АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2007 года Дело N А33-6581/2007

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Чурилина,

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Енисейский ЦБК» (г. Красноя

рск)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (г. Красноярск)

о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2007 N 04-07/1514П о назначении административного наказания.

В судебном заседании участвовали представители сторон:

заявителя - Пасынкова О.В. по доверенности от 26.02.2007;

ответчика - Толмачева О.В. по доверенности от 09.01.20007г., Рахматулина Т.М. по доверенности от 09.01.2007.

Протокол судебного заседания вела судья Е.М. Чурилина.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11 часов 30 мин. 17.07.2007г. до 14 часов 00 мин. 23.07.2007г.

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 23.07.2007г. Решение в полном объеме изготовлено 25.07.2007г.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Енисейский ЦБК» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 24.04.2007 N 04-07/1514П о назначении административного наказания.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, а также в дополнительных письменных пояснениях.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Енисейский ЦБК» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.02.2002г. администрацией Свердловского района г. Красноярска, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 29.10.2002г. инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району г. Красноярска 29.10.2002г. за основным государственным регистрационным номером 1022402299480.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае проведена проверка выполнения заявителем требований валютного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности.

В ходе проверки установлено, что между обществом с ограниченной ответственностью «Енисейский ЦБК» и нерезидентом - ООО «Алтын-Ажыдаар» (Казахстан) заключен внешнеторговый контракт N Е-54/06-К от 25.12.2005г., предусматривающий вывоз бумаги для гофрирования с территории Российской Федерации на общую сумму 1 300 000,00 долларов США.

Общество с ограниченной ответственностью «Енисейский ЦБК» по контракту N Е-54/06/К от 25.12.2005г. в уполномоченном банке - филиале АК Сбербанка РФ (ОАО) - Красноярское городское отделение N 161 г. Красноярск (банк паспорта сделки) оформило паспорт сделки N 06010040/1481/0678/1/0.

Согласно ведомости банковского контроля по ПС N 06010040/1481/0678/1/0 по состоянию на 26.02.2007г. по указанному контракту на счет общества «Енисейский ЦБК» поступило 973 715,00 долларов США, поставка товаров осуществлена на ту же сумму.

В том числе, товар, продекларированный по ГТД N 10606060/010906/0008626 на сумму 66 792,00 долларов США (ВПД N 10606060/270406/0003820), по вышеуказанному контракту с территории Российской Федерации вывезен 06.05.2006, что подтверждается отметками таможни на ксерокопии ГТД.

Срок представления справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих факт вывоза товаров с территории Российской Федерации, истек 15.06.2006 г.

Справка о подтверждающих документах и ГТД N 10606060/010906/0008626, в банк паспорта сделки представлена 06.09.2006г., что подтверждается отметкой банка паспорта сделки в справке о подтверждающих документах.

На основании вышеизложенных обстоятельств административный орган пришел к выводу о нарушении обществом установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

По результатам проверки административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 06.04.2007 N 04-07/1514, отразивший факт нарушения заявителем валютного законодательства, выразившегося в несоблюдении срока представления подтверждающих документов и справки, связанных с проведением валютной операции с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 24.04.2007 N 04-07/1514П на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное частью 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда (40 000 руб.), что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Подпунктом 9 пункта 4 статьи 23 Закона к документам, связанным с проведением валютных операций (являющимся основанием для их проведения) отнесены, в том числе документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Соответственно, пунктом 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах (пункт 2.2 Положения).

По смыслу статей 5, 23, 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» названные документы относятся к формам отчетности по валютным операциям.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П резидент представляет в уполномоченный банк, документы, указанные в пункте 2.2 Положения (справки и подтверждающие документы), в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела (ГТД N 10606060/010906/0008626, протокола по делу об административном правонарушении от 06.04.2007г. N 04-07/1514, постановления по делу об административном правонарушении от 24.04.2007г. N 04-07/1514П) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации по указанной ГТД осуществлен обществом 06.05.2006г. Следовательно, справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт вывоза товаров с территории Российской Федерации заявитель должен был представить не позднее 15.06.2006г. Справка о подтверждающих документах и ГТД N 10606060/010906/0008626 в банк паспорта сделки представлены 06.09.2006г., что подтверждается отметкой банка паспорта сделки в Справке о подтверждающих документах.

Указанные обстоятельства обществом с ограниченной ответственностью «Енисейский ЦБК» не оспариваются.

Таким образом, общество нарушило установленный срок представления форм учета и отчетности по валютной операции.

Вышеназванные действия (бездействие) общества с ограниченной ответственностью «Енисейский ЦБК» содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Заявитель не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

При этом ссылка заявителя на отсутствие его вины в совершении рассматриваемого правонарушения, в связи с тем, что таможенным органом поздно представлена соответствующая информация о фактическом вывозе товара, арбитражным судом не принимается.

Так, порядок подтверждения фактического вывоза товаров в 2006 г. устанавливался Инструкцией «О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)», утвержденной Приказом ГТК РФ от 21.07.2003 N 806.

Согласно приведенной Инструкции подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, вывозимых через границу Российской Федерации с государствами, на которой осуществляется таможенный контроль, производится таможней, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, через который осуществлялся вывоз товаров (пункт 7).

Для получения подтверждения фактического вывоза товаров заявитель представляет в пограничную таможню, в том числе письменное заявление, содержащее: просьбу подтвердить фактический вывоз товаров; способ, которым заявитель просит направить документы с отметками таможенного органа (пункт 9).

Заявители, использующие при таможенном оформлении товаров особый порядок декларирования (с применением временных, временных периодических, неполных таможенных деклараций), обращаются в таможенные органы за подтверждением фактического вывоза товаров в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией.

При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Инструкции заявитель представляет в качестве таможенной декларации на вывезенные товары неполную, временную, временную периодическую, либо полную таможенную декларацию (или копии) или специальный реестр, а также другие документы, предусмотренные пунктом 9 Инструкции (пункт 14).

Представленные заявителем, указанные в пункте 14 Инструкции, неполная, временная, временная периодическая, либо полная таможенная декларация (или копия) или специальный реестр, а также транспортный, товаросопроводительный и (или) иной документ (копии) не позднее 5 дней после поступления заявления в таможенный орган возвращаются заявителю способом, указанным в заявлении, с отметками, свидетельствующими о фактическом вывозе товаров либо с мотивированным отказом подтвердить факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (пункт 15).

Более того, как разъяснил Государственный таможенный комитет РФ в письме от 26.12.2003 N 01-06/50580 если в месте убытия товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации декларантом (его уполномоченным представителем), таможенному органу представлены: запрос в произвольной форме; документы, указанные в подпунктах "б" - «г» пункта 9 Инструкции, утвержденной Приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806 (далее - Инструкция), то таможенный орган проставляет на экземплярах (копиях) документов, представленных для подтверждения фактического вывоза товаров, отметки, предусмотренные пунктом 12 Инструкции. Документы с отметками, подтверждающими фактический вывоз товаров, выдаются таможенными органами декларанту лично (его уполномоченному представителю) либо направляются по почте или посредством курьерской службы доставки (в зависимости от способа, выбранного декларантом и указанного в запросе) в сроки, указанные в пунктах 12 и 15 Инструкции после фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, с учетом избранного заявителем способа представления в таможенный орган соответствующего заявления и способа получения ответа на заявление - по почте (что подтверждается, в том числе, письмом Алтайской таможни от 21.06.2007г. N 08-1-08/6132),- вина общества с ограниченной ответственностью «Красноярский ЦБК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной.

Довод заявителя о возможности его освобождения от ответственности ввиду малозначительности совершенного нарушения является необоснованным.

Так, в соответствии со статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области валютного регулирования.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, названное правонарушение признается оконченным с момента совершения действий (бездействия) по нарушению установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В соответствии с преамбулой Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

По смыслу пункта 2.13 Положения N 258-П подтверждающие документы и справка относятся к документам, необходимым для выполнения функций агента валютного контроля за осуществлением резидентом валютных операций по контракту.

Согласно пункту 3.1 Положения уполномоченный банк ведет в электронном виде ведомость валютного контроля на основании информации, содержащейся, в том числе, в справке о подтверждающих документах, справке о расчетах через счета за рубежом, справке о поступлении валюты Российской Федерации, документах об обеспечении, представляемых в соответствии с пунктом 2.15 Положения.

Указанием Центрального банка Российской Федерации от 16.01.2004 N 1376-У утвержден Порядок составления и представления отчетности по форме 0409665 «Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки», который формируется с целью получения сводной информации о валютных операциях резидентов.

Согласно пункту 1.2 Порядка отчет формируется уполномоченным банком (его филиалом), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки, на основании информации, содержащейся в разделах II и III Ведомости банковского контроля, приведенной в приложении 3 к Положению N 258-П.