СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 апреля 2017 года Дело N 33-4385/2017

25 апреля 2017 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Латушкиной С.Б.,

судей: Лавник М.В., Пастухова С.А.

при секретаре: Краевой О.А.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной С.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Юрги Долматовой К.А. по доверенности  ...  № на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 13 февраля 2017 года

по иску Черина А.А. к Администрации города Юрги Кемеровской области, Управлению социальной защиты Администрации города Юрги о признании незаконным распоряжения № от  ... г., признании незаконным постановления № от  ... г. в части, понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛА:

Истец Черин А.А. обратился в суд с иском к Администрации города Юрги Кемеровской области о понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, взыскании судебных расходов.

Требования мотивировал тем, что он с  ...  в Администрации г.Юрги состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма вне очереди (очередь №), поскольку имеет тяжёлую форму хронического психического заболевания.

Он зарегистрирован и проживает по месту жительства в 2-комнатной квартире № в доме № по < адрес>, общей площадью < данные изъяты> кв.м., одной семьёй со своими родителями Чериным А.И., Чериной В.А. и братом Чериным Н.А.

На его неоднократные обращения о предоставлении ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма Администрация г.Юрги уклоняется от предоставления ему жилья, нарушая его право на внеочередное получение жилого помещения, в связи с чем он в конце 2016 года был вынужден обратиться за судебной защитой.

По просьбе ответчика в целях подтверждения своего статуса малоимущего он по направлению жилищного отдела, как лицо, стоящее на учёте нуждающихся в составе 1 человека, обратился в Управление социальной защиты Администрации города Юрги (далее УСЗН), распоряжением начальника УСЗН № от  ...  отказано в признании его малоимущим, поскольку размер его дохода превышает пороговое значение дохода.

С указанным распоряжением он не согласен, поскольку УСЗН неправомерно рассчитало его доход без учёта состава его семьи. У него, как лица, страдающего тяжелой формой хронического психического заболевания, никто не выяснил, что он проживает один или семьёй, а исходили из того, что он стоит на учёте нуждающихся в жилом помещении составом семьи один человек.

Полагает, что при определении его дохода УСЗН должно было выяснить наличие у него семьи и предложить ему представить необходимые подтверждающие документы.

Поскольку его доход с учётом членов его семьи продолжает быть ниже порога прожиточного минимума семьи, он продолжает оставаться малоимущим, то Администрация г.Юрги необоснованно издала постановление № от  ...  в части исключения его из списка граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в связи с непризнанием в установленном порядке малоимущим.

С учётом уточнения исковых требований, просит признать незаконными распоряжение начальника УСЗН № от  ... , постановление № от  ...  в части исключения его исключения из списка граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Поскольку он имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору найма, состоит на очереди нуждающихся с 2008 года, свою обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке Администрация г.Юрги не исполняет более 8 лет, то просит обязать Администрацию предоставить ему вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте Юргинского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, юридически и фактически свободное.

В судебном заседании истец Черин А.А. поддержал свои исковые требования в полном объёме.

Представители истца Черина А.А. - Тонаканян А.Б. и Черин А.И., допущенные к участию в деле определением Юргинского городского суда Кемеровской области от  ... , поддержали позицию истца Черина А.А.

Представитель ответчика Администрации г. Юрги Долматова К.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований.

Представитель ответчика УСЗН Басалаева В.А., действующая на основании доверенности, иск не признала. Просит в удовлетворении исковых требований Черину А.А. отказать.

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 13 февраля 2017 года постановлено:

Иск Черина А.А. к Администрации города Юрги Кемеровской области, Управлению социальной защиты Администрации города Юрги о признании незаконным распоряжения № от  ... , признании незаконным постановления № от  ...  в части, понуждении к предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, взыскании судебных расходов - удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным распоряжение начальника Управления социальной защиты населения Администрации г.Юрги № от  ...  об отказе в признании Черина А.А. малоимущим.

Признать незаконным постановление Администрации города Юрги Юргинского городского округа Кемеровской области № от  ...  в части исключения Черина А.А.,  ...  года рождения, из списка граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в связи с непризнанием в установленном порядке малоимущим.

Обязать Администрацию города Юрги Кемеровской области предоставить Черину А.А.,  ...  года рождения, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее < данные изъяты> кв.м., в черте Юргинского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, юридически и фактически свободное.

Взыскать в пользу Черина А.А. в равных долях с Администрации города Юрги Кемеровской области и Управления социальной защиты Администрации города Юрги понесённые судебные расходы по оплате услуг представителя по составлению искового заявления в сумме < данные изъяты> руб., т.е. по < данные изъяты> руб. с каждого.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Юрги Долматова К.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.

Указывает, что у Управления социальной защиты населения Администрации г. Юрги отсутствовали как основания, так и право истребовать от заявителя Черина А.А. предоставления иных документов и сведений, кроме предоставленных им самостоятельно. Судом первой инстанции не было учтено, что признание незаконным распоряжения начальника Управления социальной защиты населения Администрации г. Юрги от  ...  № об отказе в признании Черина А.А. малоимущим, не влечёт за собой автоматического присвоения гражданину (Черину А.А.) статуса малоимущего. При этом суд первой инстанции не является органом, уполномоченным для принятия решения об определении статуса граждан в порядке Закона Кемеровской области от  ...  № «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими». Кроме того, в отношении Черина А.А. никогда не принималось решение о признании его либо его семьи малоимущими. В жилищном отделе Администрации г. Юрги (в личном деле Черина А.А.) отсутствуют сведения о признании (не признании) Черина А.А. либо его семьи малоимущим. Таким образом, считает необоснованным вывод суда о не предоставлении ответчиками доказательств утраты Чериным А.А. статуса малоимущего, поскольку такой статус никогда истцу не присваивался.

Относительно доводов апелляционной жалобы Чериным А.А. принесены письменные возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Юрги Долматова К.А., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец Черин А.А. и его представитель Черин А.И., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, поддержали доводы письменных возражений, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Об уважительной причине неявки судебную коллегию не известили. При этом какие-либо доказательства, подтверждающие уважительность неявки в судебное заседание и невозможность принимать в нём участие представлены не были. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав явившихся лиц, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Оспариваемое решение указанным требованиям отвечает не в полной мере.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2 ЖК РФ).

Статьёй 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 17 Федерального закона т 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01 января 2005 года обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 51 ЖК РФ).

На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного Кодекса перечне.

В п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Из материалов дела следует, что Черин А.А. является инвалидом с детства, ему установлена 2 группа инвалидности бессрочно (л.д. 9, 89, 115).

... г. постановлением Главы г.Юрги № Черин А.А. признан нуждающимся и принят на учёт нуждающихся для получения жилого помещения по договорам социального найма вне очереди, как гражданин, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания (л.д. 154).

Согласно заключению врачебной комиссии № от  ...  Черин А.А. страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от  ...  № (л.д.30).

В соответствии с выпиской из протокола ВК № от  ...  Черин А.А. имеет право на дополнительную жилую площадь, согласно постановления Правительства Российской Федерации от  ...  № «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (л.д.19).

Согласно выписке из протокола ВК № от  ...  Черин А.А. имеет право на получение жилья по договору социального найма согласно постановления Правительства Российской Федерации от  ...  № «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (л.д.35).

Судом установлено, что Черин А.А., зарегистрирован и проживает в квартире № в доме № по < адрес> вместе с матерью Чериной В.А., отцом Чериным А.И. и братом Чериным Н.А. (л.д. 14, 116).

По договору социального найма № от  ...  2-комнатная квартира № в доме № по < адрес>, общей площадью < данные изъяты> кв.м., в т.ч. жилой < данные изъяты> кв.м. предоставлена в бессрочное владение и пользование нанимателя Чериной В.А. и членов её семьи: мужа Черина А.И., сына Черина А.А. и сына Черина Н.А. (л.д. 13, 22, 123).

Судом установлено и сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что Черин А.А., его мать Черина В.А., его отец Черин А.И., брат Черин Н.А. проживают одной семьей.

...  Черин А.А. обратился за судебной защитой (л.д. 2-4).

...  Администрацией г.Юрги в целях обоснованности сохранения права состоять на учёте для получения жилого помещения по договору социального найма выдано направление Черину А.А. в УСЗН для оценки его доходов и стоимости имущества (л.д. 87).

...  распоряжением начальника УСЗН Администрации г.Юрги № Черину А.А. в связи с превышением порогового значения его дохода, как одиноко проживающего гражданина, в соответствии с Законом Кемеровской области от 10 июня 2005г. № 65-ОЗ «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими» не признан малоимущим (л.д. 36, 47, 83).


Удовлетворяя требования истца о признании указанного распоряжения начальника УСЗН незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что оно вынесено с нарушением порядка определения размера дохода Черина А.А., без учёта доходов и имущества членов его семьи, с чем судебная коллегия согласиться не может.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 № 65-03 «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими» для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, в органы местного самоуправления представляются, в том числе документы о составе семьи гражданина (свидетельства о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения); документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии; документы о суммах начисленных пенсий, доплат к ним и пособий; документ о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина.

Документы, указанные в подпунктах 1 - 5, 7 - 9 пункта 1, в подпунктах 3 - 5, 7 пункта 2 настоящей статьи, предоставляются гражданином самостоятельно. Органы местного самоуправления не вправе требовать предоставления гражданином иных документов, кроме документов, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 - 9 пункта 1, в подпунктах 3 - 5, 7 пункта 2 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела,  ...  Черин А.А. обратился в Управление социальной защиты населения Администрации г. Юрги с заявлением для определения и подтверждения статуса малоимущего в целях постановки на учёт и предоставления жилого помещения по договору социального найма. Данным заявлением Черин А.А, выразил своё согласие на обработку и использование его персональных данных для определения статуса малоимущего, содержащихся в заявлении и в представленных им документах, предупреждён об уголовной ответственности за достоверность предоставленных сведений. При этом документы о составе семьи, а также документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии, получаемых компенсаций и социальных выплат, о суммах начисленных пенсий, доплат к ним и пособий в отношении членов семьи Чериным А.А. не представлены, в связи с чем расчёт дохода и стоимости имущества был произведен только в отношении Черина А.А. без учёта совместно проживающих с ним членов его семьи.

Поскольку, Чериным А.А. и членами его семьи не представлены сведения о наличии других жилых помещений и сведения о доходах всех членов семьи, члены семьи Черина А.А. не выразили своего согласия на проверку полноты и достоверности представленных в отношении них сведений, правовых основания для признания Распоряжения начальница Управления социальной защиты населения Администрации г. Юрги от  ...  № у суда первой инстанции не имелось.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Юрги от  ...  № Черин А.А. исключен из списка граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в связи с не признанием в установленном порядке малоимущим.