АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 2 июня 2006 года Дело N А56-20569/2005


[Суд признал недействительным решения ИФНС о доначислении заявленных к возмещению сумм НДС, так как довод налогового органа об отсутствии у заявителя товарно-транспортных накладных не является основанием для отказа в возмещении НДС и объясняется условиями договоров поставки товаров, заключенных между обществом и его контрагентами, факт передачи заявителем товара покупателю подтверждается представленными налоговому органу товарными накладными, НК РФ также не предусматривает в качестве основания для отказа в возмещении НДС наличие недостатков в товарных или товарно-транспортных накладных, оформленных в связи с реализацией налогоплательщиком импортируемого товара на внутреннем рынке]

___________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2006 года данное решение оставлено без изменения.

___________________________________________________________________


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску: истец - ООО "Балт-Сервис", ответчик - МИФНС РФ N 11 по СПб, о признании недействительным решения, установил:

ООО "Балт-Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Санкт-Петербургу о признании недействительными решений N 12-11/08261 от 17.12.2004, N 12-11/09262 от 07.01.2005, N 12-11/10277 от 11.02.2005, N 12-11/11278 от 21.03.2005 и обязании возвратить НДС в сумме 1502125 руб. за август 2004 года, 661506 руб. за сентябрь 2004 года, 2308704 руб. за октябрь 2004 года, 1861473 руб. за ноябрь 2004 года.

Заинтересованное лицо в судебное заседание явилось, отзыв не представило.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил.

Межрайонной инспекцией ФНС России N 11 по Санкт-Петербургу проведены камеральные проверки ООО "Балт-Сервис" по вопросу обоснованности предъявления к налоговому вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2004 года.

На основании материалов проверок налоговым органом приняты решения от 17 декабря 2004 года N 12-11/08261, от 7 января 2005 года N 12-11/09262, от 21 марта 2005 года N 12-11/11278 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Этими же решениями обществу:

доначислен НДС за август, сентябрь, ноябрь 2004 года в связи с тем, что общество не имеет право на возмещение НДС в соответствии с п.2 ст.173 НК РФ;

предложено уплатить в бюджет НДС за август, сентябрь, ноябрь в суммах, которые налогоплательщик уже уплатил в бюджет и предъявил к возмещению в декларациях по этим периодам.

В соответствии с пунктом 2 ст.173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Из приведенных норм НК РФ следует, что для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплаты НДС таможенным органам и принятия на учет импортных товаров их покупателем.

Документами, представленными в налоговый орган, общество подтвердило соблюдение всех вышеуказанных условий, необходимых в силу статей 171, 172 НК РФ для предъявления НДС к вычету в августе, сентябре и ноябре 2004 года.

Факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и уплата таможенных платежей подтверждаются представленными заявителем в налоговый орган грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенных органов о выпуске товаров для свободного обращения и платежными документами с отметкой таможенного органа о списании в бюджет денежных средств с депозитного счета таможни в счет уплаты сумм НДС в составе таможенных платежей.

Принятие на учет обществом импортируемого товара и дальнейшая его реализация подтверждаются контрактом, договорами поставок, заключенными с ООО "Айсберг", оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам бухгалтерского учета "41", "60.11", "62", "76.5", "19", книгами покупок и продаж, товарными накладными и счетами-фактурами. Все перечисленные документы были представлены заявителем в налоговый орган.

Довод налогового органа о том, что обществом не представлены товарно-транспортные накладные на транспортировку товара и, следовательно, не подтвержден соответствующими документами факт передачи поставщиком груза организации-перевозчику и факт выдачи груза перевозчиком получателю, также не может быть признан обоснованным.

Отсутствие у заявителя товарно-транспортных накладных объясняется условиями договоров поставки товаров, заключенных между обществом и ООО "Айсберг", которые предусматривают самовывоз импортируемого товара покупателем со склада, указанного поставщиком (пункт 4.2 договоров).

Факт передачи заявителем товара покупателю - ООО "Айсберг" подтверждается представленными налоговому органу товарными накладными, составленными по форме N ТОРГ-12 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 года N 132).

В соответствии с названным постановлением данная форма применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, налоговым органом не учтено, что в отношении товаров к учету принимаются первичные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций, в том числе накладные, составленные по форме N ТОРГ-12, которые могут выступать как приходными, так и расходными товарными документами.

Наряду с этим необходимо отметить, что НК РФ не предусматривает в качестве основания для отказа в возмещении НДС наличие недостатков в товарных или товарно-транспортных накладных, оформленных в связи с реализацией налогоплательщиком импортируемого товара на внутреннем рынке.

В оспариваемых решениях налоговый орган, не опровергая по существу правомерность применения заявителем налоговых вычетов, на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности общества предположил, что целью деятельности общества является не извлечение прибыли, а возмещение сумм НДС из бюджета.

В обоснование данной позиции инспекция указывает на то, что уставный капитал общества соответствует минимально установленному законодательством, среднесписочная численность работающих за 9 месяцев составила 1 человек; не полностью осуществлена оплата товара: заявителем - по контракту, покупателем (ООО "Айсберг") - по договорам поставки, Заявитель не предпринимает меры к взысканию дебиторской задолженности.

В связи с приведенными обстоятельствами налоговый орган сделал вывод о том, что общество заключило сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности, а потому не имеет права на возмещение налога, уплаченного таможенным органам при ввозе импортного товара.

Условиями заключенных с покупателями импортного товара договоров предусмотрено, что оплата поставок производится на условиях коммерческого кредита (пункт 6.2 договоров N 10, 11, 15 и пункт 6.2 договоров N 14 и 16), чем объясняется наличие у заявителя дебиторской задолженности за поставленный товар.

Налогоплательщиком 11.05.2005 заключены дополнительные соглашения к контрактам, согласно которым оплата за товар производится в течение 390 дней от даты таможенного оформления на территории РФ.

Кроме того, перечисленные налоговым органом обстоятельства сами по себе не влияют на возникновение у налогоплательщика права на налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ, поскольку они не предусмотрены действующим налоговым законодательством Российской Федерации в качестве оснований для отказа налогоплательщику в возмещении НДС.

Исполнение заявителем и его российскими контрагентами обязательств по оплате товара также не является условием возмещения НДС и находится вне сферы регулирования налогового законодательства.

Кроме того, названные обстоятельства не могут служить и безусловным основанием для вывода о том, что целью деятельности общества является возмещение сумм НДС из бюджета, то есть не могут свидетельствовать о его недобросовестности.

Как указывалось выше, в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ право налогоплательщика на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации обусловлено фактом уплаты сумм налога таможенным органам и фактом принятия на учет товара.

Других ограничений при предъявлении к вычету налога на добавленную стоимость в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится.

При этом правовым значением такого возмещения является компенсация затрат налогоплательщика по уплате данного налога.

Таким образом, в силу названной нормы, факт и условия дальнейшей реализации товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, равно как и наличие кредиторской и дебиторской задолженности по их оплате, не имеют правового значения для реализации права налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

Налоговый орган не доказал, каким образом указанные им обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности общества, не доказал невозможность принятия к вычету заявленных организацией в декларации сумм таможенного НДС.

На основании материалов проверки налоговым органом также принято решение от 11 февраля 2005 года N 12-11/10277 об отказе в возмещении НДС из бюджета по внутреннему рынку по налоговой декларации за октябрь 2004 года.

Как следует из решения, для проверки обоснованности производства Заявителем налоговых вычетов по НДС налоговый орган обратился к заявителю с требованием N 12-04-1/11714к от 22.12.2004 о предоставлении документов. Не получив ответа, налоговый орган обратился к заявителю с повторным требованием N 12-05-1/2898к от 17.02.2005 (а не от 07.02.2005, как указывает инспекция в своем решении), то есть после вынесения обжалуемого решения.

ООО "Балт-Сервис" утверждает, что ни первого, ни второго требования общество не получало, а следовательно, объективно не могло представить имеющиеся у общества и истребуемые инспекцией документы.

Указанные обстоятельства подтверждаются тем, что общество своевременно представляло в инспекцию все необходимые для вычета по НДС документы за август, сентябрь и ноябрь 2004 года, а также тем обстоятельством, что инспекция не привлекла общество к ответственности за неисполнение требований о предоставлении документов за октябрь 2004 года.

На том основании, что указанные документы не были представлены в налоговый орган, последний сделал вывод о неправомерности предъявления к возмещению таможенного НДС заявителем.

Между тем, основным условием для применения налоговых вычетов по НДС является наличие у налогоплательщика документов, поименованных в пункте 1 ст.172 НК РФ. Эти документы имелись и имеются у налогоплательщика, могли быть представлены налоговому органу в случае получения от него требования и представлены в арбитражный суд в приложении к заявлению общества.

Заявитель считает, что он не должен нести неблагоприятные последствия из-за ненадлежащего применения налоговым органом форм налогового контроля, предусмотренных п.1 ст.31 НК РФ.

В подтверждение своего права на применение вычетов по НДС в сумме, заявленной в декларации по НДС за октябрь, необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 ст.173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Из приведенных норм НК РФ следует, что для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплаты НДС таможенным органам и принятия на учет импортных товаров их покупателем.

Документы, имеющиеся у заявителя, подтверждают соблюдение им всех вышеуказанных условий, необходимых в силу статей 171, 172 НК РФ для предъявления НДС к вычету в октябре 2004 года.

Факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и уплата таможенных платежей подтверждаются представленными суду грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенных органов о выпуске товаров для свободного обращения и платежными документами с отметкой таможенного органа о списании в бюджет денежных средств с депозитного счета таможни в счет уплаты сумм НДС в составе таможенных платежей.

Принятие на учет обществом импортируемого товара и дальнейшая его реализация подтверждаются контрактом, договорами поставок, заключенными с ООО "Айсберг", оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам бухгалтерского учета "41", "60.11", "62", "76.5", "19", книгами покупок и продаж, товарными накладными и счетами-фактурами.

Налогоплательщиком представлены доказательства частичной оплаты товара инопартнеру, доказательства уплаты НДС в бюджет.

Заявитель предпринимает меры к взысканию задолженности с контрагента ООО "Айсберг", обратившись с исковым заявлением в суд, что подтверждается определением о принятии заявления от 04.04.2006.

Кроме того, исходя из статьи 146 Кодекса к объектам обложения налогом на добавленную стоимость относятся, в частности, операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Статьей 143 Кодекса предусмотрено, что при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивают лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 пункта 1 статьи 318 Таможенного кодекса Российской Федерации в состав таможенных платежей входит налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Порядок предъявления налога на добавленную стоимость к вычету, в том числе уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, определен в статье 172 Кодекса, согласно которой налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.