АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 ноября 2007 года Дело N А56-13968/2007

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2007 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Несмияна С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ОАО "СУАЛ" ответчик: ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 42320 руб. 59 коп. при участии

- от истца: не явился

- от ответчика: юр. Хмара А.В., доверенность N Ю-11/201 от 28.12.2006 установил:

ОАО «СУАЛ», филиал «КАЗ-СУАЛ», обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО «Российские железные дороги», филиал «Октябрьская железная дорога», о возврате 42 320 рублей 59 копеек, списанных с лицевого счета N 6176713 ОАО «СУАЛ» в СПб ТехПД сумм по перечням NN 140, 141, 144, 148, 149, в том числе: 30 733 рубля 94 копейки за подачу, уборку вагонов и 11 586 рублей 65 копеек за хранение груза в зоне таможенного контроля. Истец считает, что по операциям с вагонами в процессе таможенного оформления, которое в силу прямого указания Таможенного кодекса РФ должно производиться перевозчиком, расходы должен нести перевозчик.

Ответчик просит в иске отказать, ссылаясь на условие договора N 9 от 01 марта 2004 года об оказании услуг по свободным (договорным) ценам, а также просит применить 9-месячный срок исковой давности.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что в период с 05 мая по 18 мая 2006 года на станцию Кандалакша Октябрьской железной дороги в адрес филиала ОАО «СУАЛ» - «КАЗ-СУАЛ» из Китая и Норвегии поступал груз - пасты углеродистые для электродов, в режиме внутреннего таможенного транзита.

ОАО «Российские железные дороги» производилась обработка вагонов в зоне таможенного контроля. Постоянная зона таможенного контроля на железнодорожном пути N 23 станции Кандалакша создана приказом начальника Мурманской таможни N 857-оп от 30 декабря 2003 года. В заседании обозревался план расположения железнодорожных путей станции Кандалакша. 23-й путь является тупиком, находящимся на противоположной стороне станции относительно подъездного пути необщего пользования ОАО «СУАЛ». Для помещения груза в зону таможенного контроля необходима подача и уборка вагонов. Одновременная подача нескольких вагонов в выделенную зону таможенного контроля невозможна в силу нахождения зоны в конце тупика. Поэтому фактически весь тупик используется как зона таможенного контроля, что не противоречит статье 116 Таможенного кодекса Российской Федерации.

На основании накопительных карточек NN 080501, 110501, 120512, 140501, 170502, 180508 и актов общей формы NN 169/1, 171/1, 174/1, 177/1, 179/1, 181/1, 183/1, 185/1 с лицевого счета филиала «КАЗ-СУАЛ» ОАО «СУАЛ» N 6176713 в СПб ТехПД по перечням NN 140, 141, 144, 148, 149 списано 42 320 рублей 59 копеек, в том числе 30 733 рубля 94 копейки за подачу, уборку вагонов на 23-й путь и 11 586 рублей 65 копеек за хранение груза в зоне таможенного контроля на станции Кандалакша Октябрьской железной дороги.

В соответствии с пунктом 3.1.10. Прейскуранта N 10-01, утвержденного постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 расходы РЖД, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы согласно статье 22 Устава, возмещаются плательщиком по перевозке (грузоотправителем, грузополучателем или экспедиторской организацией) по тарифам, сборам и платам в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке, установленном соответствующим международным транспортным правом

В соответствии со статьей 10 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.

Согласно статье 88 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены.

Статьями 77, 116 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами.

Указанные места являются зоной таможенного контроля. Железная дорога обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посторонних лиц.

Товары, хранящиеся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля в соответствии с настоящей статьей, рассматриваются для таможенных целей как находящиеся на временном хранении. Разгрузка товаров и их перемещение в любое другое место допускаются с разрешения таможенного органа.

Статьей 93 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается.

Между ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «СУАЛ» заключен договор N 9 от 01 марта 2004 года об оказании услуг по свободным (договорным) ценам, действие которого продлено на 2006 год. В соответствии с приложением N 1 к договору ОАО «СУАЛ» производит оплату хранения грузов и транспортных средств в зонах таможенного контроля 64 рубля 60 копеек за один вагон.

Централизованные расчеты по оплате дополнительных услуг, договорным тарифам и иным платежам, связанным с осуществлением перевозки, предусмотрены пунктом 2 Соглашения N 6176713 от 01 декабря 2003 года о централизованных расчетах.

В связи с возобновившимся при рассмотрении данного дела спором о толковании содержания статьи 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, предусматривающей, что «расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей», Арбитражный суд признал необходимым также обратиться к толкованию ее содержания, с учетом толкования, содержащегося в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Как следует из анализа указанных норм, предметом их регулирования являются расходы организации железнодорожного транспорта.

Обратимся к словарю экономических терминов. Под расходами понимаются затраты, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Обычно это затраты, связанные с ресурсным обеспечением производства, приобретением материалов, оборудования, оплатой труда работников, ремонтом оборудования, выплатой процентов по кредитам, арендной платой, уплатой налогов.

При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик не производит затрат, приводящих к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Указанная деятельность подпадает под действие правил об оказании услуг (в экономическом смысле) по перевозке и приводит к уменьшению долговых обязательств и увеличению средств предприятия. Практика применения к отношениям по оказанию услуг, когда отсутствуют указания таможенных или иных органов власти в процессе внутреннего таможенного транзита товаров, правил узко специальной нормы статьи 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации свидетельствует о глубоком непонимании существа вопроса. Поэтому такая практика не поддержана Арбитражным судом при рассмотрении данного дела.

Заявление ответчика о применении сокращенного срока исковой давности признано Арбитражным судом не подлежим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 197 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Статьей 31 Соглашения о международном грузовом сообщении предусмотрено, что претензии и иски отправителя или получателя к железным дорогам по договору перевозки, а также требования и иски железных дорог к отправителям или получателям об уплате провозных платежей, штрафов и о возмещении ущерба могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке груза, для предъявления которых установлен двухмесячный срок.

Спор, рассматриваемый в данном деле, возник не из договора перевозки, а из исполнения договора об оказании услуг по свободным (договорным) тарифам N 9 от 01 марта 2004 года. Перечень услуг, являющийся приложением к договору, не содержит условий о перевозке. Поименованные в Перечне услуги не подпадают под действие Соглашения о международном грузовом сообщении.

Часть вагонов с грузом происхождения Норвегии поступила на станцию Кандалакша со станции Мурманск Октябрьской железной дороги по внутренним железнодорожным накладным. На внутренние перевозки импортных грузов Соглашение о международном грузовом сообщении не распространяется. Кроме того, Норвегия не является участником Соглашения о международном грузовом сообщении.

Обоснованность списания с лицевого счета N 6176713 ОАО «СУАЛ» в СПб ТехПД суммы 42 320 рублей 59 копеек на основании договора N 9 от 01 марта 2004 года об оказании услуг по свободным (договорным) ценам, по перечням NN 140, 141, 144, 148, 149, в том числе: 30 733 рубля 94 копейки за подачу, уборку вагонов и 11 586 рублей 65 копеек за хранение груза в зоне таможенного контроля подтверждается первичными документами. Иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 156, 168-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил:

В иске отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Несмиян С.И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка