АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2008 года Дело N А56-44428/2007

Резолютивная часть объявлена 21 января 2008 года. Полный текст изготовлен 28 января 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Глазкова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Албеговой З.Х. рассмотрев в судебном заседании 21 января 2008г. дело:

заявитель Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга ответчик ООО "БРАНДПЛАСТ" о взыскании 4140 руб. при участии от заявителя: не явился, извещен от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в суд заявлением о взыскании с ООО " БРАНДПЛАСТ " (далее - общество) 4140 руб. в качестве штрафных санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно заявлению, ответчик представил в пенсионный фонд недостоверные сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, что отражено в акте проверки от N 601 от 26.04.2007 г.

Решением Фонда от 26.04.2007 года N 601 ответчик привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона, в виде штрафа в размере 4140 руб.

Ответчик не уплатил штраф в добровольном порядке, в связи с чем Фонд обратился с заявлением в суд.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В силу положений ст.ст.65, 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.

Доказательства правомерности решения Фонда в материалах дела отсутствуют.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации разработан и утвержден порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция). Согласно пункту 27 этой Инструкции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, обязан представить в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Вместе с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

В статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений: к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно п. 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N79 от 11.08.2004 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.

Таким образом, по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ размер штрафа, подлежащего взысканию за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а только от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения.

Согласно материалам дела, ответчик представил фонду сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Фонд счел сведения недостоверными и наложил на ответчика штраф, исчисленный от всей суммы начисленных взносов.

Между тем, в уведомлении (л.д.20), акте, решении и заявлении отсутствуют сведения, позволяющие определить обстоятельства нарушения, вменяемого страхователю.

Суд обязал заявителя представить:

- изложение обстоятельств нарушения, вменяемого ответчику;

- доказательства недостоверности представленных сведений;

- обоснование решения в части размера базы для начисления штрафа.

Определение суда заявителем надлежащим образом не исполнено. Заявитель не представил обоснование и документы, свидетельствующие о наличии оснований для взыскания санкций как по праву, так и по размеру. Заявитель не уведомил суд о наличии препятствий в представлении каких-либо документов.

Заявителем также не представлены сведения о том, относится ли допущенная ответчиком ошибка ко всем застрахованным лицам или к одному (нескольким из них); какая сумма платежей относится к тем застрахованным лицам, в отношении которых представлены недостоверные сведения.

Из протокола ошибок (л.д.19) следует, что Управлением выявлено следующее:

«в форме АДВ-11 неправильно указана задолженность по уплате страховых взносов на начало расчетного периода: должно быть 1094 стр.часть, 89 накопительная часть. Неправильно отражена уплата страховых взносов за расчетный период, что влечет корректировку задолженности на конец расчетного периода».

В качестве приложения к протоколу ошибок указан реестр платежей за 2006г.

Таким образом, из содержания протокола ошибок следует, что представленные сведения имеют расхождение с информацией о платежах, которой располагает Фонд.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о фактической сумме платежей, перечисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации за спорный период. Реестр, составленный Фондом, не содержит сведений: 1) об основаниях для внесения соответствующей записи в реестр; 2) об основаниях для отнесения соответствующих сумм платежей к взносам за 2006г; 3) о суммах, перечисленных в качестве страховых взносов за 2006г.

Ни протокол ошибок, ни уведомлении не содержат информации о фактических данных об уплате взносов, признаваемых Фондом в качестве достоверных. В рамках судебного разбирательства Фонд также не представил такие данные суду.

Соответственно невозможно проверить правильность исчисления Фондом суммы штрафа.

Из сопоставления формы АДВ-11 (л.д.11) и протокола ошибок (л.д.19) следует, что ответчик ошибся в сведениях о задолженности по уплате страховых взносов на начало расчетного периода: по страховой части - указал меньше на 38 руб., по накопительной части - указал больше на 44 руб.

Таким образом, возможный размер страховых взносов, о которых указаны недостоверные сведения, составляет не более 82 руб.

Между тем, штраф исчислен от полной суммы страховых взносов, сведения о которых представлены страхователем.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Фондом не соблюдены требования законодательства к содержанию решения о привлечении к ответственности.

Согласно п.8 ст.101 НК РФ, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Решение Фонд не содержит изложения обстоятельств нарушения, вменяемого ответчику.

Ссылка на акт проверки, которая содержится в решении, не может быть принята во внимание. Акт проверки также не содержит изложения фактических обстоятельств нарушения, не упоминает документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Нарушения процедуры привлечения к ответственности, допущенные Фондом, при вынесении решения, являются существенными, влекущими незаконность решения.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства не нашла подтверждения и правомерность решения в части оснований для привлечения к ответственности и размера санкций.

При таких обстоятельствах заявление подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявления отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу. ё

     Судья
Глазков Е.Г.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка