АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 февраля 2007 Дело N А56-38523/2006

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2007г. Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2007 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Рыбакова С.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Рыбаковым С.П. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ЗАО "КардиоКлиника" заинтересованное лицо

1. Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга,

2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга о признании незаконными действий при участии от заявителя: Сироткин А.Б. пред. по дов. от 15.08.06г., Ген.дир. Алексеева Н.С. протокол N 22 от 01.07.02г.,

от заинтересованного лица: 1. Примечаева Е.С. пред.по дов. N 01/26-1279/05-00 от 28.07.2005г.

2. Тимофеева И.М. пред.по дов. N 303 от 14.03.06г. установил:

ЗАО "КардиоКлиника" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) и обязании Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (далее - Фонд ОМС) включить ЗАО "КардиоКлиника" в «Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС Санкт-Петербурга.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительно представленному обоснованию, полагая, что своими действиями (бездействием) заинтересованными лицами были нарушены как права заявителя, так и права застрахованных граждан, нуждающихся в медицинской помощи, создавая кроме того предпосылки недопущения добросовестной конкуренции на рынке медицинских услуг.

Заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, поскольку полагают, что действующим законодательством не предусмотрен порядок расходования бюджетных средств на оплату медицинских услуг, оказанных коммерческими медицинскими организациями, если услуги может оказать учреждение здравоохранения ведомственной подчиненности.

Представитель Комитета указал на отсутствие необходимости увеличения количества оказывающих медицинскую помощь учреждений здравоохранения.

Представитель Фонда ОМС пояснил, что в его полномочия не входит решение вопроса о включении медицинских организаций в Перечень медицинских учреждений, предоставляющих медицинскую помощь (услуги) в соответствии с территориальной Программой обязательного медицинского страхования граждан в Санкт-Петербурге, соответственно Территориальный фонд не вправе единолично принимать решения по обращениям медицинских учреждений о включении в данный перечень.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее:

ЗАО «КардиоКлиника» является медицинским учреждением - специализированной кликой кардиологического профиля, оказывающей населению медицинские услуги, имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.

30.05.2006 года ЗАО "КардиоКлиника" обратилось в Комитет и Фонд с письмами NN 12/а,11/а, с просьбой о включении клиники в Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС. К письмам Общество приложило перечни предоставляемых медицинских услуг (профилей), копии выданных лицензий.

22.06.2006г. Фонд направил заявителю ответ, с рекомендацией обратится в Комитет, в свою очередь, Комитет оставил заявление Общества от 30.05.06г. без ответа и удовлетворения.

Считая действия и бездействие указанных органов, выразившихся в игнорировании заявлений Общества, незаконными, Общество, в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований, заявитель сослался на следующее:

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по медицинскому страхованию в Российской Федерации, является Закон РФ от 28.06.1991г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст.20 Закона о медицинском страховании медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности.

Соответственно, указанные закон устанавливает, что медицинские услуги в системе ОМС вправе оказывать как государственные, так и не государственные учреждения. Такое положение Закона о медицинском страховании полностью соответствует конституционному принципу равенства частной и государственной форм собственности в Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона о медицинском страховании в систему ОМС допускается медицинская организация, прошедшая аккредитацию и имеющая соответствующую лицензию. В последующем проведение аккредитации было прекращено (после принятия ФЗ «О лицензировании видов деятельности» от 08.08.2001) и сохраняет только требование о наличии лицензии. Однако, ЗАО «КардиоКлиника» обладает как действующей аккредитацией так и лицензией.

Право оказывать услуги в рамках программы ОМС медицинских учреждений любой формы собственности, имеющих соответствующую лицензию, также установлено Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан (п.5.1.), учрежденных Директором Федерального фонда ОМС 03.10.2003г.

Аналогичное правило закреплено и Правилами ОМС граждан в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2004 N 2088 (далее - «Правила ОМС в Санкт-Петербурге»).

Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что медицинская организация любой формы собственности, имеющая соответствующую лицензию, вправе быть включена в систему ОМС.

ЗАО «КардиоКлиника» отвечает требованиям, установленным действующим законодательствам к медицинским учреждениям, работающим в системе ОМС, и поэтому, имеет право оказывать населению медицинские услуги в рамках системы ОМС.

Как полагает заявитель, чинение Обществу препятствий по включению его в Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, ущемляет его права и права граждан, обращающихся в клинику за медицинской помощью, поскольку в соответствии со ст.30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, пациент нуждаясь в лечении имеет право на выбор врача и выбор лечебно-профилактического учреждения, в соответствии с договором ОМС. Указанное положение подтверждено и ст.6 Федерального Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Оценив приведенные сторонами доводы в совокупности с представленными в материалы дела документами, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании статьи 20 ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке, так как в силу статьи 2 этого же закона медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

В ходе судебного разбирательства было установлено и подтверждено материалами дела, что ЗАО «КардиоКлиника» полностью отвечает предъявляемым законом требованиям. Имеет соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности и аккредитацию.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет программ обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования (статья 1 Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О медицинским страховании граждан в Российской Федерации» базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы органы государственного управления субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии пунктом 1.3 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, утвержденных приказом Федерального фондом ОМС 03.10.2003 г. N 3856/30-и/3 (с изменениями и дополнениями от 24.11.2004 и 10.05.2006) территориальная программа ОМС содержит, в том числе, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.

Пункт 5.1. указанных правил предусматривает, что медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии.

На основании пункта 1.3 Правил ОМС граждан в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2004 г. N 2088 гражданам Российской Федерации также гарантируется предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объемах и на условиях, предусмотренных Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге, утверждаемой правительством Санкт-Петербурга. Программа ОМС содержит перечень видов и объемов лечебно- профилактической помощи, финансируемых за счет средств ОМС, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления в них медицинских услуг.

В соответствии с пунктом 5.1 данных Правил медицинские услуги в системе ОМС также предоставляют медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на занятие соответствующими видами медицинской деятельности.

В соответствии со статьей 4 Закона Санкт-Петербурга «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2006 г.» от 28.12.2005 г. N 751-113 Правительство СПб определяет порядок разработки и утверждения документов, в том числе, перечня медицинских организаций и учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

24.08.2006. было принято постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1042 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2006 г.», из пункта 1.1. которого следует, что Комитету по здравоохранению поручено разработать и утвердить перечень медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь в соответствии с Территориальной программой в рамках программы ОМС, на основании информации Территориального фонда ОМС СПб.

Распоряжением Комитета по здравоохранению от 19.10.2006 за N 444-р «Об утверждении Перечня медицинских организаций и учреждений здравоохранения, предоставляющих медицинскую помощь в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге в рамках программы обязательного медицинского страхования», принятого во исполнение пункта 1.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2006 N 1042 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 28.12.2005 N 751-113 «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2006 год» утвержден Перечень медицинских организаций и учреждений здравоохранения, предоставляющих медицинскую помощь в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге в рамках программы обязательного медицинского страхования на основании информации, представленной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, и решения тарифной комиссии по обязательному медицинскому страхованию от 04.10.2006.

Между тем, порядок обращения и рассмотрения заявлений медицинских учреждений до настоящего времени не разработан и не утвержден.

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ», объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2006 г., утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 28.12.2005 г. также включает в себя, в том числе, медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Далее в разделе 3 указанной Программы содержится только перечень амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы ОМС; в разделе 6 - Нормативы объемов медицинской помощи; в разделе 7 - нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи; в разделе 8 - подушевые нормативы финансирования программы.

Из содержания данных нормативных актов следует, что соответствующие финансовые средства распределяются не исходя из принципа распределения среди медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, а исходя из принципа распределения нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на душу населения.

На основании статьи 20 Федерального закона «О медицинском страховании граждан в РФ» медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке.

Таким образом, действующее законодательство не содержит каких либо ограничений в части привлечения к участию в работе в системе ОМС медицинских учреждений по признаку формы собственности.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, в Перечень медицинских учреждений, предоставляющих медицинскую помощь, в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в СПб, в рамках программы ОМС уже включен ряд медицинских учреждений не имеющих ведомственной подчиненности.

В ходе рассмотрения дела, представителем Фонда ОМС представлены возражения на заявленные Обществом требования, согласно которым, Фонд, ссылаясь на положение ст.41 Конституции РФ и ст.120 ГК РФ, считает, что ЗАО «КардиоКлиника», не являясь государственным либо медицинских учреждением здравоохранения, не может участвовать в системе ОМС, кроме того, по мнению Фонда, положения ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» (ст.20 Закона) противоречит Конституции РФ и ГК РФ, и при конкуренции правовых норм должен применяться закон, принятый позднее и имеющий большую юридическую силу (л.д. 56).

Приведенные доводы не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку, Конституция и Законы РФ не содержат положений, ограничивающих круг лиц правомочных оказывать гражданам бесплатную медицинскую помощь, включая и помощь, оказываемую на условиях ОМС.

Предоставление государственным и муниципальным учреждениям предпочтения перед частными медицинскими учреждениями при включении в Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, является незаконным, поскольку в соответствии со статьей 10 Конституции РФ в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Бездействие Комитета, при отсутствии какой бы то ни было позиции по существу заявленных ЗАО «КардиоКлиника» требований и фактически представляющее собой отказ во включение клиники в Перечень+, влекут за собой, помимо прочего, нарушение Федерального Закона «О защите конкуренции», согласно ст.15 которого, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, принимая во внимание, что в системе ОМС могут работать медицинские учреждения с любой формой собственности.

Суд считает правомерным довод Фонда ОМС о том, что последний не является субъектом спорного правоотношения, учитывая, что в соответствии с Положением о

территориальном фонде ОМС, утвержденным Постановлением ВС РФ от 24.02.1993 г. N 4543-1, Территориальный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, не имеет властных полномочий, не наделен правом принятия нормативно-правовых актов. Данная организация не является государственным или муниципальным органом, действия которого подлежат обжалованию в рамках настоящего производства, предусматривающего возможность обжалования действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц (гл. 24 АПК РФ).

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга не проведено никаких доводов, опровергающих заявленные Обществом требования. Ссылка представителей Комитета и Фонда ОМС о нецелесообразности и отсутствии необходимости во включении клиники в перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, является лишь субъективной оценкой заявленного требования, ничем не подтверждена и не основана на нормах действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах, суд считает заявленные требования ЗАО «КардиоКлиника» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Признать незаконными действия (бездействие) Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, допущенные в отношении ЗАО «КардиоКлиника».

Обязать Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга включить ЗАО «КардиоКлиника» В Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС (обязательного медицинского страхования) Санкт-Петербурга.

В удовлетворении требования Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга - отказать.

Взыскать с Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в пользу ЗАО «КардиоКлиника» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Рыбаков С.П.

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка