СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 октября 2018 года Дело N 33-10797/2018

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.М.

судей Батялова В.А., Шикина А.В.,

при секретаре Кочконян М.В.,

с участием представителя истца - Сабуровой Ю.А., представителя ответчика ООО "Ягуар Ленд Ровер" - Ускова Р.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Ягуар Ленд Ровер"

на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 18 июня 2018 года по иску

Нижегородской областной общественной организации потребителей "Центр защиты потребителей", действующей в интересах Сазонова Виктора Михайловича, к ООО "Автолига-Юг", ООО "Ягуар Ленд Ровер" о защите прав потребителей,

заслушав доклад судьи Батялова В.А., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Нижегородская областная общественная организация потребителей "Центр защиты потребителей", действуя в интересах Сазонова В.М., обратилась в суд с иском к ответчикам ООО "Автолига-Юг", ООО "Ягуар Ленд Ровер" и ООО "ААА Независимость Премьер Авто" о защите прав потребителей, в обоснование иска указав, что 07 сентября 2015г. Сазонов В.М. и Е.Н.В. заключили договор купли-продажи автомобиля Land Rover <данные изъяты>, VIN N. Истец принял и оплатил автомобиль.

Изготовителем автомобиля является Ягуар Ленд Ровер, страна происхождения - Соединенное Королевство, импортером автомобиля является ответчик ООО "Ягуар Ленд Ровер", что подтверждается паспортом транспортного средства N от 14 октября 2014г., а также дубликатом паспорта транспортного средства N от 04 марта 2017г. Уполномоченной организацией по реализации автомобиля истца, которая впервые продала автомобиль для потребителя и уполномоченной организацией по обслуживанию и ремонту автомобиля, является ООО "Автолига-Юг". Уполномоченной организацией по обслуживанию и ремонту автомобиля является ООО "ААА Независимость Премьер Авто".

Гарантийный срок на данный автомобиль установлен договором и составляет 36 месяцев или 100 000 км пробега, что наступит раньше.

Автомобиль регулярно проходил техническое обслуживание согласно регламенту, о чем имеются соответствующие отметки в гарантийной книжке с печатью и подписью ответственных лиц.

Также истец приобрел и установил у официального дилера ООО "Ягуар Ленд Ровер" ООО "Муса МОТОРС Джей Эл Эр" дополнительное оборудование - автоматические выдвижные подножки на автомобиль и оплатил слесарные работы по установке автоматических выдвижных подножек, что подтверждается заказ-нарядом и счетом N2000949172 от 19 апреля 2016г., на сумму 196418,70 руб.

22 сентября 2015г. истец обратился к официальному дилеру ответчика ООО "Ягуар Ленд Ровер" в г.Москве к ответчику ООО "ААА Независимость Премьер Авто" с жалобой на неисправности автомобиля, а именно: на панели приборов загорелось сообщения о неисправности АКПП, ручного тормоза, системы стабилизации; автомобиль перестал развивать мощность при движении и не разгонялся больше 80 км/ч. При передаче автомобиля на ремонт ответчику ООО "ААА Независимость Премьер Авто" автомобиль работал в штатном режиме, о чем и была сделана запись в актах от 29 сентября 2015г. о причине обращения. Ответчик ООО "ААА Независимость Премьер Авто" диагностировал множественные производственные дефекты автомобиля и согласно акту выполненных работ N 046502 от 29 сентября 2015г. и акту выполненных работ N062221 от 29 сентября 2015г. были произведены следующие работы по гарантии: заменена коробка передач (АКПП); заменены шланги радиатора, водяные шланги, сальник раздатки; заменен трубопровод масляного радиатора; произведено перепрограммирование ТСМ; доработана система охлаждения автомобиля. Автомобиль не эксплуатировался 8 дней.

29 сентября 2016г. на автомобиле истца появились стуки и скрипы при движении на неровной дороге, а также скрипы при открывании водительской двери.

04 января 2017г. истец обратился к официальному дилеру ответчика ООО "Ягуар Ленд Ровер" в г.Нижнем Новгороде к ответчику ООО "Автолига-Юг". Согласно заявке на ремонт NАЮ00-029550 от 04 января 2017г. ответчик ООО "Автолига-Юг" произвело диагностику подвески автомобиля. Но истец не получил данных о том, что явилось причиной появления посторонних звуков и какие именно работы были произведены и какие запчасти на автомобиле были заменены для устранения посторонних звуков. Истец полагает, что ответчик ООО "Автолига-Юг" не произвело никаких работ по устранению стуков и скрипов в автомобиле.

13 февраля 2017г. истец снова обратился к ответчику ООО "Автолига-Юг" с жалобой на неисправности заглушки личинки замка на двери водителя. 13 февраля 2017г. ответчику ООО "Автолига-Юг" произвело по гарантии замену крышку ручки передней двери и покраску автомобиля, что подтверждается актом выполненных работ NАЮ00-030239 от 13 февраля 2017г.

В марте 2017 г. в автомобиле истца опять проявились неисправности, автомобиль снова стал терять мощность при движении, стали проявляться подергивания при движении автомобиля, плохо переключались скорости коробки передач. Истец считает, что так проявились на его автомобиле дефекты коробки передач и двигателя.

На основании того, что повторно и неоднократно проявляются дефекты коробки передач (АКПП) и двигателя, 01 апреля 2017г., истец отправил в адрес ответчика ООО "Ягуар Ленд Ровер" претензию о возврате денежных средств, уплаченных за автомобиль, возмещении убытков, а также возмещении морального вреда, связанного с приобретением товара ненадлежащего качества.

03 апреля 2017г. ответчик ООО "Ягуар Ленд Ровер" получил данную претензию, что подтверждается уведомлением о вручении письма. 11 апреля 2017г. ответчик ООО "Ягуар Ленд Ровер" направил истцу ответ на его претензию, где пригласил истца на проведение проверки качества его автомобиля. 05 июня 2017г. истец предоставил свой автомобиль на проведение проверки качества на СТО ответчика ООО "Автолига-Юг" в г.Нижнем Новгороде. Сотрудники ООО "Автолига-Юг" провели проверку качества автомобиля и вернули автомобиль истцу.

Автомобиль неисправен с марта 2017 года, а с сентября 2017 года не эксплуатируется истцом. Истец считает, что неисправности и недостатки автомобиля являются основанием возврата денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи автомобиля. Поскольку недостатки являются существенными, повторно проявляются, то это нарушает право истца на безопасность товара, а также делает эксплуатацию автомобиля невозможной.

Определением Нижегородского районного суда от 13 июня 2018 года (т.3 л.д.43) принят отказ истца от исковых требований к ответчику ООО "ААА Независимость Премьер Авто", производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.

С учетом изменения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просил суд взыскать с ООО "Ягуар Ленд Ровер" в пользу Сазонова В.М. стоимость автомобиля <данные изъяты>, VIN N, уплаченную им по договору купли-продажи от 07 сентября 2015г., в размере 2800000 руб., разницу между ценой автомобиля на день покупки и на дату вынесения решения в размере 5900000 руб., а всего 8700000 руб., сумму оплаты дополнительного оборудования в размере 196418,70 руб., неустойку за каждый день просрочки с 14 апреля 2017г. по 29 мая 2018г. в размере 35757000 руб., расходы на отправку претензии в размере 2251 руб., сумму судебных расходов, а именно: оплат судебных экспертиз в размере 123548,55 руб., комиссию банка в размере 785 руб., оплату услуг СТО "Автолига-Юг" по проведению всех судебных экспертиз в размере 46087,86 руб., штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Взыскать солидарно с ООО "Автолига-Юг" и ООО "Ягуар Ленд Ровер" в пользу Сазонова В.М. компенсацию морального вреда в размере 300000 руб. А также взыскать с ООО "Ягуар Ленд Ровер" в пользу НОООП "Центр защиты потребителей" штраф в размере 50% от суммы штрафа, присужденной судом в пользу потребителя.

Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 18 июня 2018 года иск удовлетворен частично, постановлено:

Взыскать с ООО "Ягуар Ленд Ровер" в пользу Сазонова Виктора Михайловича денежные средства, уплаченные за автомобиль <данные изъяты>. VIN N, в размере 2800000 рублей 00 копеек, разницу между ценой на день покупки и ценой нового аналогичного автомобиля на день вынесения решения в размере 5900000 рублей 00 копеек, сумму оплаты дополнительного оборудования в размере 196418 рублей 70 копеек, неустойку за каждый день просрочки за период с 14 апреля 2017г. по 29 мая 2018г. в связи с отказом удовлетворить требования потребителя в досудебном порядке в размере 966716 рублей 04 копейки, расходы на отправку претензии в размере 2251 рублей 00 копеек, сумму судебных расходов, а именно: оплат судебных экспертиз в размере 123548 рублей 55 копеек, комиссию банка в размере 785 рублей 00 копеек, оплату услуг СТО "Автолига-Юг" по проведению всех судебных экспертиз в размере 46087 рублей 86 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей 00 копеек, штраф в размере 400000 рублей 00 копеек.

Обязать Сазонова Виктора Михайловича передать автомобиль <данные изъяты>, VIN N ООО "Ягуар Ленд Ровер" в течение 15 дней с момента получения присужденных денежных средств.

Взыскать с ООО "Ягуар Ленд Ровер" в пользу Нижегородской областной общественной организации потребителей "Центр защиты потребителей" штраф в размере 400000 рублей 00 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Нижегородской областной общественной организации потребителей "Центр защиты потребителей", действующей в интересах Сазонова Виктора Михайловича к ООО "Ягуар Ленд Ровер" отказать.

В удовлетворении исковых требований Нижегородской областной общественной организации потребителей "Центр защиты потребителей", действующей в интересах Сазонова Виктора Михайловича, к ООО "Автолига - Юг" отказать в полном объеме.

Взыскать с ООО "Ягуар Ленд Ровер" в местный бюджет государственную пошлину в размере 57815 рублей 67 копеек.

Взыскать с ООО "Ягуар Ленд Ровер" в пользу ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России оплату судебной экспертизы в размере 45000 рублей 00 копеек.

В апелляционном жалобе ООО "Ягуар Ленд Ровер" поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и отказе в иске. Общество ссылается на то, что к исковому заявлению не были приложены документы, подтверждающие обстоятельства на которые ссылается истец, в протоколе судебного заседания не отражены заявленные ответчиком ходатайства, материалами дела не подтверждено, что ООО "Ягуар Ленд Ровер" является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, заявитель жалобы выражает несогласие с заключением судебной экспертизы, выполненной ООО "Априори Эксперт", а также с взысканным судом размером неустойки и штрафа. Считает, что истец может предъявлять требования только в объеме денежных средств, уплаченных за бывший в употреблении товар, так как не является первоначальным покупателем. В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик просит о назначении повторной судебной экспертизы.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель истца доводы апелляционной жалобы считал необоснованными.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей ответчиков, а также возражения относительно жалоб представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В силу п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В статье 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона.

В случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю. При этом потребитель вправе требовать замены товара либо отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю. По истечении этого срока отказ от исполнения договора купли-продажи либо требования о замене технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона случаев: обнаружение существенного недостатка товара (п. 3 ст. 503, п. 2 ст. 475 ГК РФ), нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (ст. ст. 20, 21, 22 Закона), невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечисленные выше требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

При этом потребитель вправе предъявить требования о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) и незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

На основании абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года N 924 и предусматривает, что легковой автомобиль является технически сложным товаром.

В преамбуле Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" указано, что недостатком товара (работы, услуги) является несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. При этом существенный недостаток товара (работы, услуги) - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

На основании п. 4 ст. 24 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

Судом первой инстанции установлено и доказательствами по делу подтверждается, что 07 сентября 2015г. Сазонов В.М. и Е.Н.В. заключили договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>, VIN N, стоимость автомобиля составила <данные изъяты> руб., данные обстоятельства подтверждаются копией договора, представленной в материалы дела (т.3 л.д.31).

Материалами дела, а именно паспортом транспортного средства N от 14.10.2014г., дубликатом паспорта транспортного средства N от 04.03.2017г., также подтверждается, что изготовителем автомобиля является Ягуар Ленд Ровер Лимитед, страна происхождения Соединенное Королевство, импортером автомобиля является ответчик ООО "Ягуар Ленд Ровер".

Уполномоченной организацией по реализации автомобиля истца, которая впервые продала автомобиль для потребителя и уполномоченной организацией по обслуживанию и ремонту автомобиля, является ООО "Автолига-Юг". Уполномоченной организацией по обслуживанию и ремонту автомобиля является ООО "ААА Независимость Премьер Авто".

Гарантийный срок на данный автомобиль составляет 36 месяцев или 100 000 километров пробега, что наступит раньше.

22 сентября 2015г. Сазонов В.М. обратился к официальному дилеру ответчика ООО "Ягуар Ленд Ровер" в г.Москве к ООО "ААА Независимость Премьер Авто" с жалобой на неисправности автомобиля, а именно: на панели приборов загорелось сообщения о неисправности АКПП, ручного тормоза, системы стабилизации; автомобиль перестал развивать мощность при движении и не разгонялся больше 80 км/час.

Согласно акту выполненных работ N046502 от 29.09.2015г. и акту выполненных работ N062221 от 29.09.2015г. (т.1 л.д.38-39) были произведены следующие работы по гарантии: заменена коробка передач (АКПП); заменены шланги радиатора, водяные шланги, сальник раздатки; заменен трубопровод масляного радиатора; произведено перепрограммирование ТСМ; доработана система охлаждения автомобиля.

04.01.2017г. истец в связи с вновь появившимися стуками и скрипами при движении на неровной дороге, а также скрипами при открывании водительской двери, вновь обратился к официальному дилеру ответчика ООО "Ягуар Ленд Ровер" в г.Нижнем Новгороде к ответчику ООО "Автолига-Юг".