АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 марта 2007 года Дело N А56-31260/2006


[Решение МИФНС о привлечении заявителя к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы признано недействительным, поскольку заявитель на основании п.17 ст.270 НК РФ правомерно не учел расходы в виде перечисленных средств подразделениям вневедомственной охраны, так как средства, поступившие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом ст.41 НК РФ, и, следовательно, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций]   

___________________________________________________________________

Постановлением 13 арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2007 года данное решение частично изменено. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2007 года данное решение и постановление 13 арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2007 года оставлены без изменения.

___________________________________________________________________

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 20 марта 2007 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель - ОАО "ВНИИРА", ответчик - Межрайонная ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу, о признании недействительными ненормативных актов, установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит суд признать недействительными решение N 02/14655 от 07.07.2006 и требование об уплате налога N 118388 от 17.07.2006 Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует.

В период с 21.06.2005 по 02.04.2006 МИ ФНС России N 16 по Санкт-Петербургу была проведена выездная налоговая проверка Открытого акционерного общества "ВНИИРА" с филиалами по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства (правильности исчисления, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, налога на рекламу, налога с продаж, земельного налога, транспортного налога, налогов, уплачиваемых в территориальные дорожные фонды, налога на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименования "Россия", другие местные налоги и сборы) за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, по результатам которой составлен Акт N 0602050 от 22.05.2006.

По результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией принято решение от 07.07.2006 N 02/14655 о привлечении к налоговой ответственности ОАО "ВНИИРА" за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налогов в результате занижения налоговой базы в размере 708350 руб., за недоплату НДС в размере 185194 руб., а также ОАО "ВНИИРА" предложено перечислить суммы неуплаченных налогов в размере 4052306 руб., и пени за несвоевременную уплату налогов 1122361 руб.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

1. По эпизоду налога на прибыль за 2003 год в сумме 230568 руб., доначисленного на произведенные расходы в размере 1152840 руб.

Позиция налогового органа сводится к тому, что согласно представленному акту сдачи-приемки работ по договору N 1356/02 от 23.05.2003 от "исполнителя" акт подписан генеральным директором ООО "Регион Строй" - Кочневым О.Н.

Предметом данного договора было определение мест и причин подтопления грунтовыми водами подвальных помещений, откачка воды для проведения работ по обследованию подвальных помещений, проведение работ по техническому обследованию состояния фундаментов, ограждающих конструкций и оборудования подвальных помещений.

ОАО "ВНИИРА" в подтверждение обоснованности понесенных затрат были представлены отчеты по техническому обследованию подвальных помещений, данные отчеты утверждены главным инженером "ВНИИРА".

Данные отчеты набраны на компьютере, нет даты составления отчета, нет подписи исполнителя по данному отчету.

По результатам опроса руководителя предприятия, проведенного оперуполномоченным ОРЧ N 18, установлено, что он являлся "номинальным" руководителем и учредителем предприятия, за вознаграждение им был предоставлен паспорт для регистрации на свое имя ряда коммерческих организаций, название которых ему не известно. Никакие договоры Кочневым О.Н. с ФГУП "ВНИИРА" не заключались, и никакие работы для данного предприятия не выполнялись.

Следовательно, данные договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры Кочневым О.Н. не подписывались и такие документы не могут быть приняты в качестве документального подтверждения расходов и в соответствии со ст.252 НК РФ не могут быть приняты в подтверждение произведенных расходов.

Суд не может согласиться с позицией налогового органа по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученный организацией доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

ОАО "ВНИИРА" в порядке преемственности от ФГУП "ВНИИРА" были переданы встроенные нежилые помещения (подвальные помещения зданий корпусов N 6, 33, 37), в которых располагались защитные сооружения ГО и ЧС из мобрезерва, которые согласно действующему порядку являлись обременением для вышеуказанных корпусов.

ОАО "ВНИИРА" 10.12.2002 заключило договор N 1356/02 с ООО "Регион-строй" на проведение работ по техническому обследованию, определению мест и причин подтопления грунтовыми водами объектов мобрезерва (защитных сооружений ГО) - подвальных помещений зданий корпусов N 6, 33, 37, откачку воды в корпусах N 33 и 37, проведение технического осмотра фундаментов, ограждающих конструкций.

Указанные работы служили целям определения возможности использования данных помещений по назначению, а также сумм вложений, необходимых для проведения восстановительных (ремонтных) работ по обеспечению этого использования.

Технические заключения, составленные исполнителем по данному договору по результатам проведения вышеуказанных работ, послужили основанием для признания этих помещений непригодными для использования в качестве защитных сооружений ГО и ЧС, а вследствие этого указанные помещения были включены в перечень объектов, подлежащих приватизации. Объекты были выкуплены у государства и включены в Уставный капитал ОАО "ВНИИРА".

В подтверждение исполнения указанного договора с ООО "Регион-строй" к проверке были представлены следующие документы:

- договор N 1356/02 от 10 декабря 2002 года;

- протокол соглашения о договорной цене к договору N 1356/02 от 10.12.2002;

- акт от 23.05.2003 сдачи-приемки работ по договору N 1356/02;

- счет-фактура N 58 от 23.05.2003;

- отчеты по обследованию зданий;

- платежные поручения N 3336 от 22.01.2003 на сумму 345852 руб., N 65 от 29.01.2003 на сумму 345852 руб., N 6317 от 05.02.2003, N 057 от 05.02.2003 на сумму 131136 руб.

При заключении договора на выполнение работ со стороны ОАО "ВНИИРА" была соблюдена предельная осмотрительность в отношении компетентности исполнителя, что подтверждается имеющейся копией лицензии от 29.08.2002 за номером ГС-2-781-02-22-0-7801202650-000825, выданной ООО "Регион-Строй" Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Однако налоговый орган посчитал произведенные расходы документально неподтвержденными, исходя только из полученной от ОРЧ N 18 информации в отношении ООО "Регион-Строй", вследствие чего был сделан вывод о занижении налога на прибыль за 2003 год в сумме 230568 рублей, а также о занижении НДС.

При этом факт оплаты, а также выполнение работы инспекцией не оспариваются.

Согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленные в соответствии с законодательством РФ. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Произведенные работы позволили определить реальную стоимость указанных объектов недвижимости, выкупить их и внести их в качестве вклада в Уставный капитал Общества.

Таким образом, исполнение договора N 1356/02 от 10.12.2002 документально подтверждено и экономически обоснованно. При этом расходы, понесенные ОАО "ВНИИРА" в связи с произведенными работами, не зависят от хозяйственной деятельности таких организаций, как ООО "Авиа ГСМ-М", ООО "Галлайт", ООО "Бэнтекс", а также не связаны с приобретением указанными организациями ценных бумаг у ООО "Брокерская фирма "Инвест".

2. По эпизоду налога на прибыль в сумме 942000 руб. за 2003, 2004 годы, доначисленного на расходы в сумме 4585700 руб.

Представители Инспекции указывают на то, что факты, отраженные в акте и решении, подтверждают, что работы выполнены специалистами филиала "ВНИИРА-Навигатор" в рамках их основной деятельности, а не ЗАО "ВНИИРА-Авиассат", ООО "Интэкон", ООО "Экрос". Тем самым были завышены затраты на суммы, перечисленные субподрядчикам, а также неправомерно предъявлен НДС с указанных затрат. В результате вывод инспекции о мнимости хозяйственной операции является правомерным (ст.170 ГК РФ).

Судом по данному эпизоду учтены следующие обстоятельства.

Филиал "ВНИИРА-Навигатор" заключил договор с ЗАО "ВНИИРА-Авиасат" на создание научно-технической продукции.

По данной сделке налоговый орган посчитал неправомерным заявленную Обществом в составе расходов оплату по данному договору в сумме 4584700 руб. (в том числе НДС 660700 руб.) при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В то же время основанием непризнания таких расходов явились обстоятельства, независящие от самого Общества.

Фактически на ОАО "ВНИИРА" возложена ответственность за хозяйственную деятельность исполнителя - ЗАО "Вниира-Авиасат" и его соисполнителей по договорам - ООО "Интекон" и ООО "Экрос", привлеченных им для выполнения работ.

Между тем Инспекцией не ставятся под сомнение факты выполнения работы и ее результат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученный организацией доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Представленные к проверке документы (договоры, счета-фактуры, платежные поручения и т.п.), соответствующие требованиям статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21.11.96, являются достаточным доказательством документального подтверждения понесенных расходов по сделке с ЗАО "ВНИИРА-Авиассат", тем более что факт оплаты данных работ налоговым органом не оспаривается.

Фактически в данном случае на Общество возлагается ответственность за действия третьих лиц.

Выводы налоговым органом сделаны на основании запросов в адрес контрагентов Исполнителя. При этом Обществу вменены в вину действия третьих лиц, вообще не представивших документы по требованию налогового органа и не представляющих отчетность.

Однако ни одним нормативным правовым актом не установлена обязанность налогоплательщика проверять добросовестность своих контрагентов и уплату последними налогов в бюджет.

Кроме этого, ОАО "ВНИИРА" не может нести ответственность за действия третьих лиц по распоряжению полученными от Общества денежными средствами в рамках исполнения обязательств по заключенным договорам. Приведенные в Акте налоговой проверки, а затем и в решении, маршруты движения денежных средств, полученных контрагентами в счет оплаты по договорам, свидетельствуют лишь о движении денежных средств в обычном деловом обороте и не противоречат нормам гражданского, банковского и налогового законодательства, а также ни в коей мере не могут свидетельствовать о недобросовестности Общества как налогоплательщика. Вывод инспекции о мнимости данной сделки - безоснователен, так как сделан по надуманным основаниям о выполнении работ филиалом "ВНИИРА-Навигатор" в рамках основной деятельности. Это утверждение проверяющих ничем документально не подтверждается и основано только на сведениях о совместительстве нескольких сотрудников ЗАО "ВНИИРА-Авиассат", занятых также на инженерных должностях в "ВНИИРА-Навигатор". При этом в Акте, а затем и в решении налоговая инспекция отразила тот факт, что указанные сотрудники работали не на руководящих должностях, и соответственно, они не могли повлиять на заключение договора, ценовую политику и т.д.

Таким образом, позиция налогоплательщика по данному эпизоду является обоснованной.

3. По эпизоду налога на прибыль в сумме 44588 руб. за 2003, 2004 годы, доначисленного на расходы на охрану в сумме 185785 руб.

Инспекция полагает, что согласно ст.9 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности. Порядок ее создания, реорганизации и ликвидации определяется Министерством внутренних дел РФ.

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ.

Средства, поступившие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом ст.41 НК РФ, и, следовательно, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

Таким образом, плательщики налога на прибыль организаций, согласно п.17 ст.270 НК РФ не учитывают для целей налогообложения указанным налогом расходы в виде перечисленных средств подразделениям вневедомственной охраны с 01.11.2003 до 31.12.2004 (в связи с внесением изменений Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в часть 2 НК РФ в статью 264).

По данному эпизоду судом установлено, что ОАО "ВНИИРА" был заключен договор на охрану объектов с отделом вневедомственной охраны при УВД Василеостровского района N 01/395 от 27.06.2002.

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ).

Общество уменьшало полученные им доходы на сумму расходов на охрану объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности.

Однако, по мнению налоговой инспекции, средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст.41 НК РФ, и соответственно, не подлежат обложению налогом на прибыль.

Согласно п.17 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, в соответствии с пп.14 п.1 ст.251 НК РФ.

Таким образом, инспекция пришла к выводу о завышении Обществом суммы расходов за ноябрь-декабрь 2003 года в сумме 23725 руб., за 2004 год - 162060 руб.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.