АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 2007 года Дело N А56-36755/2007

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2007 г. Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2007 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Михайлова П.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовой Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Орион"

к Межрайонной ИФНС России N12 по Санкт-Петербургу

третье лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа при участии в заседании от заявителя: представитель Дундуков А.Л. (доверенность б/н от 19.10.2007). от заинтересованного лица: не явился от третьего лица: не явился Установил

Общество с ограниченной ответственностью «Орион» (в дальнейшем - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением от 26.09.2007 года о признании недействительным отказа Межрайонной ИФНС РФ N 12 по Санкт-Петербургу возвратить излишне уплаченные страховые взносы и пени и обязании произвести возврат 10647 рублей 66 копеек.

Межрайонная ИФНС России N12 по Санкт-Петербургу представила отзыв, возражая против требований заявителя, указывая на пропуск срока, предусмотренного ч.4- ст. 198 АПК РФ и на отсутствие у налоговой инспекции правомочий по возврату излишне уплаченных средств в пенсионный фонд. Не отрицая факт уплаты авансовых платежей по страховым взносам, ответчик указал, что взносы были внесены на фиксированные платежи, в связи с неправильным указанием кода бюджетной классификации. Поскольку на карточке расчетов с бюджетом у ООО «Орион» числилась недоимка в сумме 8334 рубля, то в соответствии со ст. 75 НК РФ предприятию были начислены пени в автоматическом режиме, т.к. налоговое законодательство не требует в данном случае проведения каких-либо мероприятий налогового контроля и вынесения решения.

Третье лицо представило заявление, в котором указало, что администратором поступлений в бюджеты РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированных платежей, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей пенсии, является Федеральная налоговая служба РФ. УПФР в Курортном районе Санкт-Петербурга не является администратором поступлений и не имеет полномочий в части зачета либо возврата страхователю - ООО «Орион» излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Третьим лицом представлен также реестр учета платежей (копия) за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. Сведения по страхователю - ООО «Орион» в части размера денежных средств, отнесенных к фиксированным платежам за 2005 год составляет 9912 рублей 84 копейки.

Срок обжалования ненормативного акта восстановлен судом.

Заинтересованное лицо, третье лицо в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено в судебном заседании в порядке ст.ст. 123, 137, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица, третьего лица.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее:

В первом квартале 2005 года общество уплатило взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 9912 рублей 84 копейки, указав ошибочно в платежном поручении неверный Код Бюджетной Классификации - фиксированные платежи в ПФР. При этом 4354 рубля 20 копеек и 3896 рублей 70 копеек были зачислены на КБК 18210202030060000160 соответственно 14 февраля и 14 марта 2005 года, а 854 рубля 64 копейки и 807 рублей 30 копеек были зачислены соответственно 14 февраля и 14 марта 2005 года на КБК 18210202040060000160. При сверке расчетов с Межрайонной инспекцией ФНС России N12 по Санкт-Петербургу (в дальнейшем - инспекция) в декабре 2005 года обнаружилось, что по страховым взносам в ПФ РФ по фиксированным платежам идет переплата на сумму 9912 рублей 84 копейки, а по страховым взносам на накопительную и страховую часть трудовой пенсии имеется недоимка на ту же сумму.

В соответствии с приложением Федерального закона от 15.08.1996 г. N 115 ФЗ « О бюджетной классификации Российской Федерации» в редакции от 23 декабря 2004 года код бюджетной классификации 00010202040060000160 относится к страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части пенсии. Код бюджетной классификации 00010202030060000160 относится к страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

Платежными поручениями N 715 от 08.12.2005 г. на сумму 8250 рублей 90 копеек и N 716 от 08.12.2005 года на сумму 1661 рубль 94 копейки общество перечислило средства в сумме 9912 рублей 64 копейки на требуемый счет, уплатив недоимку. Оно также уплатило пени в сумме 734 рубля 82 копейки. Это обстоятельство подтверждается справкой N 3048 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 28 ноября 2005 года, а также копиями платежных поручений N 718 от 08.12.2005 г. на 125 рублей 86 копеек и N 717 от 08.12.2005 г. на 608 рублей 96 копеек. Общество неоднократно обращалось в инспекцию с ходатайством о возврате страховых взносов в виде фиксированного платежа. Письмами N04-18/00876 от 10.02.2006, N 04-40/04265 от 27.04.2006 г., N04-40/05159 от 16.05.2006 г., N 156 от 02.08.2006 г. в возвращении уплаченных на фиксированные платежи ПФ средств было отказано на основании требований ст. 8 НК РФ, т.к. пенсионные платежи не отвечают понятию налога и принятие решений о возврате/зачете излишне уплаченных платежей не входит в компетенцию налоговых органов.

Такой же позиции инспекция придерживается и в ходе судебного разбирательства, ссылаясь на невозможность применения ст. 78,79 НК РФ при осуществлении возврата/зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 статьи 14 того же закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены статьями 23, 24 Закона N 167-ФЗ. П.2 ст.24 настоящего Закона предусмотрено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Общество своевременно исполнило обязанность по уплате страховых взносов, перечислив их ошибочно в виде фиксированного платежа, указав неверный КБК. В силу требований п.1 ст.28 и подп.2 п.1 ст.6 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа выплачивают индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Неправильное указание обществом в платежных документах кодов бюджетной классификации привело лишь к неправильной классификации платежа. Недоимка по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой и накопительной части и переплата по страховым взносам в виде фиксированных платежей образовались в бюджете одного уровня - бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Согласно ст. 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным этим законом сроки.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 г. N 202-О следует, что пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.

Поскольку из-за неправильного указания ответчиком кода бюджетной классификации ущерб для бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации не наступил, то отсутствовали основания для начисления пеней.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.12.2005 г.) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей. На нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 18 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Из анализа указанных норм следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 78 НК РФ «Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику». В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.110 АПК, с Межрайонной ИФНС России N12 по Санкт-Петербургу подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 руб. в пользу ООО «Орион».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167-170, 201, 110 АПК РФ, НК РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Решил:

Признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС РФ N 12 по Санкт-Петербургу, выразившееся в отказе возвратить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ошибочно уплаченные на сумму 9912 руб. 84 коп., а также пени в сумме 734 рубля 82 копейки ООО «Орион».

Обязать Межрайонную ИФНС РФ N 12 по Санкт-Петербургу возвратить ООО «Орион» указанные средства, а именно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 9912 руб. 84 коп. в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, и пени на сумму 734 руб. 82 коп. в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ.

Взыскать с Межрайонной ИФНС N 12 по Санкт-Петербургу в пользу ООО «Орион» расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия или кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в срок не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

     Судья
Михайлов П.Л.
.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка