АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2021 года Дело N А40-265538/2020
Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2021 года
Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2021 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "ЗАВОД"
к ИФНС N 30 по г.Москве, УФНС России по г.Москве
о признании незаконным действия от 18.05.2020г. мер поддержки, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 24.04.2020г. N 576,
при участии:
от заявителя - Орлянский М.В., дов. от 15.02.2021г., диплом
от ответчика - Романовская Н.С., дов. от 18.01.2021 г., диплом (ИФНС N 30), Гудченкова Ю.С., дов. от 13.01.2021 года N 55, диплом (УФНС)
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЗАВОД" (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС N 30 по г. Москве, УФНС России по г. Москве с требованием признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в направлении сообщения от 18.05.2020 года об отказе в предоставлении ООО "Завод" (ОГРН 1157746403451, ИНН 7730155338) мер поддержки, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576.
Представитель заявителя требования уточнил в порядке ст. 49 АПК РФ, просил признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве об отказе в предоставлении ООО "Завод" (ОГРН 1157746403451, ИНН 7730155338) мер поддержки, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, выраженное в сообщении от 18.05.2020 года; признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве об отказе в удовлетворении жалобы ООО "ЗАВОД" на решение Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, выраженное в письме от 02.11.2020 N 27-16/167867@.
Представители ответчика возражали против удовлетворения требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы явившихся представителей, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Как следует из представленных документов, 07.05.2020 ООО "Завод" через личный кабинет налогоплательщика направлено в инспекцию заявление о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576).
На основании сообщения от 18.05.2020 обществу отказано в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, по причине того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434).
По результатам рассмотрения интернет-обращения ООО "Завод" от 19.05.2020 по вопросу получения безвозмездной финансовой помощи малым и средним предприятиям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, инспекцией письмом от 04.06.2020 N 11-11/14431500 указано на невыполнение обществом требований абзаца второго пункта 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576.
Не согласившись с правомерностью сообщения инспекции от 18.05.2020 об отказе в предоставлении обществу субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, и разъяснений, содержащихся в письме инспекции от 04.06.2020 N 11-11/14431500, ООО "Завод" обратилось в УФНС России по г. Москве с жалобой, в которой просило отменить решение инспекции об отказе в предоставлении субсидии и принять новое решение о предоставлении обществу субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576.
По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы ООО "Завод" Управление в письме от 02.11.2020 N 27-16/167867@ указано на несоответствие основного вида экономической деятельности общества, содержащегося в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.03.2020, требованиям, обозначенным в пункте 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, что исключает возможность получения субсидии.
Письмо Управления от 02.11.2020 N 27-16/167867@ направлено в адрес ООО "Завод" 05.11.2020 почтовой корреспонденцией
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчиков, при этом исходит из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр для перечисления, формируемого ФНС России, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В соответствии с пунктом 4 Правил размер субсидии рассчитывается, исходя из количества работников в марте, умноженное на 12 130 рублей (минимальный размер оплаты труда).
Количество работников организации (индивидуального предпринимателя) определяется на основании данных отчетности СЗВ-М, представленной в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил с учетом изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2020 N 894, срок направления заявлений для получения субсидий за апрель и май 2020 года установлен не позднее 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр для перечисления субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками, согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 Правил налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленного пунктом 5 Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
Как следует из материалов настоящего дела, 07.05.2020 от ООО "Завод" в инспекцию через личный кабинет налогоплательщика поступило заявление о предоставлении субсидии, по результатам проверки которого сформировано сообщение об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020. В ходе проверки установлено, что отрасль, в которой ведется деятельность заявителя, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
В частности, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, основным видом экономической деятельности ООО "Завод" являлась "Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе" (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) - 68.31).
Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, экономическая деятельность по коду ОКВЭД - 68.31 "Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе" не относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Изменения в ЕГРЮЛ, на основании которых основной вид деятельности ООО "Завод" изменен на "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" (код ОКВЭД - 56.10), внесены 10.07.2020.
Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, основной вид экономической деятельности определяется на основании кода по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ в соответствии с подпунктом "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
При регистрации юридического лица при создании в регистрирующий орган представляется, в частности, заявление по форме N Р11001, при этом в листе "И" указываются сведения о кодах по ОКВЭД. В указанном листе должны быть указаны коды деятельности по ОКВЭД, которую будет осуществлять создаваемое юридическое лицо (пункт 2.16 Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств").
Таким образом, основным видом деятельности юридического лица будет являться тот вид деятельности, который был указан при регистрации при заполнении формы N Р11001.
Впоследствии при внесении изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ в отношении осуществляемых видов деятельности, как связанных с изменением учредительных документов, так и без изменения учредительных документов, в заявлениях N Р13001 и N Р14001 соответственно должны быть также указаны основной и дополнительный виды экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней с момента изменения вида деятельности относительно кодов по ОКВЭД, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Если сведения об изменении основного вида деятельности своевременно не внесены в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности в целях получения субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 -N 576 будет являться основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года (письмо ФНС России от 07.08.2020 N БС-4-11/12712@, решения Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2020 по делу N А40-145626/2020, от 30.12.2020 по делу N А40-192861/2020, от 02.02.2021 по делу N А40-208402/2020, от 04.02.2021 по делу N А40-192881/2020, от 12.10.2020 по делу N А40-111146/2020 (оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020), постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А40-134982/2020).
Как указывалось ранее, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, основной осуществляемый обществом вид экономической деятельности - "Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе" (код ОКВЭД - 68.31), который не входит в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434. В этой связи у заявителя отсутствует право на получение субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576.
Учитывая вышеизложенное, по результатам рассмотрения заявления общества от 07.05.2020 инспекцией правомерно вынесено сообщение от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576; соответственно, действия инспекции являются законными и обоснованными.
В отношении требований заявителя к Управлению ФНС по г. Москве суд приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Письмо Управления от 02.11.2020 N 27-16/167867@ является результатом действий вышестоящего налогового органа по рассмотрению жалобы ОО "Завод" на отказ инспекции в предоставлении обществу субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Непосредственно письмо Управления от 02.11.2020 N 27-16/167867@ не нарушает прав налогоплательщика, так как в данном случае права налогоплательщика затрагивают ненормативные правовые акты инспекции, а не письмо Управления по результатам рассмотрения жалобы общества.
Письмо Управления от 02.11.2020 N 27-16/167867@ принято в пределах полномочий, не создает каких-либо ограничений либо запретов для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и не обязывает совершать налогоплательщика какие-либо действия. Факты, обосновывающие неправомерность принятого Управлением письма, в заявлении ООО "Завод" не указываются, в связи с чем основания, предусмотренные статьей 198 АПК РФ для признания оспариваемого письма Управления незаконным, отсутствуют.
Данная позиция также подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2009 N 11346/08.
При указанных обстоятельствах заявленные требования не могут быть признаны обоснованными.
Согласно ст. 13 ГК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В данном случае судом не установлено нарушения прав и охраняемых законом интересов Заявителя оспариваемым решением ответчика, а само решение соответствует закону.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.