АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2007 года Дело N А56-9168/2007    


[Суд частично удовлетворил иск ЗАО о взыскании убытков по договору транспортной экспедиции, т.к. ЗАО частично доказало соблюдение претензионного порядка по взысканию убытков]  

___________________________________________________________________
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2007 года данное решение изменено. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2008 года постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2007 года отменено. Данное решение оставлено в силе.

___________________________________________________________________


Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 29 июня 2007 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец - ЗАО "Форд Мотор Компани", ответчик - ЗАО "Глобал-Транс", третье лицо - ООО "Превокс Моторс", о взыскании 575901,32 руб., установил:

ЗАО "Форд Мотор Компани" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ЗАО "Глобал Транс" 575901 рубля 32 копеек убытков, образовавшихся в результате повреждения при перевозках в адрес дилера ООО "Превокс моторс" легковых автомобилей при исполнении договора транспортной экспедиции N 05867/02/03 от 1 февраля 2003 года.

ЗАО "Глобал Транс" иск не признало, ссылаясь на нарушение претензионного порядка урегулирования спора, предусмотренного законом и договором транспортной экспедиции, на нарушение правил приемки, а также просит применить срок исковой давности.

Третье лицо в отзыве поддерживает требования истца и просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. В отзыве указано на опечатку в расчете цены иска по претензии N 282 от 09.02.2006, где вместо 4700,60 руб. следует указать 7400,60 руб.

Из материалов дела видно, что между ЗАО "Форд Мотор Компани" (клиент) и ЗАО "Глобал Транс" (экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции N 05867/02/03 от 1 февраля 2003 года о перевозке в автовозах легковых автомобилей региональным дилерам. В соответствии с условиями договора ЗАО "Форд Мотор Компании" не позднее чем за 24 часа до начала транспортировки размещает заявку на перевозку, а ЗАО "Глобал Транс" собственными силами или с привлечением третьих лиц производит транспортировку автомобилей со склада к грузополучателям. ЗАО "Глобал Транс" отвечает за погрузку (разгрузку) и фиксацию автомобилей на автовозах.

В случае обнаружения дефектов после доставки автомобиля ЗАО "Форд Мотор Компани", в лице дилера, вправе выставить ЗАО "Глобал Транс" претензию о повреждениях и/или недостатках автомобиля. Претензионный порядок согласован сторонами путем подписания "Процедуры предъявления претензий при доставке поврежденного автомобиля или при утрате деталей во время транспортировки N 3". Процедура N 3 регулирует взаимоотношения сторон по следующим блокам вопросов:

- приемка автомобилей дилерским центром;

- время приемки автомобиля;

- документация по уведомлению о доставке поврежденного автомобиля;

- привлечение независимых экспертов и/или представителей для определения объема ремонтных работ;

- запрос на компенсацию расходов;

- документация по предъявлению претензий при утрате и/или повреждении автомобиля;

- досье претензий.

При приемке в городе Москве 67 автомобилей:

доставленных из города Всеволожска Ленинградской области и из других складов дилеру ООО "Превокс моторс" обнаружены их повреждения и частично отсутствие комплектующих деталей, о чем составлены отчеты об ущербе и повреждениях транспортного средства и заполнены чек-листы. В соответствии с предварительными калькуляциями расходов по ремонту автомобилей на производство ремонта истребовалось разрешение на ремонт у экспедитора. В соответствии заказ-нарядами на ремонт автомобиля, актами выполненных работ и счет-фактурами получателем определялся размер ущерба и направлялись претензии экспедитору. Размер ущерба от повреждения автомобилей отражен в таблице по каждому автомобилю.

Истец утверждает, что по всем случаям обнаружения повреждений в адрес ЗАО "Глобал Транс" были направлены претензии, перечень которых содержится в таблице. Имеющиеся копии претензий приобщены к материалам дела.

Согласно части 2 статьи 803 ГК РФ если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

Указанный срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, статьей 13 ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности установлен срок исковой давности один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

В соответствии с пунктом 2 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия искового заявления установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд при оценке соблюдения претензионного порядка урегулирования спора исходил из следующих положений:

- предъявление претензии по истечении 6-месячного срока, если она не рассмотрена экспедитором по существу, влечет оставление искового заявления без рассмотрения. 6-месячный срок на предъявление претензий является пресекательным, что следует из предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности права экспедитора принимать или не принимать к рассмотрению претензию, предъявленную по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной;

- при отсутствии ответа на претензию клиент обязан доказать направление претензии, при наличии ответа по существу на претензию отсутствие доказательства даты направления претензии не является основанием к оставлению искового заявления без рассмотрения;

- направление документации по уведомлению о доставке поврежденного автомобиля не является элементом претензионного порядка урегулирования спора, поскольку действительный размер ущерба известен только после выполнения ремонта автомобиля;

- предъявление претензии дилером равнозначно предъявлению претензии клиентом, что предусмотрено договором транспортной экспедиции;

- отсутствие к претензии приложений, предусмотренных пунктом 6 "Процедуры предъявления претензий при доставке поврежденного автомобиля или при утрате деталей во время транспортировки N 3", влечет признание не соблюденным претензионный порядок, установленный договором. Установление договорного порядка урегулирования споров допускается пунктом 2 статьи 148 АПК РФ;

- начало течения претензионного срока исчисляется с даты подписания водителем, перевозившим автомобили, отчета об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС).

По данному исковому заявлению отсутствуют доказательства соблюдения претензионного порядка урегулирования спора по претензиям: 282, 498, 650-657, 992, 1150, 1153, 934, 935, 668-672, 724, 824-828, 726-729, 941, 943-946, 949, 973, 975-977, 991, 1303, 1307-1310, 1313-1314, 1243.

Сумма указанных претензий составляет 400366 рублей 07 копеек.

При оценке относимости и допустимости доказательств причинения повреждений и утраты деталей при транспортировке арбитражный суд принимал во внимание только документы, составленные по форме, установленной "Процедурой предъявления претензий при доставке поврежденного автомобиля или при утрате деталей во время транспортировки N 3". При этом существенными нарушениями формы приемных документов признаны те, которые по прямому указанию "Процедуры предъявления претензий при доставке поврежденного автомобиля или при утрате деталей во время транспортировки N 3" влекут отказ в возмещении. Оговорки водителей в УОПТС о приемке автомобилей в их отсутствие признаны в качестве основания к признанию УОПТС ненадлежащим доказательством вины перевозчика (экспедитора). Условие о наличии прочерка в свободных графах пунктов УОПТС истолковано судом дословно, не заполненные пункты не должны содержать прочерков, полностью заполненный пункт исключает прочерк в графах, так как свободные графы в пункте отсутствуют. При определении суммы возмещения суд учитывал нормо-часы на ремонт, предусмотренные "Процедурой предъявления претензий при доставке поврежденного автомобиля или при утрате деталей во время транспортировки N 3". Отсутствие фотографий повреждений препятствует определению его размера и суммы возмещения.

Признан нарушенным порядок оформления факта повреждения автомобилей при доставке, влекущим отказ в иске, по претензиям: 277, 279, 283 на сумму 22733 рубля 20 копеек.

Признаны доказанными требования о взыскании убытков на сумму 152802 рубля 05 копеек.

Расходы по госпошлине и возврат госпошлины производится в условной сумме, в зависимости от исхода дел, первоначально переданных в одном исковом заявлении, по которым применено ограничение размера госпошлины предельной суммой 100000 рублей.

Руководствуясь статьями 148, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Взыскать с Закрытого акционерного общества "Глобал-Транс" в пользу Закрытого акционерного общества "Форд Мотор Компании" 152802,05 руб. убытков и 4556,04 руб. расходов по госпошлине.

В части 22733,20 руб. в иске отказать.

В части 400366,07 руб. исковое заявление оставить без рассмотрения.

Возвратить Закрытому акционерному обществу "Форд Мотор Компании" из федерального бюджета РФ 2002 руб. госпошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка