АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 31 марта 2021 года Дело N А40-12711/2021

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 31 марта 2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Яцевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макеевой В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (119034, город Москва, улица Пречистенка, дом 22/2, строение 1, ОГРН: 1047796935295, Дата присвоения ОГРН: 06.12.2004, ИНН: 7710566322)

к Обществу с ограниченной ответственностью "СЕРВИС" (115088, город Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 4, корпус 4А, этаж 2, пом. XIV ком. 18, ОГРН: 1127747153830, Дата регистрации: 16.11.2012, ИНН: 7725774974)

об аннулировании лицензии МЧС России от 18.06.2014 N 77-Б/00885, выданную ООО "СЕРВИС" (ИНН: 7710566322)

при участии: от заявителя - Якобчук А.В. (Удостоверение ГПН N 37513, Доверенность N 23-230-4 от 25.12.2020), Ковбасник И.А. (Удостоверение ГПН N 37504, Доверенность N 23-229-4 от 25.12.2020); от ответчика - Лучковский К.В. (Удостоверение адвоката рег.номер 15/1253, Доверенность Б/N от 19.03.2021);

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об аннулировании лицензии МЧС России от 18.06.2014 N 77-Б/00885, выданной ООО "СЕРВИС" (ИНН: 7710566322).

Представители заявителя в судебное заседание явились, изложили позицию по заявленным требованиям.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, с целью подтверждения фактов, указанных в рапорте заместителя начальника Управления-начальника отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве, поступившем в Главное управление МЧС России по г. Москве заявителем проведена предварительная проверка соблюдения лицензионных требований ООО "СЕРВИС" (ИНН 7725774974), зарегистрированного по адресу: 115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 4А, эт. 2, пом. XIV, комн. 18.

ООО "СЕРВИС" имеет лицензию МЧС России N 77-Б/00885, предоставленную приказом Главного управления МЧС России по г. Москве от 18.06.2014 N 416 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Как указывает заявитель, в ходе предварительной проверки было установлено, что данная организация по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии (125430, г. Москва, ул. Фабричная, д. 6, стр. 3, пом. 1) отсутствует.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в суд.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено: юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Федеральный закон РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Статьей 2 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Законом N 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Частью 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензии, в том числе деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ предусмотрены случаи, в которых требуется переоформление лицензии, а именно: лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Частью 5 статьи 18 Закона N 99-ФЗ определено, что заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с п.3.2., 3.3 ст.10 Федерального Закона "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - "при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Вместе с тем, суд отмечает, что к административной ответственности Общество по вышеуказанным нарушениям не привлекалось.

При этом, по результатам предварительной проверки должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно было подготовить мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

В обоснование своих требований Заявитель ссылается на часть 5 статьи 18 Федерального закона РФ N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которой "в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц..

Вышеуказанная норма Закона N 99-ФЗ предусматривает пятнадцатидневный срок переоформления лицензии при реорганизации юридического лица и подтверждающем факте внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно прилагаемой выписке из единого государственного реестра юридических лиц адрес места нахождения Лицензиата не изменялся и остается прежним: 115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипиковская, д.4, корп.4А, эт.2, пом. XIV, комн. 18, реорганизация данного юридического лица не осуществлялась, другие изменения в единый государственный реестр юридических лиц не вносились.

При этом, как следует из пояснений Общества, место осуществления лицензируемого вида деятельности остается прежним, ООО "СЕРВИС" продолжает осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу: 125430, г. Москва, ул. Фабричная, д.6, стр.3, пом. I, в соответствии с Договором аренды помещения N 2020/145 от 21.12.2020.

В соответствии с п.20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе не является административно-правовой санкцией (наказанием за совершение какого-либо административного или иного правонарушения), а представляет собой специальную предупредительную меру, направленную на защиту охраняемых законодательством о лицензировании и правоотношений, в том числе - на обеспечение качества и безопасности выполняемых лицензиатом работ, оказываемых услуг.

Таким образом, применение указанной меры должно основываться на наличии предусмотренных ч. 11 статьи 20 Закона 99-ФЗ оснований для ее применения.

Из смысла вышеуказанных норм следует, что не переоформление лицензии в случае изменения места нахождения могло послужить основанием для выдачи предписания об устранении нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном действующим законодательством, привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение предписания в установленный срок.

В заявлении об аннулировании лицензии заявитель не представил доказательства направления ответчику предписания об устранении нарушений лицензионных требований.

Таким образом, непринятие заявителем предусмотренных законодательством мер для установления фактов грубых нарушений лицензионных требований, а также непринятие мер для устранения таких нарушений путем выдачи ответчику предписания, свидетельствует о недоказанности заявителем наличия предусмотренных статьей 20 Закона N 99-ФЗ достаточных оснований для аннулирования лицензии.

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, а также изложенной в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Такая крайняя мера, как аннулирование лицензии, должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности (Статья 2 Закона N 99-ФЗ).

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Такая крайняя мера, как аннулирование лицензии, должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности.

По мнению суда, заявитель не представил доказательств подтверждающих, что аннулирование Лицензии N 77-Б/00885, предоставленной приказом Главного управления МЧС России по г.Москве от 18.06.2014 N 416, является адекватной и справедливой мерой административного воздействия к ООО "СЕРВИС".

Кроме того, суд отмечает, что в ходе судебного заседания заявитель позицию Общества не оспорил.

При указанных обстоятельствах требование заявителя об аннулировании лицензии не подлежит удовлетворению.

На изложенного и руководствуясь ст. ст. 4, 8, 9, 64, 65, 71, 75, 110, 137, 167 -170, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: В.А. Яцева


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка