АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 5 марта 2021 года Дело N А40-248788/2020

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 05 марта 2021 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи М.Т. Кипель

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "НИКАМЕД" (127015, город Москва, проезд Бумажный, 14, стр2, ОГРН: 1037700031588, Дата присвоения ОГРН: 16.01.2003, ИНН: 7713046956)

к Московской областной таможне (124498, город Москва, город Зеленоград, проспект Георгиевский, дом 9, ОГРН: 1107746902251, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2010, ИНН: 7735573025)

о признании незаконным решения от 02.11.2020 г. по ДТ 10013160/261020/0600415,

В судебное заседание явились:

от заявителя: Привалова А. Ю. (по дов. от 01.01.2019 г. N 13 паспорт);

от ответчика: Волков В. В. (по дов. от 30.12.2020 г. N 61-27/193 удост.);

установил:

ООО "НИКАМЕД" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 02.11.2020г. по ДТ 10013160/261020/0600415.

Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Ответчик представил отзыв на заявление и материалы таможенного дела, возражает против удовлетворения заявленных требований.

Суд установил, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом установлено, ООО "НИКАМЕД" 26 октября 2020 осуществило ввоз на территорию России медицинские изделия -Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках, и предоставило ДТ N 10013160/261020/0600415 в Московскую областную таможню через систему электронного документооборота.

При заполнении деклараций в гр.36 "Преференция" Заявитель запросил "освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию технических средств, включая автомототранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов", указав в графе 47/5010 "УН" - условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза в соответствии с Классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (Прил.10 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) и сумму НДС по ставке 20%.

02 ноября 2020 года через ЭДО от таможенного органа поступило Решение с требованием внести изменения в ДТ N 10013160/261020/0600415 в отношении товара 2, 3, изменив в гр. 47 на 10% (НДС), но подлежащее фактической уплате (ИУ), с формулировкой "отказ в льготах 2, 3 товары", но без мотивировки причины внесения таких изменений в ТД.

Заявитель вынужден был откорректировать ДТ и оплатить НДС на общую сумму 1 023 056 (один миллион двадцать три тысячи пятьдесят шесть) рублей 56 копеек. После чего, таможенный орган поставил отметку "выпуск разрешен" на таможенную декларацию.

Заявитель посчитав Решение от 02.11.2020 по ДТ 10013160/261020/0600415 незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы Заявителя, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в силу следующего.

Подпунктом 1 п.1 ст.146 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно статье 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК РАЭС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные льготы); льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.

Льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов, (п. 3 ст. 49 ТК ЕЭС).

Подпунктом 1 п.2 ст.149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:

- медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения;

- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 г. N 1042 (в редакции ПП от 20.03.2018 N 307) утвержден Перечень медицинских товаров, реализации и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения НДС).

В данном Перечне в разделе III. "Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов", в п.35 указана "Одежда для инвалидов специального назначения, или иная специальная одежда, которая может быть использована только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе компрессионная одежда, перчатки компрессионные и защитные, чулки, носки...)" код ТН ВЭД61.

Судом установлено, что заявитель осуществил ввоз на территорию Российской Федерации "медицинские изделия -изделия компрессионные на нижние и верхние конечности в наборах и отдельных упаковках, технические средства реабилитации, одежда специального назначения для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, изг. Рехард Технолоджис ГМБХ, Германия", что указано в гр.31 декларации.

На добавочных листах к ДТ в разделах, описывающих товар, указаны наименования изделий: чулки/колготы (I-III класса компрессии) только для профилактики и реабилитации инвалидов, артикулы NN 1А210; 1А212; 1С154; 1С202; 2С154; 2С202; 2R236; 2R237; 1С102; 1С402; 2С302.

Регистрационное удостоверение NФСЗ 2012/13480 от 14.03.2018, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, подтверждает, что "Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и в отдельных упаковках: 1. Чулки, 2.Колготы" являются медицинским изделием и допущено к обращению на территории России. Декларация о соответствии РОСС ОЕ.АЯ46.Д75944 от 02.04.2018г., сроком действия до 01.04.2021 подтверждает надлежащее качество изделий.

Таможенный орган классифицировал изделия по ТН ВЭД в группе 61 - Колготы, чулки, гольфы, носки и подследники и прочие чулочно-носочные изделия, включая компрессионные чулочно-носочные изделия с распределенным давлением (например, чулки для страдающих варикозным расширением вен).

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181 -ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" (ст.1), реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ст.9).

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санитарно-курортное лечение; Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации (ст. 10 Закона).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПР) - комплекс мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР инвалида содержит в том числе технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.(ст.11 Закона).

В соответствии с Приказом Минтруда России от 28.12.2017 N 888н (ред. от 06.05.2019) "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" в Перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, (утв. РП РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 03.04.2020) одним из показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе являются: Стойкие умеренные, выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функции нижних конечностей (хроническое заболевание вен, соответствующее 4 -5 классу клинических проявлений международной классификации хронических болезней вен; лимфедема в стадии "слоновости" нижних конечностей); Стойкие умеренные, выраженные или значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.

При этом в Классификаторе технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н (ред. от 06.05.2019) указано: Бандаж компрессионный на нижнюю конечность, чулки (колготы) компрессионные.

ГОСТ Р 57768-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. "Бандажи ортопедические на суставы верхних и нижних конечностей. Типы и основные параметры" классифицирует изделия по области применения на теле человека, по назначению и по степени компрессии. Конструкция и материалы изделий должны обеспечивать ограничения нефизиологических движений области тела с целью поддержания мягких тканей в случае травмы (например, спортивной), болезни (например, ревматизма) и/или хирургической операции.

Национальный стандарт "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология". ГОСТ Р ИСО 9999-2014 устанавливает классификацию вспомогательных средств, специально изготовленных или общедоступных, для людей с ограничениями жизнедеятельности. Указанный стандарт использует терминологию МКФ, из которой исключены слова "инвалид" и "инвалидность", а взамен используются термины "ограничение деятельности", "вспомогательные средства".

В ГОСТ Р ИСО 9999-2014 указано, что определение "вспомогательное средство", используемое в настоящем стандарте, увязано с терминологией Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). МКФ является стандартом ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности как на уровне индивида, так и на уровне населения. МКФ была одобрена всеми странами-членами ВОЗ на 54-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22 мая 2001 года (резолюция WHA 54, 21). Вспомогательным изделием по МКФ является адаптированное или специально разработанное специализированное оборудование, изделия и технологии, повседневно помогающие людям, например протезные и ортопедические устройства, нейростимуляторы и т.п.

Раздел 04 "Вспомогательные средства для персонального медицинского лечения (самолечения)" ГОСТ Р ИСО 9999-2014 включает в себя подгруппу 04.06.06 "Чулки противоотечные для рук, ног и других частей тела. Одежда, которая оказывает пониженное, давление на тело для сдерживания или предотвращения отека после операций и на варикозные раны. Включает, например, упругие противоотечные бандажи трубчатой формы и чулки для рук и ног, уменьшающие или предотвращающие опухоли, вызванные проблемами кровообращения".

Из комплексного толкования выше перечисленных норм следует, что "Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках", производства Рехард Технолоджис ГМБХ, Германия, РУ N ФСЗ 2012/13480 от 14.03.2018 является компрессионной одеждой (чулки, носки), которая может быть использован исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, т.е. соответствует группе ТН ВЭД 61, указанной в п.32 Постановления Правительства N 1042.

Хроническое заболевание вен в соответствии с Международной классификацией - варикозное расширение вен нижних конечностей с воспалением, включая трофические изменения кожи и подкожных тканей; гиперпигментация и/или венозная экзема; липодерматосклероз и/или белая атрофия кожи. В Инструкциях к медицинскому изделию указано, что изделия, в том числе предназначены для профилактики рецидива венозной трофической язвы, острый тромбофлебит, сильные отеки, терапии флебологических и/или лимфологических заболеваний. Показания к применению: состояния после флебосклерозирования, инфаркта, инсульта, ожогов, травм, венозные симптомы, экзема и пигментация, дермато-липосклероз и белая атрофия, тромбоэмболия, отеки, липедема, лимфедема.

Экспертное заключение ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 23.10.2020 N 39862- 1ФБ.77/2020, представленное заявителем, подтверждает, что медицинские изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках - чулки, колготки, гольфы, носки, шорты, перчатки и рукава, по Регистрационному удостоверению N ФСЗ 2012/13480 от 14.03.2018, производства Рехард Технолоджис ГМБХ, Германия, предназначены для профилактики и лечения хронической венозной недостаточности, варикозного расширения вен и лимфостаза нижних и верхних конечностей. По мнению экспертов данные изделия могут быть охарактеризованы, как "специальная одежда, которая может быть использована только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе компрессионная одежда, перчатки компрессионные и защитные, чулки, носки, шлемы жилеты и т.д.)", описанная в п.35 Постановления Правительства РФ N 1042.

Указанные стандарты и экспертное заключение подтверждают использование указанного медицинского изделия в целях профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

Суд полагает, что поскольку в силу пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ медицинских изделий зарубежного производства, Заявитель правомерно указал в декларации в гр. 36 преференция освобождение от уплаты НДС. Таможенный орган неправомерно в Решениях от 19.10.2020 и 02.11.2020 потребовал в гр.36 указать преференцию со ставкой НДС 10%, ссылаясь на ПП РФ N 688 от 15.09.2008, не принимая во внимание, что Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р и Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н чулки (колготы) компрессионные включены в Перечень средств реабилитации инвалидов, предоставляемых в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, т.е. в целях профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

Кроме того, следует учесть, что указанные изделия ранее ввозились Заявителем (в течение 2020 года) не один раз и по декларациям N 10013160/120320/0130909; N 10013160/210820/0441600; N 10013160/190320/0145965; N 10013160/100820/0416249 таможенным органом была предоставлена льгота по НДС в соответствии с п.35 ПП N 1042.

Таможенный орган в обоснование своей позиции отмечает, что ввезенные товары по сути не являются средством реабилитации инвалидов, и широко используются гражданами без проблем со здоровьем, в частности, указанные изделия показаны для ношения женщинам во время беременности, а также лицам в дооперационном и послеоперационных периодах как профилактика тромбозов, что однозначно не свидетельствует о реабилитационной направленности товара.

В соответствии с п.7 ст. 3. НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

"Медицинские изделия - изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках, технические средства реабилитации, одежда специального назначения для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов" ввезенные заявителем являются средством реабилитации инвалидов, ввоз которых на территорию РФ освобожден от налога на добавленную стоимость, при этом Заявитель осуществил ввоз изделий, уплатив НДС в размере 10%.

При таких обстоятельствах требование таможенного органа об оплате налога по ставке 10% является незаконным.

Оспариваемое Решение принято 02 ноября 2020 года. Уплата таможенных платежей Заявителем осуществлена 16.10.2020 и 02.11.2020, из них НДС по п/п N 585229 на сумму 1 023 056, 56 руб.

Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.