АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 февраля 2008 года Дело N А56-951/2008

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Соколовой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОАО «Санкт-Петербургский молочный комбинат N1 «ПЕТМОЛ», заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы

финансово-бюджетного надзора в СПб об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности при участии

от заявителя - Бабелюк С.Н., доверенность от 29.12.2007 N 81,

от заинтересованного лица - Гончаров Е.А., доверенность от 09.01.2008 N 72-04-45/1 установил:

Открытое акционерное общество «Санкт-Петербургский молочный комбинат N1 «ПЕТМОЛ» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление) от 19.12.2007 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N40-07/1238-12.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, так как считает, что справки о документах, подтверждающих осуществление валютных операций, и о поступлении валюты Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, не названы действующим в спорный период законодательством в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, поэтому несвоевременное представление этих документов не образует состав правонарушения, к ответственности за совершение которого привлечено Общество.

Управление требования Общества отклонило, полагая постановление законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 27.04.2006 N250ПМ, заключенным с нерезидентом ИП Жданок А.М. (Беларусь), Общество осуществляло в адрес предпринимателя поставку молочной продукции.

05.02.2007 на основании указанного договора поставщик-экспортер оформил паспорт сделки N 07020001/1481/1304/1/0 в Московском отделении N 1877 Северо-Западного Сберегательного банка Российской Федерации.

В ходе исполнения обязательств по договору поставки с территории Российской Федерации был вывезен товар на сумму 329 736 руб.

Оплата указанной партии товара была произведена 09.11.2006. Справка о поступлении валюты РФ с указанием данной суммы оплаты была представлена Обществом в банк, ведущий паспорт сделки, 12.07.2007.

В ходе проверки соблюдения Обществом валютного законодательства Управление установило, что справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк за пределами срока, предусмотренного Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение N 258-П).

По данному факту Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.12.2007 N 40-07/1238-12.

19.12.2007 руководителем Управления вынесено постановление N 40-07/1238-12 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за несвоевременное представление справки о поступлении валюты, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Заявитель не согласился с указанным постановлением и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон N173-ФЗ). При этом в силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N173-ФЗ предусмотрено, что Центральным банком России также устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N258-П и Инструкцией Центрального банка России от 15.06.04 N117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортом сделки».

Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном этим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, в частности, факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (подтверждающие документы).

Пунктом 2.2 Положения N 258-П предусмотрено, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению.

В соответствии с пунктом 2.7 Положения N 258-П справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 Положения.

По смыслу названных норм следует различать подтверждающие документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. Так, Положением N 258-П и Инструкцией N 117-И для резидентов установлен только порядок и сроки представления в банк ПС документов и информации, связанных с проведением валютных операций. Напротив, формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления, на момент принятия оспариваемого постановления Центральным банком России установлены не были.

Поскольку справка о поступлении валюты не отнесена нормами действующего в спорный период законодательства к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение Обществом срока представления такой справки в уполномоченный банк не образует объективной стороны вмененного ему административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах следует признать, что у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для принятия судом решения о признании незаконными и об отмене оспариваемого постановления административного органа.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 19.12.2007 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40-07/1238-12.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Соколова Н.Г.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка