АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 1 апреля 2021 года Дело N А40-250890/2020

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2021 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

председательствующего - судьи Е.А. Аксеновой,

при секретаре судебного заседания - И.М. Березовского

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Система" (109316, город Москва, проспект Волгоградский, дом 6, эт 1 пом IV ком 8, ОГРН: 5187746029213, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2018, ИНН: 9709040610)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (125373, город Москва, проезд Походный, двлд 3, стр 2,, ОГРН: 1047796991550, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7733506810)

третьи лица: 1) ООО "МАИВ-Сервис", 2) ИФНС N 9 по г. Москве,

о признании незаконными действий,

При участии:

от заявителя: Амелина С.Ю. (по дов. от 05.02.2021 г. б/н паспорт);

от ответчика: Коршунов М.В. (по дов. от 18.09.2020 г. N 07-17/065965 удост.);

от третьего лица 1: Федятин С. Е. (по дов. от 01.04.2019 г. N б/н, паспорт);

от третьего лица 2: Маляренко А. В. (по дов. от 22.09.2020 г. N 05-04 удост.);

УСТАНОВИЛ:

ООО "Система" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве по внесению записи в ЕГРЮЛ от 06.11.2020г. N 2207711739410 о недостоверности сведений о местонахождении юридического лица и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Система".

Ответчиком представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ООО "МАИВ-Сервис" в судебном заседании поддержал позицию заявителя.

Представитель ИФНС N 9 по г. Москве в судебном заседании поддержал позицию ответчика.

Изучив все материалы дела, доводы отзыва на заявление, исследовав и оценив все имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Согласно статье 4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Пунктом 4 статьи 5 Закона о регистрации предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Порядок представления документов для государственной регистрации установлен статьёй 9 Закона о регистрации, в соответствии с пунктом 1.1 которой требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона о регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Как установлено судом согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, местом нахождением и адресом ООО "СИСТЕМА" является: 109316, г. Москва, Волгоградский пр-т, д.6, эт.1, пом. IV, ком.8.

В целях проверки достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, на основании пп. г) п.4.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ проведены мероприятия по проверки юридических лиц, на предмет их фактического нахождения по адресу: 109316, г. Москва, Волгоградский пр-т, д.6.

18.08.2020 должностным лицом ИФНС России N 9 по г.Москве при участии Федянина С.Е. составлен протокол по результатам осмотра объекта недвижимости N 2100. Должностным лицом ИФНС России N 9 по г.Москве установлен факт отсутствия исполнительного органа ООО "СИСТЕМА" по указанному адресу, признаков осуществления финансово-хозяйственной деятельности Общества не выявлено.

Федянин С.Е., действующий на основании доверенности от 14.08.2020, выданной ООО "МАИВ-Сервис", сообщил об отсутствии по адресу: 109316, г. Москва, Волгоградский пр-т, д.6 организаций согласно перечню (приложение N 1) прилагаемому к протоколу осмотра объекта недвижимости N 2100 от 18.08.2020, а также представил договоры аренды и реестр арендаторов, располагающихся по указанному адресу. Дата и подпись участвующего в осмотре объекта недвижимости Федянина С.Е. в протоколе осмотра объекта недвижимости N 2100 от 18.08.2020 зафиксированы.

Таким образом, налоговый орган пришел к выводу о том, что в отношении ООО "СИСТЕМА" установлен факт недостоверности сведений о месте нахождения и адресе ООО "СИСТЕМА".

В соответствии с п.6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установив недостоверность содержащихся в нем сведений об ООО "СИСТЕМА", Инспекцией, в адрес Общества, учредителю (участнику) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица Туймасовой Л.Р. направлено Уведомление о недостоверности от 21.09.2020 N 06-12/064802/4640, что подтверждается представленным по делу доказательствами в виде списка простых почтовых отправлений от 01.10.2020, направленных через отделение связи с печатью и наименованием места приема почтового отделения, накладной простых постовых отправлений от 01.10.2017.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности ООО "СИСТЕМА" не сообщило в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения и не представило документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление о недостоверности.

Поскольку Обществом не были представлены документы, подтверждающие достоверность сведений о месте нахождения и адресе, Инспекцией внесена запись за ГРН N 2207711739410 от 06.11.2020 о недостоверности сведений о месте нахождения и адресе ООО "СИСТЕМА".

Не согласившись с действиями ответчика о внесении записи за ГРН N 2207711739410 от 06.11.2020 о недостоверности сведений о месте нахождения и адресе ООО "СИСТЕМА", заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.

Суд приходит к выводу, что принимая оспариваемое решение налоговым органом не учтено следующее.

В соответствии с п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (п.3 ст.54 ГК РФ). Аналогичные положения содержаться в п.2 ст.8 ФЗ от 08.08.01. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен в статье 17 Закона о государственной регистрации.

В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации адрес юридического лица отражается в Едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом. Указанный в этих целях адрес может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения им юридически значимых сообщений, поступивших по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и риск отсутствия в указанном месте своего представителя, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Иных, предусмотренных в законе оснований для внесения записи о недостоверности адреса местонахождения юридического лица законом не предусмотрено. Воля собственника помещения - арендодателя и воля юридического лица - арендатора на его местонахождение по заявленному адресу подтверждена документально, что регистрирующим органом не оспаривается.

Заявитель находится по указанному адресу, имеет действующий договор аренды, производит платежи по договору, регулярно получает корреспонденцию, в том числе от налогового органа.

Отсутствуют доказательства и правовое обоснование со стороны инспекции, что отсутствие по юридическому адресу в момент проведенной проверки лично генерального директора Общества повлекло какие-либо негативные последствия для третьих лиц, нарушило их права и законные интересы, а также указанное не может являться единственным и достаточным основанием для внесения оспариваемой записи в ЕГРЮЛ.

Доказательства проведения инспекцией мероприятий, необходимых для установления всех обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности места нахождения юридического лица, в том числе установление собственников помещения по данному адресу, опрос указанных лиц, а также других лиц, возможно, располагающих сведениями о юридическом лице, в деле отсутствуют.

Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ перед внесением в ЕГРЮЛ оспариваемой записи регистрирующий орган в обязательном порядке проводит соответствующую проверку, по результатам которой юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и руководителю направляется уведомление о необходимости представления достоверных сведений. Указанные действия регистрирующим органом не проводились, а спорная запись была внесена произвольно.

В соответствии с п.5 ст.51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с п.1 ст.25.1 ФЗ от 08.08.01. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права. Жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав через регистрирующий орган, решение которого обжалуется (п.1 ст.25.3 Закона).

Поскольку на дату внесения записи о недостоверности адреса местонахождения юридическое лицо осуществляло деятельность по спорному адресу, а оспариваемая запись в ЕГРЮЛ не отражает действительных сведений о деятельности Общества, нарушают права и интересы Общества как самого Общества, так и иных лиц, действия по её внесению в ЕГРЮЛ подлежат признания незаконными.

С другой стороны, юридическое лицо вправе устранить недостоверность сведений в ЕГРЮЛ путем обжалования действий регистрирующего органа по внесению указанной записи в вышестоящий регистрирующий орган и/или в суд, а также представив в регистрирующий орган документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений сведения, в отношении которых содержится запись о недостоверности.

Согласно ст.6 ФЗ РФ от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; п.1 ст.51 ГК РФ; Приказу Минфина России от 15.01.2015 N 5н; Разъяснениям ФНС России от 15.03.2010г., Письму ФНС РФ от 04.10.2005 N 26-4-03/1183@ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.

Сведения ЕГРЮЛ для третьих лиц имеют правоустанавливающее значение и обязательны для всех третьих лиц. Презумпция общеизвестности обеспечивается доступностью и открытостью сведений реестра. Такая позиция проистекает из смысла ФЗ РФ от 08.08.2001г. N 129-ФЗ, согласно которому во избежание ущемления прав и законных интересов третьих лиц, в реестре не должны содержаться недостоверные записи (Постановление 17 ААС от 29.05.2009г. N 17АП-3667/2009-АК, Постановление ФАС У О от 01.10.2009г. N Ф09-6344/09-С4).

Согласно части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица является одним из идентифицирующих признаков юридического лица. В соответствии с пунктом "в" части 1, частью 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц указывается адрес (место нахождения), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, об изменении данного адреса юридическое лицо обязано сообщить регистрирующему органу. В силу части 3 статьи 19 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случаях, предусмотренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

На основании ст.54 ГК РФ местом нахождения организации определяется место ее государственной регистрации, если в соответствии с федеральным законом в учредительных документах не установлено иное. В свою очередь, исходя из смысла ФЗ РФ от 08.08.2001г. N 129-ФЗ Сведения ЕГРЮЛ для третьих лиц имеют правоустанавливающее значение и обязательны для всех третьих лиц. Презумпция общеизвестности обеспечивается доступностью и открытостью сведений реестра.

Таким образом, содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения в силу требований федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" должны отвечать принципу достоверности и не могут вводить в заблуждение участников экономической и иной предпринимательской деятельности.

Наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ является безусловным нарушением прав неограниченного круга лиц, создавая для них объективные риски.

Наличие таких сведений нарушает, кроме прочего, права общества в сфере хозяйственной деятельности, а также право на отражение достоверных данных в ЕГРЮЛ. (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.10.2020 N Ф10-3888/2020 по делу N A48-13049/2019)