АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2006 года Дело N А56-11759/2006      


[Суд удовлетворил требование о признании недействительным решения МИФНС в части привлечения к ответственности за неуплату НДС, доначислений по НДС, размера штрафных санкций по п.1 ст.126 НК РФ, требования об уплате налога, поскольку содержание требования инспекции о представлении документов не позволяет определить, в каком количестве истребованы документы, фактически общество не представило 8 документов, так как не была обоснована необходимость представления 16 документов, решение о привлечении к налоговой ответственности вынесено в отсутствие документального подтверждения об извещении налогоплательщика о результатах проведения проверки, кроме того, инспекцией грубо нарушены положения, касающиеся порядка определения налоговой базы, исчисления налога, что является безусловным основанием для признания недействительным решения налогового органа]

___________________________________________________________________
Постановлением 13 арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2006 года данное решение изменено. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2007 года постановление 13 арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2006 года отменено. Данное решение оставлено в силе.

___________________________________________________________________


Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 22 августа 2006 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "ОРИОН" к Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу о признании решения недействительным, установил:

ООО "ОРИОН" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 11 по СПб N 379/10-10/363 от 31.10.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования об уплате налога N 43532 по состоянию на 02.12.2005.

Требования заявителя основаны на правомерности заявленных налоговых вычетов, соблюдении требований ст.ст.171-173 НК РФ, процессуальные нарушения при вынесении решения. Ответчик представил отзыв на заявление. Налоговые вычеты не подтверждены в связи с непредставлением документов по запросу налогового органа.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил следующее:

Налоговым органом было вынесено решение N 379/10-10/363 от 31.10.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с данным решением, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, за непредставление документов, в виде штрафа в размере 800 руб., за неуплату НДС, в соответствии с п.1 ст.122 НК РФ, в виде штрафа в размере 778193 руб., предложено уплатить НДС в сумме 3890967 руб. за июль 2005 года, поскольку не подтверждена правомерность предъявления сумм НДС к возмещению.

Решение вынесено по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за июль 2005 года ООО "ОРИОН". Декларация подана в установленный срок, к вычету заявлена сумма 3890967 руб., к уплате - 10696024 руб.

До проведения проверки обществу было направлено требование от 29.09.200 N 10-08/1551 о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки.

Требование было получено директором 29.09.2005.

В связи с непредставлением документов, необходимых для проведения проверки, налоговым органом было отказано в принятии налоговых вычетов в сумме 3872701 руб. Сумму, заявленную к вычетам, в связи с уплатой НДС на таможне, налогоплательщику было предложено уплатить в размере 3890967 руб.

Общество привлечено к налоговой ответственности за непредставление 16 документов в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ. Пункт 1 ст.126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Согласно статье 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

По смыслу ст.88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, а не любые дополнительные документы, касающиеся деятельности налогоплательщика.

Истребование у налогоплательщика документов без указания на конкретные превращает камеральную проверку в выездную, приводит к нарушению гарантированных прав налогоплательщика, предусмотренных при проведении выездной проверки.

По смыслу указанных норм, налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика не любые дополнительные сведения и документы, а только те, которыми подтверждается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Для применения ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ, также необходимо, чтобы в требовании налоговой инспекции были указаны конкретные документы, находящиеся у налогоплательщика (налогового агента).

Из материалов дела следует, что требование налогового органа было получено налогоплательщиком. В установленный срок документы по перечню не были представлены в ИФНС РФ.

Уточненная декларация за июль 2005 года, первичные документы по описи были представлены в налоговый орган 07.11.2005.

В требовании от 29.09.2005 налоговый орган не указал, какие конкретно документы ему необходимы для проведения камеральной проверки: в содержащемся в требовании перечне названы не отдельные документы, а их группы, объеденные родовыми признаками. Кроме того, налоговой инспекцией не обоснована необходимость представления всех перечисленных документов.

Следовательно, поскольку содержание указанного требования не позволяет определить, в каком количестве истребованы документы, налоговый орган неправомерно привлек ответчика к ответственности за непредставление 16 документов. Фактически из затребованного перечня документов конкретным и относящимся к проверке является запрос по представлению ГТД, договора на приобретение, реализацию, платежных поручений, книги покупок, книги продаж, товарных накладных, счетов-фактур, регистр учета по оприходованию товара, остальные документы не связаны с предметом проверки. Размер штрафа определен неправильно.

Фактически данные документы были представлены в ноябре 2005 года в подтверждение данных декларации по НДС за июль 2005 года (уточненной).

Таким образом, общество правомерно привлечено к ответственности за непредставление 8 документов в виде штрафа в размере 400 руб.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную за налоговый период, на сумму налоговых вычетов.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца или квартала) как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.

Документы в подтверждение данных налоговой декларации имеются у налогового органа. Данные, заявленные в декларации, не опровергнуты налоговым органом. Документальное подтверждение вычетов налоговым органом не опровергнуто.

Решение о привлечении к налоговой ответственности вынесено в отсутствие документального подтверждения об извещении налогоплательщика о результатах проведения проверки, что также является нарушением порядка привлечения к налоговой ответственности.

Кроме того, ответчик не пояснил обстоятельства вынесения решения по результатам проверки 31.10.2005, вручения решения 30.11.2005, выставления требования об уплате налога 02.12.2005.

Кроме того, налоговым органом грубо нарушены положения статей 153, 154, 166, 171-173 НК РФ, касающихся порядка определения налоговой базы, исчисления налога, что является безусловным основанием для признания недействительным решения налогового органа. Отказ в принятии вычетов по НДС не является основанием для начисления НДС к уплате в той же сумме. Таким образом, решение налогового органа также необоснованно в части предложения уплатить НДС в сумме непринятых вычетов. Общество неправомерно привлечено к ответственности за неуплату НДС.

При таких обстоятельствах решение от 31.10.2005 подлежит признанию недействительным в части привлечения к ответственности за неуплату НДС, доначислений по НДС, размера штрафных санкций, предусмотренных п.1 ст.126 НК РФ. Требование об уплате налога подлежит признанию недействительным.

Заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Заявителю была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины в размере 4000 руб. В связи с частичным удовлетворением требований, с заявителя подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 руб. в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201, 110 АПК РФ, арбитражный суд решил:

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу N 379/10-10/363 от 31.10.2005 в части привлечения к налоговой ответственности в соответствии с п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 778193 руб., в соответствии с п.1 ст.126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 400 руб., доначислений НДС в сумме 3890967 руб., требования N 43532 об уплате налога от 02.12.2005.

В остальной части требования отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Орион" (зарегистрировано 16.10.98 N 120414, ...) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка