АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2007 Дело N А56-43796/2006

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2007 года. Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2007 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Галкина Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахтямовой Е.М. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Жилищно-строительный кооператив N 1127

ответчик Межрайонная ИФНС России N21 по Санкт-Петербургу о признании частично недействительным решения при участии от заявителя предст. Искра В.В. от ответчика не явился установил:

Жилищно-строительный кооператив N1127 (далее - ЖСК N1127) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения N02/288 от 05.07.2006 г. Межрайонной инспекции ФНС России N21 по Санкт-Петербургу в части доначисления НДС в размере 316 439 рублей, начисления пени по НДС в сумме 19 690 рублей, применения налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в сумме 63 288 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержал.

Ответчик не явился в судебное заседание. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, установил следующее:

Налоговым органом в период с 16.02.2006 г. по 15.04.2006 г. была проведена выездная налоговая проверка заявителя, по результатам которой было вынесено оспариваемое решение N 02/288 от 05.07.2006г.

Согласно решению налогового органа, ЖСК N1127 вменяется, в том числе, неуплата сумм налога на добавленную стоимость в размере 316 439 рублей (пункт 2.2. описательной части решения налогового органа).

Основанием доначисления, по мнению налогового органа, являлось нарушение ЖСК N1127 положений статьи 39, статьи 143, подпункта 1 пункта 1 статьи 146, статьи 153 НК РФ, статьи 27 Федерального закона от 22.07.2004 г. N118-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», статей 1, 4, 25 Федерального закона от 15.06.96 г. N72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», т.е. занижение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость в размере 2 697 957 рублей за налоговые периоды 2004 года и в сумме 2 725 726 рублей за 1-3 кварталы 2005 года, что повлекло доначисление сумм названного вида налога в размере 175 784 рублей за весь 2004 год и 140 655 рублей за 1-3 кварталы 2005 года.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Пунктом 3 той же статьи определено, что члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Пунктом 2 статьи 39 ЖК РФ определено, что под обязательными расходами понимаются расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, и определяются долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 155 ЖК РФ члены жилищного кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Пунктом 10 той же нормы определено, что собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно положениям пункта 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Как следует из пункта 3 Устава ЖСК N1127 жилищно-строительный кооператив организован в городе Ленинграде с целью удовлетворения членов кооператива жилой площадью путем строительства многоквартирного жилого дома на собственные средства кооператива с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации у управления этим домом. Пункт 12 Устава ЖСК N1127 предусматривает образование средств кооператива за счет: вступительных взносов; паевых взносов; взносов на содержание и эксплуатацию дома; прочих поступлений. В соответствии с положениями подпункта «е» пункта 27 Устава ЖСК N1127 общее собрание членов кооператива решает, в том числе, вопросы, связанные с установлением размеров взносов членов кооператива на содержание и эксплуатацию дома. Во исполнение требований Устава и действующего законодательства ЖСК N1127, действуя от своего имени, но в интересах жильцов дома заключал хозяйственные договоры на представление услуг (выполнения работ) по электроснабжению, горячему и холодному водоснабжению, проводного вещания, телевидения, проведения ремонтных работ и осуществлял направление проживающим физическим лицам извещения - квитанции установленной формы, которые оплачивались указанными лицами через учреждения Сбербанка РФ. При этом документы, представленные в материалы настоящего дела, свидетельствуют о том, что физические лица осуществляли внесение денежных средств по видам платежей: отопление; холодная вода; горячая вода; вывоз мусора; коллективная антенна; радио; обслуживание дома; капитальный ремонт; уборка лестниц; мусоропровод; содержание придомовой территории.

Позиция налогового органа, заключается в том, что поступающие в ЖСК N1127 денежные средства в оплату потребленных физическими лицами коммунальных услуг должны в полном объеме включаться ЖСК N1127 в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 2 статьи 153 НК РФ определено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Согласно положениям пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Таким образом, для правомерного применения указных норм НК РФ необходимо установление факта оказания услуг ЖСК N1127 физическим лицам, которые производили оплату потребленных коммунальных услуг, то есть необходимо установить, что ЖСК N1127 самостоятельно и непосредственно оказывал данным физическим лицам услуги.

Как следует из представленных в материалы настоящего дела документов, реализацию товаров (работ, услуг) ЖСК N1127 не осуществляет, а, наоборот, являлся заказчиком работ, услуг.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, квалифицировать денежные средства, полученные ЖСК N1127 от физических лиц, как выручку от реализации ЖСК N1127 товаров (работ, услуг), подлежащую у него налогообложению, правовых оснований не имеется.

Помимо вышеизложенного, арбитражный суд полагает, что производя доначисление сумм налога на добавленную стоимость, налоговый орган неправомерно осуществляет расчет суммы налоговых вычетов, ставя его в зависимость от того, за счет каких средств производилась оплата таковых поставщикам товаров (работ, услуг).

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Пунктом 2 названной нормы определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ или товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно положениям пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Буквальное следование означенным нормам позволяет установить, что ограничений по осуществлению налоговых вычетов, по указанному виду налога, в зависимости от источника поступления денежных средств, НК РФ не устанавливает.

Таким образом, оплата сумм входного налога на добавленную стоимость за счет субсидий бюджета, субсидий депутата, компенсации малообеспеченным не влияет на возможность предъявления их в полном объеме в составе налоговых вычетов у ЖСК N1127.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области РЕШИЛ:

1. Признать недействительным решение N02/288 от 05.07.2006 г. Межрайонной инспекции ФНС России N21 по Санкт-Петербургу в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 316 439 рублей, начисления пени по данному виду налога в сумме 19 690 рублей, применения налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в сумме 63 288 рублей.

2. Возвратить Жилищно-строительному кооперативу N1127 государственную пошлину из федерального бюджета в размере 2000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

     Судья
Т.В.Галкина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка