АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 11 сентября 2018 года Дело N А40-136715/2018

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2018 года

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2018 года

Арбитражный суд в составе судьи Лапшина В. В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ

дело по заявлению ООО "АРАБИКА"

к ИФНС России N 26 по г. Москве

о признании незаконными и отмене Постановления от 31.05.18 N 22-06/746 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ООО "АРАБИКА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 26 по Москве об оспаривании постановления от 31.05.18 N 22-06/746 о привлечении ООО "АРАБИКА" к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

ИФНС России N 26 по Москве представила материалы административного дела и отзыв на заявление, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в нем.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

Судом установлено, что заявителем соблюден пятидневный срок для подачи заявления об изготовлении мотивированного решения.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.

Как следует из заявления, постановлением от 31.05.2018 N 22-06/746 ООО "АРАБИКА" привлечено к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

В обосновании своей позиции заявитель считает, что в рассматриваемом случае отсутствует событие административного правонарушения, а также состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Удовлетворяя требования ООО "АРАБИКА", суд исходит из следующего.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, в том числе, осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) Закон N 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 закона N 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части статьи Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция) установлен порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

В соответствий с пунктом 1.6 Инструкции, Инструкция распространяется на нерезидентов и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"), физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - резиденты).

Между ООО "АРАБИКА" и Московским представительством партнерства "Дебевойз энд Плимптон ЛЛП" (США) (далее - "Контрагент") заключен Договор поставки N 08/11-92 ОФ от 01.09.2011 г. с Дополнительным соглашением N 1 от 31.12.2013 г. (далее - "Договор поставки"), который был принят на обслуживание ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК.

Согласно части 3 статьи 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Таким образом, ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК является агентом валютного контроля.

В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Согласно Уведомлению N 8 от 13.07.2016 о поступлении рублей Российской Федерации от нерезидентов, направленного ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК (АО) ООО "АРАБИКА", в соответствии с которым ООО "АРАБИКА" должно было предоставить в срок до 15.08.2016 г. документов и информации, подтверждающих обоснованность осуществления операции от 12.07.2016 г. на сумму 16 760 рублей по Договору поставки.

В соответствии со штампом ДЖЕЙ ЭНД ТИ БАНК запрашиваемый документ: счет N 2795 от 08.07.2016 поступил в банк 14.02.2017, то есть на 183 дня позже установленного срока.

Таким образом, налоговый орган пришел к выводу, что ООО "АРАБИКА" не соблюдены требования пункта 1 части 2 статьи 24 Закона N173-ФЗ, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП.

15.05.2018 должностным лицом инспекции в отношении ООО "АРАБИКА" составлен Протокол об административном правонарушении N772620180402014301 по ч. 6.3 статьи 15.25 КоАП. Протокол об административном правонарушении составлен при участии генерального директора ООО "АРАБИКА".

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и материалов к нему, Инспекцией 31.05.2018 вынесено Постановление N 22-06/746 о назначении административного наказания.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, органом соблюден.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности, при осуществлении резидентами валютных операций.

Объективная сторона заключается в действиях (бездействии), повлекших представление форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций с просрочкой определенной продолжительности (до десяти дней включительно, от одиннадцати до тридцати дней включительно, от тридцати одного дня и более).

Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, являющееся резидентом и осуществляющее валютные операции.

Субъективная сторона, исходя из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, устанавливается лишь выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Согласно положениям части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России) в пределах своей компетенции могут запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, в том числе:

- документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности; документы, подтверждающие факт передачи результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов (пункт 9 части 4 статьи 23).

Как следует из материалов дела, копия Договора поставки была предоставлена в Джей энд Ти Банк (АО) до совершения вышеуказанной операции. Таким образом, предусмотренный законом обосновывающий операцию по зачислению денежных средств на счет ООО "АРАБИКА" документ был предоставлен в обслуживающий банк до совершения операции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Закона N173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Согласно пункту 1 части 2 статьи 24 Закона N173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

В соответствии частью 3 статьи 23 Закона N173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;

для представления агентам валютного контроля - Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (в рассматриваемый период) был утвержден Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N138-И.

Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных, а также иных операций в валюте Российской Федерации определен главой 3 Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N138-И.

В соответствии с п. 3.6 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N138-И резидент представляет в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней операций в следующих случаях:

при осуществлении валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки;

при зачислении на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от финансового агента (фактора) - резидента по договору финансирования под уступку денежного требования и (или) договору о последующей уступке денежного требования, вытекающего из договора (контракта), заключенного между резидентом и нерезидентом, по которому оформлен паспорт сделки;

при осуществлении валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет финансового агента (фактора) - резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента по договору (контракту), не предусматривающему оформление паспорта сделки. В этом случае финансовый агент (фактор) - резидент указывает в справке о валютных операциях код вида валютной операции, исходя из существа обязательств и вида контракта, по которому осуществляются расчеты нерезидента (за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них).

Резидент вправе представить указанные в п. 3.6 справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, при зачислении на его расчетный счет в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, при осуществлении валютных операций, не предусматривающих оформления паспорта сделки, в случае, указанном в пункте 3.14 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N138-И.

Поскольку паспорт сделки по Договору поставки не оформлялся, код операции в расчетном документе указан верно, у ООО "АРАБИКА" не возникла обязанность по предоставлению подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, предусмотренная Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N138-И.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.

Таким образом, в действиях ООО "АРАБИКА" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствиях ч.2 ст.211 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отме­не оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.