АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 22 декабря 2020 года Дело N А40-184109/2020

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Лихачевой О.В. (единолично)

рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, дело по иску ФГКУ Росгранстрой (ОГРН 1097746150292, ИНН 7709827266)

к ответчику АО "Росэлектроника" (ОГРН 1027739000475, ИНН 7710277994)

о взыскании на основании государственного контракта N Ф.2019.501941 от 16.08.2019 г. суммы штрафа (неустойки) в размере 5 000 руб.

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ: ФГКУ Росгранстрой обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "Росэлектроника" о взыскании на основании государственного контракта N Ф.2019.501941 от 16.08.2019 г. суммы штрафа (неустойки) в размере 5 000 руб.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.

30 ноября 2020 г. принята резолютивная часть решения в порядке, предусмотренном ст. 229 АПК РФ.

03 декабря 2020 г. в суд поступило, в установленный ст. 229 АПК РФ срок, заявление ответчика о составлении мотивированного решения.

Ответчиком представлен отзыв, в котором он против иска возражает.

От истца поступили письменные возражения на отзыв.

Исследовав все представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца и удовлетворении исковых требований в силу следующих обстоятельств.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между ФГКУ Росгранстрой (учреждение, заказчик) и АО "Росэлектроника" (общество, подрядчик) заключен государственный контракт N Ф.2019.501941 от 16.08.2019 г. на выполнение работ по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильного пункта пропуска Российской Федерации Брусничное, Ленинградская область.

Срок исполнения контракта установлен в п. 4.2 контракта: с даты заключения (16.08.2019 г.) по 31.07.2020 г. Цена контракта - 29 813 582,40 руб.

Контрактом установлен График выполнения работ - приложение N 2 к контракту.

Пунктом 1.4 контракта установлено, что график выполнения работ - это подписанный сторонами график, устанавливающий срок начала и срок окончания выполнения работ, являющихся предметом контракта.

Пунктом 4.1 контракта установлено, что работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с Графиком выполнения работ.

Пунктом 6.1.2 предусмотрено, что подрядчик обязан выполнить работы в срок, установленный графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту) в соответствии с Заданием на проектирование, требованиями Градостроительного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов РФ в области проектирования и строительства, действующих на момент передачи результата работ.

В пункте 6.1.3 указано, что подрядчик обязан обеспечить качественное выполнение работ в полном объеме и сдать результат выполненных работ государственному заказчику в соответствии с характеристиками, определенными Заданием на проектирование (Приложение N 1 к контракту), а также в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и иных нормативных актов РФ в области проектирования и строительства, действующих на момент передачи результата работ.

В силу п. 7.1 контракта, подрядчик обеспечивает надлежащим образом выполнение всех работ по контракту в сроки, предусмотренные Графиком выполнения работ.

Пунктом 7.2 предусмотрено, что подрядчик сдает государственному заказчику по месту нахождения государственного заказчика результаты выполненных работ, состав и сроки которых определены Графиком выполнения работ.

На основании п. 7.5 контракта, результаты работ по разработке проектной документации, включая согласования государственных контрольных органов, подрядчик сдает государственному заказчику в сроки, предусмотренные Графиком выполнения работ в объеме: два экземпляра разработанной проектной документации по объекту в полном объеме по Акту приема-передачи проектной документации с сопроводительным письмом государственному заказчику для проверки.

Однако подрядчиком нарушаются сроки исполнения контракта, установленные Графиком выполнения работ.

Пунктом 9.1 контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом.

В соответствии с п. 9.5 контракта, в случае просрочки подрядчиком обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно п. 6.1.2 контракта, установлена обязанность подрядчика выполнить работы в срок, установленный графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту) в соответствии с Заданием на проектирование, требованиями Градостроительного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов РФ в области проектирования и строительства, действующих на момент передачи результата работ.

Пунктом 1.5 Графика работ установлено, что подрядчик в срок 60 дней с даты заключения контракта (до 06.06.2020 включительно) должен был провести обследование.

Между тем, обследование в указанный срок не проведено.

Пунктом 1.2 Графика работ предусматривается, что подрядчик в срок до 31.05.2020 г. должен был выполнить вид работ "разработка проектной документации, согласование с Государственным заказчиком и государственными контрольными органами".

Однако до настоящего времени работы не исполнены.

Пунктом 9.8 контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2019 г. N 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается из расчета 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб.

Таким образом, размер штрафа по расчету истца составляет 5 000 руб.

Досудебный порядок разрешения спора сторонами соблюден.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В силу пункта 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявления, являются несостоятельными, поскольку не соответствуют нормам права, подлежащим применению при рассмотрении настоящего спора и фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела.

В исковом заявлении Учреждением допущена техническая ошибка (опечатка) в номере пункта Графика работ и сроке исполнения, за нарушение которого Ответчику выставлен штраф. Штраф выставлен за нарушение п. 1.5 Графика "разработка проектной документации, согласование с Государственным заказчиком и государственными контрольными органами", срок исполнения - 31.05.2020, что указано в направленном в рамках досудебного урегулирования спора требовании от 16.06.2020 г. N АС-1043/1Ф, ссылка на которое указана в исковом заявлении и которое также приложено к исковому заявлению. Таким образом, доводы, указанные Ответчиком в пункте 1 отзыва о рассмотрении Арбитражным судом города Москвы требования о взыскании штрафа за нарушение п. 1.2 Графика не могут быть приняты во внимание, поскольку штраф выставлен за нарушение п. 1.5 Графика.

В отзыве на исковое заявление Общество указывает, что в несвоевременном исполнении п. 1.5. Графика работ отсутствует вина Общества, как Подрядчика, поскольку задержка исполнения работ вызвана действиями заказчика, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Пункт 1.5 Графика работ включает в себя три подэтапа: разработку проектной документации, согласование проектной документации с государственным заказчиком и согласование проектной документации с государственными контрольными органами.

Указанные работы должны были быть выполнены в срок до 31.05.2020 включительно.

Работы, предусмотренные п. 1.5. являются, фактически, этапом, предваряющим исполнение Государственного контракта, поскольку заключительным этапом является получение положительных заключений ФАУ "Главгосэкпертиза России".

Своевременное исполнение п. 1.5. Графика работ возможно при условии своевременного исполнения предыдущих пунктов.

Однако пункты Государственного контракта 1.1 - 1.4 исполнены Обществом несвоевременно, что и повлекло за собой нарушение сроков разработки и согласования проектной документации.

Нарушение Обществом пунктов 1.1. - 1.4. Графика работ является предметом рассмотрения по делу N А40-114552/20-83-606. Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2020 исковые требования Государственного заказчика о взыскании штрафа удовлетворены.

В отзыве Общество указывает, что запросило у Государственного заказчика исходные данные письмом от 27.08.2019 N РЭ/Исх-ПО/7977, исходные данные представлены Государственным заказчиком 03.10.2019 письмом N АС-1621/1Ф.

При этом срок исполнения пункта 1.5 - 31.05.2020. Фактически у Подрядчика было семь с половиной месяцев для разработки и согласования проектной документации. Однако Подрядчик до сих пор не приступил к выполнению пункта 1.5. Графика работ.

Также в отзыве Общество указывает, что Отчет о результатах обследования технического состояния существующих зданий и сооружений АПП Ивангород и отчеты по инженерным изысканиям были направлены в адрес Государственного заказчика письмом от 30.12.2019 N РЭ/Исх-ПО/13119.

Между тем, отчет о результатах обследования технического состояния существующих зданий и сооружений должен был быть представлен 14.10.2019, а отчеты по инженерно-изыскательским работам - 13.11.2019.

В рабочем порядке замечания были направлены Государственным заказчиком 27.02.2020 и 03.03.2020, что прямо указано в письме от 06.03.2020 N АС410/1Ф, которым замечания были направлены официально.

С учетом нерабочих праздничных дней в начале января, а также того, что в феврале 28 календарных дней, замечания представлены Государственным заказчиком в течение 34 календарных дней (до 27.02.2020).

С учетом объема представленных для представления замечаний отчетов (отчет по исследованию состояния зданий и сооружений, отчеты по результатам инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий), срок их рассмотрения представляется более чем разумным.

Однако срок рассмотрения Государственным заказчиком никоим образом не влияет на нарушение Подрядчиком сроков исполнения Государственного контракта с учетом того, что Подрядчик изначально несвоевременно приступил к исполнению Государственного контракта. Государственный контракт начал исполняться только спустя 3 месяца после его заключения.

Указанные выше нарушения Подрядчиком сроков исполнения Государственного контракта уже были предметом рассмотрения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-114552/20-83-606.

Также в рамках указанного судебного спора были рассмотрены несвоевременная разработка и согласование демонстрационных материалов (концепция размещения объектов) (60 календарных дней с даты заключения Контракта - 14.10.2019, фактически представлено 02.12.2019) и разработка основных технических решений (90 календарных дней с даты заключения Контракта - 13.11.2019 - не выполнено).

В отзыве Общество указывает, что запросило у Государственного заказчика письмом от 13.11.2019 N РО/Исх-ПО/10964 данные, необходимые для выполнения проектных работ.

Однако 13.11.2019 - срок исполнения пункта 1.4 Графика работ - разработка основных технических решений. Фактически Общество запросило данные, которые посчитало необходимым для исполнения проектных работ, в срок, когда должны быть предоставлены основные технические решения, которые не предоставлены до сих пор.

Запрашиваемые данные были предоставлены Обществу 06.02.2020.

Срок для исполнения п. 1.5. Графика работ - 31.05.2020, таким образом, в распоряжении Общества было более трех месяцев.

Никакого нарушения условий Государственного контракта Государственным заказчиком не допущено.

Кроме того, относительно разработки и согласования демонстрационных материалов (концепции) суд отмечает следующее.

Государственным контрактом (п. 6.1.13) предусмотрена необходимость согласования разработанной проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (ГКО), и с Государственным заказчиком до момента ее направления на государственную экспертизу.

Состав и последовательность работ подробно изложены в Задании на проектирование (Приложение N 2 к Государственному контракту), в частности пунктом 9 установлен четкий порядок действий Подрядчика:

• анализ имеющейся исходно-разрешительной документации, подготовка полного перечня разрешительной документации;

• выполнение технического обследования существующих зданий и сооружений и составление отчета;

• выполнение инженерных изысканий и составление отчета;

• разработка демонстрационных материалов (концепции);

• разработка основных технических решений (ОТР);

• разработка проектной документации, в том числе на Узел специальной связи;