АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 4 февраля 2008 года Дело N А56-725/2008


[Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 3 ст.16.1 КоАП РФ были удовлетворены, поскольку таможней не представлено доказательств в подтверждение того, что в действиях заявителя содержался умысел или проявлена неосторожность при сообщении необходимых сведений о товаре, а следовательно, и вина общества не нашла подтверждения при производстве по делу об административном правонарушении]

___________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2008 года данное решение оставлено без изменения.

___________________________________________________________________

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 4 февраля 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель - ООО "Лого-Транс", заинтересованное лицо - Выборгская таможня, об оспаривании постановления от 30.10.2007, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лого-Транс" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) по делу об административном правонарушении N 10206000-1229/2007 от 30.10.2007 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель Общества поддержал заявленные требования, полагая, в совершенном правонарушении отсутствует вина Заявителя.

Таможня требования Общества отклонила, так как считает постановление законным и обоснованным.

Из материалов дела следует, что 16.07.2007 Общество, как перевозчик, ввезло автомобильным транспортом на таможенную территорию Российской Федерации товар - ручки, корректоры, кнопки, зажимы для бумаги, стержни для ручек, скобы для степлера, стирательные резинки (ластики), степлеры, наборы для черчения, папки, лупа, механические карандаши, скотч, карандаши - в количестве 1472 грузовых места, общий размер брутто 23477 кг, стоимостью 19647,56 долларов США. Товар перемещался в опломбированном контейнере N CCLU 663585-9 за исправной пломбой финской таможни LA 1710718, пломбой отравителя G0193306.

В ходе таможенного досмотра выявлено, что фактически в указанном контейнере наравне с указанным перемещался также следующий товар: бейджи в количестве 186 мест, антистеплеры - 10 мест, диспенсиры для скрепок - 10 мест, грифели для карандашей 15 мест. Товары - папки ввезены больше на 141 место, карандаши механические - на 4 места больше, этикетки самоклеящиеся - на 6 мест больше. Фактически количество перемещаемого товара составило 1271 место, вес товара 23431,3 кг.

Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения Таможней в отношении Общества дела об административном правонарушении N 10206000-1229/2007, проведения административного расследования по признакам деяния, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и привлечения Заявителя к административной ответственности, в виде наложения штрафа в размере 100000 руб.

Часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает, что сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно статье 73 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: о государственной регистрации транспортного средства; наименование и адрес перевозчика, отправителя и получателя товаров, наименование страны отправления и страны назначения товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров в кубических метрах, за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем предоставления таможенному органу следующих документов: документов на транспортное средство; международной товаротранспортной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются международными договорами, участником которых является Российская Федерация. При этом в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормы международного права обладают приоритетом по отношению к национальному законодательству.

Статьей 39 Конвенции МДП предусмотрено, что расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера не рассматриваются как нарушения названной Конвенции владельцем книжки МДП, если приведено удовлетворяющее компетентные органы доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении упомянутого манифеста.

Под выражением "ошибки, допущенные по небрежности" следует понимать действия, которые совершены непреднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае (пояснительные записки к Конвенции МДП).

Согласно статье 8 и пункту 2 статьи 9 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей и внешнее состояние груза, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.

Приведенными международными правовыми нормами предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, которые перевозчик обязан проверить. Вскрывать упаковку для проверки содержимого грузовых мест перевозчик не вправе, если этого не требует отправитель (пункт 3 статьи 8 КДПГ).

Из материалов дела следует, что товары приняты Обществом к перевозке в контейнере за целостностью пломбы Отправителя без пересчета грузовых мест и взвешивания. Данное обстоятельство таможенным органом не оспаривается. Таким образом, перевозчик, руководствуясь действующими в Российской Федерации правилами и принимая опломбированный контейнер без проверки содержимого, принял необходимые разумные меры для обеспечения точности сведений в соответствии с требованиями международного права. При таких обстоятельствах поведение Заявителя нельзя расценивать как виновное нарушение таможенных правил.

Таможней не представлено доказательств в подтверждение того, что в действиях Заявителя содержался умысел или проявлена неосторожность при сообщении необходимых сведений о товаре, а следовательно, и вина Общества не нашла подтверждения при производстве по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, требование ООО "Лого-Транс" о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни от 30.10.2007 по делу об административном правонарушении N 10206000-1229/2007 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Признать незаконным и отменить постановление Выборгской таможни по делу об административном правонарушении N 10206000-1229/2007 от 30.10.2007, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лого-Транс".

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка