АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 сентября 2007 года Дело N А56-20662/2007

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2007 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Галкина Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Виниковецкой М.Д. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: ООО "ГЕЛИКОН"

ответчик: Межрайонная ИФНС России N17по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения при участии

- от заявителя: предст. Гобунов В.Ю.

- от ответчика: не явился установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения МИ ФНС России N 17 по Санкт-Петербургу от 28.04.2007 г. N 02/16. Ответчик не явился в судебное заседание. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии ответчика. Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, установил следующее: Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО «Геликон» по НДС за октябрь 2005 года, по результатам которой составлен акт от 14.03.2007 г. N 02/6 (л.д. 27) и принято решение о привлечении к налоговой ответственности от 28.04.2007 г. N 02/16 (л.д. 19). Согласно решению заявителю доначислен НДС в сумме 3102504 руб., начислены пени в сумме 225571 руб., он привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, так как момент перехода права собственности не оговорен, при определении даты оприходования товара нарушен пункт 3 Положения по Бухгалтерскому учету ПБУ 3/2000 (утвержденного Приказом МФ РФ от 10.01.2000 г. N 2н), в коносаментах не указан получатель товара, нет даты получения и отметки о получении груза транспортной компанией, на товаросопроводительных документах штамп о выгрузке товара на склад ЗАО «ПКТ» в сентябре 2005 года, по одной ГТД не представлены товаросопроводительные документы, в ГТД отсутствует отметка перевозчика о приеме груза, штампы таможенного органа о выгрузке товара датированы сентябрем 2005 года., не представлены доверенности на получение груза с СВХ, ТТН на передачу товара покупателям, контракт по трем ГТД не представлен, по этим же ГТД не представлены CMR и ТТН; пять ГТД не представлены, по ним также не представлены товаросопроводительные документы и доверенности на получение товара с СВХ, ТТН; договор с ООО «Экватор» и акт об оказании услуг не представлены.

Налог на добавленную стоимость согласно ст. 171-173 НК РФ, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров, предназначенных для перепродажи, должен приниматься к возмещению по мере их оприходования, независимо от факта реализации товаров, и оплаты НДС Покупателями. Так, в соответствии с.п.1. ст. 172 НК РФ « Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов, (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)».

Таким образом, право на предъявление налога на добавленную стоимость к вычету возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий: ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, подтверждение факта понесенных затрат по уплате сумм налога таможенному органу при ввозе товара и принятие к учету (оприходование) ввезенных товаров.

Факты ввоза иностранного товара на таможенную территорию Российской Федерации, уплаты налога на добавленную стоимость в составе таможенных платежей и принятия к учету (оприходования) ввезенного товара подтверждаются грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенных органов о выпуске товара в свободное обращение, чеками с отметками таможни, подтверждающими факт поступления от Общества в бюджет денежных средств, перечисленных по этим чекам, копией книги покупок, карточкой счета N41.1.

В статье 169 НК РФ содержатся требования к оформлению счетов-фактур.

В решении налогового органа инспекция не указывает, в чем конкретно выразилось нарушение указанной нормы закона в счетах-фактурах. Следовательно, вывод налогового органа о нарушении обществом статьи 169 НК РФ является неправомерным.Тем более счета-фактуры составлены в соответствии со ст. 169 НК РФ.

Пункт 1 ст. 172 НК РФ определяет порядок применения вычетов. Указанная статья не обязывает налогоплательщика представлять документы. Документы, на основании которых производятся вычеты у ООО «Геликон» имеются и они были предоставлены в налоговый орган. Следовательно, все вычеты были применены в соответствии со ст. 172 НК РФ.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.

Согласно положениям статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 данного Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

По смыслу названных норм Кодекса право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактами уплаты им суммы НДС таможенным органам при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятия этого товара на учет, а правовое значение такого возмещения - компенсация налогоплательщику затрат по уплате установленного законом налога.

Таким образом, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятия указанных товаров к учету.

Глава 21 НК РФ не содержит специальных требований к объему и видам первичных документов, на основании которых налогоплательщик вправе принять на учет, приобретенный импортный товар.

Согласно положениям пункта 1 статьи 11 НК РФ понятие "первичные учетные документы" следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

В отношении товаров к учету принимаются первичные учетные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций (постановление Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие)". Порядок документального оформления операций, связанных с поступлением товаров, приведен в пункте 2.1 раздела 2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5. К документам, подтверждающим получение товаров покупателями (получателями), если товар доставлялся с привлечением продавцом перевозчика - третьего лица, отнесены транспортные (товаросопроводительные) документы.

Согласно пункту 2 статьи 117 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 N 81-ФЗ (далее - КТМ) коносамент является доказательством наличия договора морской перевозки и регулирует отношения между перевозчиком и грузоотправителем (статьи 143 - 147 КТМ). Получение груза его получателем возможно в соответствии со статьей 158 КТМ только при предъявлении коносамента. Поскольку в силу статьи 147 КТМ после выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу, при выдаче груза коносамент изымается перевозчиком.

Основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных таможенным органам при ввозе импортных товаров на территорию Российской Федерации, являются контракт, грузовые таможенные декларации на ввозимые товары с отметкой таможенного органа «выпуск разрешен» и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу. Представление иных документов Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Данные документы, контракт, ГТД, коносамент или CMR в совокупности являлись основанием для отражения полученного товара на счетах бухгалтерского учета и были представлены Обществом налоговому органу.

Порядок заключения контрактов и договоров поставки регулируется гражданским законодательством. Гражданским кодексом ст. 421 ГК РФ предусматривается свобода договора. В соответствии с которой: «ч.1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

ч. 2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

ч. 4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой». Следовательно, в соответствии с действующим законодательством РФ, определять порядок перехода права собственности прерогатива сторон по договору. Продавец и покупатель могут указать в контракте любой момент перехода права собственности на товар и указанный момент может не совпадать с моментом перехода риска случайной гибели товара. Если только в договоре не оговорено иное, то стороны руководствуются ст. ст. 223,224 ГК РФ.

ООО «Геликон» на основании контракта N GEL-18/05 от 25.02.05 г., заключенного с фирмой «Баррингтон Сэпплайес Лтд» (Гонконг) в октябре 2005г. приобрело товар: древесноволокнистые плиты-ламинат, пропитанные меламиновой смолой, ламинированные и на основании контракта N GEL-18/07 от 01.06.2005 г. заключенного с фирмой «Баррингтон Сэпплайес Лтд» (Гонконг) приобрело растворимый кофейный и чайный напитки.

Дополнительным соглашением б/н от 01.03.2005г. к контракту N GEL-18/05 от 25.02.05 г. и дополнительным соглашением б/н от 15.06.2005г. к контракту N GEL-18/07 от 01.06.2005 г., заключенными с фирмой «Баррингтон Сэпплайес Лтд» (Гонконг) предусмотрено, что моментом перехода права собственности на товар считается дата выпуска товара таможенными органами по грузовым таможенным декларациям.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н, датой совершения операции в иностранной валюте является день возникновения у организации права в соответствии с законодательством РФ или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции.

В момент перехода права собственности на приобретенный по внешнеторговому контракту товар, у организации-импортера возникает обязанность отразить этот товар в бухгалтерском учете.

Следовательно, в данном случае импортируемый Обществом товар, приобретаемый на таких условиях, подлежал отражению им на счете 41 "Товары" как приобретенный в момент таможенного оформления на территории Российской Федерации - выпуска груза в свободное обращение и общество выполнило все условия необходимые для принятия на учет ввезенного товара.

Таким образом, ссылка инспекции на необходимость применения ст.223,224 ГК РФ при таких обстоятельствах является неправомерной.

ООО «ГЕЛИКОН» не осуществляет перевозку грузов, оформление товарно-транспортных накладных не является обязанностью ООО «ГЕЛИКОН». Унифицированная форма N 1-Т Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчета за их перевозку автомобильным транспортом и применяется при перевозке автомобильным транспортом внутри Российской Федерации. Обязательное наличие товарно-транспортной накладной для применения налоговых вычетов не установлено в статьях 171 и 172 НК РФ, которые определяют порядок и условия применения налоговых вычетов по НДС на внутреннем рынке, в том числе при реализации импортных товаров. В отличии от положений ст. 165 НК РФ, определяющих пакет документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0% при экспорте, представление товарно-транспортной накладной или иного товаросопроводительного документа при подтверждении правомерности возмещения НДС, уплаченного на таможне при импорте товара, действующим налоговым законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п. 222 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ N 119-н от 28.01.01 года, накладные являются одним из видов приходных документов, на основании которых покупные товары учитываются на счетах бухгалтерского учета. Согласно п. 208 данных Методических указаний отгрузка готовой продукции, в том числе и товаров, предназначенных для продажи, со склада также производится на основании накладной. Таким образом, продажа товара сторонним организациям оформляется товарной накладной по форме NТОРГ-12, утвержденной п. 1.2 Постановления Госкомстата РФ от 25.12.1998г. N132 как общая форма по учету торговых операций. Вместе с тем товарно-транспортная накладная (форма N1-т) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997г. как форма учета работ в автомобильном транспорте.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

В данном случае налоговая инспекция запросила документы, которые не являются основанием для исчисления и уплаты НДС, при ввозе товара на таможенную территорию. Налогоплательщик не может представить документы, которых у него нет, в связи с тем, что не являлся участником отношений по перевозке импортного груза.

Согласно Постановлению Госкомстата России от 31.10.1997 N 71а накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М- 15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов.

Форма и содержание накладной по форме N М- 15, а также и само название Постановления Госкомстата N 71 а- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ, ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ, МАТЕРИАЛОВ, МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ, РАБОТ В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ- говорят о том, что данная накладная должна использоваться для оформления отпуска материалов.

В своем Решении N 02/16 от 28.04.2007 г. налоговый орган ссылается на непредставление ООО «ГЕЛИКОН» контракта GEL- 18/07 от 01.06.2005г., ГТД10222030/07 1005/0001 145, 10222030/07 1005/0001 148, 10222030/ 101005/0001152, 10222030/101005/0001153, 10222030/101005/0001154, 10222030/111005/0001161, 10222030/111005/0001174, 10222030/121005/0001179, договора с ООО «Экватор», акта об оказании услуг, международных товарно-транспортных накладных (CMR) .

Однако, согласно описи документов, представленных в МИ ФНС РФ N17 по Санкт-Петербургу по Требованию б/н и даты, организацией были направлены все копии комплектов ГТД, относящиеся к периоду октябрь 2005г. и документы по услугам.

Непредставление в установленный срок некоторых из истребованных документов является основанием для привлечения налогоплательщика к установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ ответственности.

У налогового органа в рамках налогового контроля есть возможность получить имеющиеся у налогоплательщика документы путем выемки документов. Таким правом Инспекция не воспользовалась и, не имея достаточных к тому оснований, доначислила сумму налога.

Право налогоплательщика на производство налоговых вычетов обусловлено тем, что у него имеются соответствующие документы, а не тем, что они представлены в налоговый орган.

В соответствии с п.29 Постановления Пленума ВАС РФ N5 от 28.02.2001г. налогоплательщик не может быть лишен права представлять в суд документы, которые являются основанием для получения налогового вычета, а суд обязан их принять и исследовать.

В Решении налоговый орган ссылается на неправомерность оприходования и возмещения в октябре 2005г. НДС, уплаченного на таможне в связи с тем, что в четырех ГТД имеются штампы таможни о том, что товар был ввезен и разгружался в сентябре 2005г. Однако, инспекция не указывает какое правовое значение имеют штампы таможни о выгрузке товара для подтверждения права налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС.

В соответствии с заключенными обществом контрактами, товар ввозился на условиях CFR-Санкт-Петербург, что означает исходя из Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс", что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, однако риск утраты или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов, возникающих после перехода товаром борта судна, переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. По условиям CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его вывоза. Данный термин применяется при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Дополнительным соглашением б/н от 01.03.2005г. к контракту N GEL-18/05 от 25.02.05 г. и дополнительным соглашением б/н от 15.06.2005г. к контракту N GEL-18/07 от 01.06.2005 г., заключенными с фирмой «Баррингтон Сэпплайес Лтд» (Гонконг) предусмотрено, что моментом перехода права собственности на товар считается дата выпуска товара таможенными органами по грузовым таможенным декларациям.

Таким образом, Общество является собственником товара в момент его выпуска таможенными органами по ГТД.

Что касается коносамента, то он является ценной бумагой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, несет функцию товаросопроводительного документа, который в силу статьи 147 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) утрачивает силу после выдачи груза. Он является транспортным документом, подтверждающим факт перевозки товара, в котором, помимо других сведений, указывается отправитель груза и получатель (если он указан отправителем). Коносамент лишь подтверждает факт перевозки определенного груза и содержит данные, позволяющие идентифицировать перевозимый груз. Что касается доводов налогового органа о получателях и отправителях груза, то в данном случае в соответствии с условиями договора продавец обязан за свой счет заключить договор перевозки (то есть предусматривается лишь обязанность оплатить фрахт, но не предусмотрена обязанность заключения договора от своего имени). Отправителем в соответствии с КТМ РФ является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени. Статья 144 КТМ РФ предусматривает, что в коносаменте должен быть указан отправитель, при этом нет обязательства отдельно указывать собственника товара.

В соответствии со статьей 144 КТМ РФ в коносаменте также указывается "Наименование получателя товара, если он указан отправителем" и не предусмотрено указание собственника товара. Кроме того, как предусмотрено КТМ РФ, получателя товара может назначать отправитель, в том числе оговоркой "По поручению".

Таким образом, приобретатель товара по контракту, в данном случае Общество, не участвует в процессе перевозки груза, не вступает во взаимоотношения с перевозчиками либо получателями. Общество владеет, распоряжается товаром и несет ответственность лишь с момента вступления в права собственности, то есть с момента его выпуска таможенными органами по ГТД.

В отношении отсутствия в товаросопроводительных документах (коносаментах, CMR) отметок транспортной организации о получении груза, суд полагает, что вышеуказанные отметки не имеют правового значения ни для оприходования импортного товара, ни для подтверждения права на применение налоговых вычетов по НДС, уплаченному таможенным органам при ввозе товаров.