после введения его в действие) не было оформлено надлежащим образом правопреемниками Каскада Серебрянских ГЭС производственного объединения «Колэнерго», и обоснованно усмотрел в действии (бездействии) Общества событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако вывод суда первой инстанции о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения, признан апелляционной инстанцией ошибочным.

Согласно статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, законодательством не установлен срок для оформления прав на такие земельные участки.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

С заявлением о предоставлении земельного участка на условиях аренды под зданием гаража с внешними сетями, право собственности на которое зарегистрировано 19.12.2006г., Общество обратилось в орган местного самоуправления 13.03.2008г.(л.д.59 т.1).

Заявление Общества Администрация Муниципального образования «Кольский район» рассмотрела 06.10.2008г., о чем сообщила в письме N 02-18/1787-23 (л.д.21 т.2), указав на необходимость представления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок.

Таким образом, на момент выявления административного правонарушения, Общество уже предпринимало необходимые действия по оформлению прав на используемый земельный участок, а несвоевременное рассмотрение Администрацией заявления является обстоятельством, не зависящим от Общества, что свидетельствует о недоказанности вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие состава административного правонарушения, согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности - признанию незаконным и отмене.

Общество в просительной части апелляционной жалобы просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области полностью и прекратить производство по делу. В части прекращения производства по делу апелляционная жалоба Общества не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для прекращения производства, предусмотренные статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной. В связи с изложенным уплаченная Обществом государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 08 декабря 2008 года по делу N А42-2936/2008 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области от 21 мая 2008 по делу N 13-1/08 о привлечении ОАО «Территориальная генерирующая компания N 1» (...) к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ.

Выдать ОАО «Территориальная генерирующая компания N 1» в лице филиала «Кольский» справку на возврат государственной пошлины уплаченной в федеральный бюджет в сумме 1 000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
Л.А. Шульга


Судьи
И.Б. Лопато
Е.А. Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка