• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2009 года Дело N А26-4710/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2009 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поповой Н.М. судей Горшелева В.В., Кашиной Т.А.

при ведении протокола судебного заседания: Орловой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12556/2008) открытого акционерного общества "Ладэнсо" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.10.2008г. по делу N А26-4710/2008 (судья Лазарев А.Ю.), принятое

по иску государственного учреждения Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество"

к открытому акционерному обществу "Ладэнсо" о взыскании 23 297 руб. 85 коп.

при участии: от истца: представитель Мороз А.Е. по доверенности от 11.01.2009г. N 12; от ответчика: представитель Афанасьева Д.С. по доверенности от 15.09.2008г..

установил:

Государственное учреждение Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - суд) с требованиями к открытому акционерному обществу «Ладэнсо» (далее - ответчик) о взыскании 23 297руб. 85 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.

Решением от 24.10.2008г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик обжаловал в апелляционном порядке указанное решение, которое просит отменить как принятое при применении закона не подлежащего применению, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, истец при проведении освидетельствования мест рубок 13.05.2008г. и 14.05.2008г. руководствовался недействующим нормативным актом; Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998г. N 551 не подлежат применению, так как правоотношения сторон возникли после признания данного нормативного акта утратившим силу.

В судебном заседании представителем ответчика поддержаны доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ответчику были выданы лесорубочные билеты от 18.12.2006г. N 336 (л.д.10), от 28.12.2006г. N 571, N 572, N 573 (л.д. 11-13) со сроком действия по лесорубочному билету N 336 до 07.12.2007г., а по лесорубочным билетам N 571-573 до 27.12.2007г..

По окончании срока действия лесорубочных билетов, с наступлением бесснежного периода, повестками от 17.04.2008г. N 1 и N 4 (л.д. 14, 5), истец уведомило ответчика о проведении освидетельствования мест рубок.

При проведении освидетельствования мест рубок в квартале 106, делянка 1, Тулемское лесничества истец выявил нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила отпуска древесины), при этом освидетельствования проведены с участием представителя ответчика, о чем составил акты от 13.05.2008г.( л.д. 23, 27, 31) и от 14.05.2008г. (л.д. 19, 35), в соответствии с которым за выявленные нарушения лесохозяйственных требований истец начислил неустойку в сумме 23 297 руб.85 коп..

26.05.2008г. истец направил в адрес ответчика претензионное письмо с предложением уплатить неустойку в добровольном порядке в срок до 30.06.2008г. (л.д. 37-39).

Поскольку ответчик добровольно уплату неустойки не произвел, это послужило основанием истцу для обращения в суд с настоящим иском.

Ответчиком не представлены возражения по размеру начисленных неустоек и выявленных в ходе освидетельствования нарушений.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; соблюдать условия лесорубочного билета; не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что факт лесонарушения подтверждается актами освидетельствования мест рубок леса, составленые с участием представителя ответчика, который при их подписании никаких возражений относительно сведений, содержащихся в актах не заявил, отвечают требованиям, установленным Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.

Размер неустойки определен истцом на основании данных, указанных в актах освидетельствования и в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения ответчиком правил лесопользования и обязанности ответчика по оплате неустойки в заявленной сумме.

Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным исходя из следующего.

В соответствии с разделом VI Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 г. N 551 (далее - Правила), лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований настоящих Правил. Освидетельствованию подлежат места рубок при рубках главного, промежуточного пользования и прочих рубках, все находящиеся в подсочке древостои, а также участки лесного фонда, переданные лесопользователям для осуществления иных работ.

Пунктом 65 Правил предусмотрено, что по результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев составляется акт, который в случае выявления нарушений служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований настоящих Правил.

Пунктом 72 Правил с лесопользователей, допустивших нарушения лесохозяйственных требований, предусмотрено взыскание неустоек.

Апелляционный суд отклоняет доводы подателя жалобы о том, что Государственное учреждение Республики Карелия «Питкярантское центральное лесничество», принимая решение о наложении штрафа на открытое акционерное общество «Ладэнсо», руководствовалось нормативными актами, утратившими силу.

В период осуществления ответчиком лесопользования по лесорубочному билету правоотношения сторон регулировались Лесным кодексом РФ 1997 года, в соответствии со статьей 42 которого, действующей до 01.01.2009 г., осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.

Кроме того, согласно статьям 83 и 111 Лесного кодекса РФ 1997 года, а также пункту 28 Правил лесопользователи обязаны осуществлять лесопользование с соблюдением лесохозяйственных требований, соблюдать условия лесорубочного билета, граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством РФ.

Указанное требование сохранилось в Лесном кодексе РФ, вступившем в действие с 01.01.2007 г., и изложено в статье 100 названного Кодекса.

В соответствии с пунктами 62, 63 Правил лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названного нормативного акта при заготовке древесины, производят освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев после окончания срока действия лесорубочного билета, а также выдают предписания по устранению выявленных нарушений и предъявляют требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок.

Основанием для начисления неустоек в соответствии с пунктом 65 Правил является акт, составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок.

Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; не оставлять заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия лесорубочного билета; выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации. Статьей 111 Лесного кодекса РФ предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

Как следует из части 3 статьи 16 и части 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ 2006 года.

В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами, которые утратили силу только 31.03.2008 .

Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил.

Как усматривается из материалов дела, истец провел освидетельствование мест рубок в соответствии с установленной Правилами процедурой, лесопользователь был надлежащим образом извещен о проведении проверки. Факт совершения перечисленных в актах освидетельствования нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки ответчик не оспаривает.

Суд апелляционной инстанции проверил расчет размера предъявленной к взысканию неустойки и установил, что он соответствует положениям пункта 72 Правил.

Исходя из изложенного апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности вмененных ответчику нарушений лесохозяйственных требований и обоснованности требований истца как по праву, так и по размеру, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. оставлены за ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.10.2008г. по делу N А26-4710/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий
Н.М. Попова

Судьи
В.В. Горшелев
Т.А. Кашина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-4710/2008
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 12 февраля 2009

Поиск в тексте