АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 31 августа 2006 года Дело N А56-11485/2006


[Решение МИФНС о доначислении земельного налога признано недействительным, так как часть 5 ст.8 Закона РФ "О плате за землю" предусматривает предоставление 3% ставки исходя из целевого назначения земли и прямо не связывает право на нее с наличием на земельном участке объектов жилого фонда, а также со сроками сдачи жилья в эксплуатацию и регистрацией права собственности на данное жилье]

___________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 года данное решение оставлено без изменения.

___________________________________________________________________


Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2006 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель - ООО "Стройресурссервис"; ответчик - Межрайонная ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу, о признании недействительным решения, установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу от 30.12.2005 N 17-25-10/738.

Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее.

Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год, представленной ООО "Стройресурссервис" 05.10.2005, принял решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 30.12.2005 N 17-25-10/738 (л.д.11-13).

Согласно решению заявителю доначислен земельный налог за 2004 год в размере 19760756 руб., предложено уплатить указанный налог и пени за период с 16.09.2004 и с 16.11.2004 по день уплаты.

Налоговый орган считает, что в соответствии со ст.8 Закона РФ "О плате за землю" и ст.4 Жилищного кодекса РСФСР он принял правомерное решение, т.к. земельные участки, приобретенные до 1 января 2005 года в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, облагаются налогом по полным налоговым ставкам, установленным в городах и поселках городского типа, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом, в размере 3% от установленных ставок земельного налога.

Жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях.

Жилищный фонд определяется и в Федеральном законе N 4218-1 от 24.12.92 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями), действовавшем до 01.03.2005.

С 01.03.2005 вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации (Закон 188-ФЗ от 29.12.2004) согласно которому (статья 19) жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, а к жилым помещениям относятся - жилые дома, часть жилого дома, квартиры, часть квартиры, жилые комнаты (статья 16).

В свою очередь заявитель считает, что часть 5 ст.8 Закона РФ "О плате за землю" предоставляет ему право применить при расчете налога ставку 3%, которая установлена из целевого назначения земли.

Суд считает требования заявителя законными и подлежащими удовлетворению, так как:

ООО "Стройресурссервис" является собственником земельного участка с кадастровым номером 78:18222:26, расположенного на территории г.Пушкина.

Указанный земельный участок был приобретен заявителем по договору купли-продажи от 28.07.2003, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права N 831419 серия 78-ВЛ.

На основании указанного выше договора купли-продажи заявитель приобрел земельный участок, предназначенный для следующего вида использования: зона индивидуальной жилой застройки "Ж-2".

Вид использования земельного участка с кадастровым N 78:18222:26 "жилая зона индивидуальной застройки - Ж-2" установлен распоряжением администрации г.Санкт-Петербурга N 1141 от 16.05.2003.

В графе 9 справки Федерального агентства объектов недвижимости по Санкт-Петербургу от 22.09.2005 указан вид использования принадлежащего земельного участка - "жилая зона индивидуальной застройки - Ж-2".

Согласно письму N 8673 от 16.11.2005 Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, направленному в ходе проводимой проверки в адрес инспекции ставка земельного налога составляла в 2004 году - 0,72849 рублей за кв.м.

Именно данная ставка и была применена заявителем при расчете суммы налога в уточненной декларации.

ООО "Стройресурссервис" 05.10.2005 представило в инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2004 год, где произвело расчет налога, исходя их 3% ставки земельного налога.

Сумма налога составила 611564 рубля.

В ранее представленной налоговой декларации (первоначальной) сумма налога составляла 20372319,98 руб.

Налог в размере, определенном измененной декларацией, заявителем уплачен в полном объеме.

Также уплачены пени по данному налогу в полном объеме.

Заявителем были представлены в ответ на требование N 17-12-10/19542 от 02.11.2005 документы, подтверждающие факт проведения предпроектных и подготовительных работ по строительству жилых объектов, а именно: договор с ООО "Реал Строй Сервис" - проектная организация, задание на проектирование, проект планировок в 2 томах, технический отчет центра "Севзапгеоинформ", отчет о производстве топографо-геодезических работ.

Согласно ст.8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на земли, представленные для целей индивидуального жилищного строительства, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок установленного земельного налога.

Часть 5 ст.8 указанного Закона предусматривает предоставление 3% ставки исходя из целевого назначения земли, и прямо не связывает право на нее с наличием на земельном участке объектов жилого фонда, а также со сроками сдачи жилья в эксплуатацию и регистрацией права собственности на данное жилье.

Земельный налог отнесен к местным налогам (ст.15 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.12 НК РФ при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по местным налогам определяются Налоговым кодексом.

Таким образом, при установлении земельного налога ставка налога не может превышать предельной ставки, которая установлена Налоговым кодексом или федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 29.11.2004 N 141-ФЗ часть вторая НК РФ дополнена главой 31 "Земельный налог", который вступил в силу с 01.01.2005.

Из статьи 3 указанного Закона следует, что при принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется.

Из системного толкования указанных норм федерального законодательства следует, что на территории Санкт-Петербурга в 2004 году применяются одновременно Закон РФ "О плате за землю" и глава 31 "Земельный налог" НК РФ.

Согласно общим принципам налогового законодательства акты законодательства о налогах и сборах должны соответствовать Налоговому кодексу и не могут противоречить ему.

В соответствии с п.4 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Предельная ставка налога является гарантией защиты прав налогоплательщиков от произвольного вмешательства органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления в сфере налогов и сборов.

До введения в действие главы 31 НК РФ, то есть, до 01.01.2005 федеральное законодательство, регулирующее порядок исчисления и уплаты земельного налога, не предусматривало предельных ставок земельного налога.

Закон Российской Федерации "О плате за землю" понятия предельная ставка не содержит, а указывает только на средние рекомендованные ставки земельного налога, которые не могут рассматриваться как предельные ставки налога.

Предельные ставки земельного налога, впервые предусмотренные статьей 394 НК Российской Федерации, должны быть применены при рассмотрении настоящего спора, поскольку предельная ставка является необходимым, существенным элементом налога.

Налоговый кодекс действует на всей территории РФ, в том числе и на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2005, никаких ограничений по порядку введения, указаний на то, что глава 31 НК РФ применяется с того момента, когда утрачивает силу Закон Российской Федерации "О плате за землю" законодательство не содержит.

Предельная ставка земельного налога является дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщиков, в связи с чем нормы права, которые вводят такую гарантию, имеют обратную силу согласно п.4 ст.5 НК РФ.

Статьей 394 НК РФ предельная ставка земельного налога установлена равной 0,3% по земельным участкам, предоставленным для жилищного строительства.

Согласно материалам дела земельный участок ООО "Стройресурссервис" предоставлен для осуществления на нем индивидуального жилищного строительства, целевое назначение земельного участка не может быть произвольно изменено согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается разработка проектной документации для жилищного строительства.

Факт продажи участка сам по себе не может являться основанием для вывода о том, что земельный участок приобретался для перепродажи.

В соответствии со справкой Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 8673 от 16.11.2005, направленной в налоговый орган, ставка земельного налога на земельный участок, расположенный по адресу: г.Пушкин, Гуммолосары, АОЗТ "Детскосельское" участок N 3 (кадастровый номер 78:18222:26) составила на 2004 год - 0,72849 руб. кв.м (за 1 кв.м земельного участка в год).

По указанной ставке заявитель рассчитал сумму налога за 2004 год, правомерно указав в уточненной налоговой декларации налог в размере 611564 руб., подлежащий уплате в бюджет.

Руководствуясь статьями 104, 105, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Признать недействительным решение МИ ФНС России N 2 по Санкт-Петербургу N 17-25-10/738 от 30.12.2005.

2. Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка