АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2008 года Дело N А33-15754/2007

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Шуваева Е.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Прокурора Красноярского к

рая

к Отделу внутренних дел по Казачинскому району Красноярского края, с. Казачинское

к обществу с ограниченной ответственностью «Олигарх», г. Лесосибирск

о признании договора недействительным.

В судебном заседании участвовали:

Прокурор - Балыкова Е.С.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьёй Шуваевой Е.В.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании «18» января 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «25» января 2008 года.

Прокурор Красноярского края обратился в арбитражный суд с иском к Отделу внутренних дел по Казачинскому району Красноярского края (далее- ОВД по Казачинскому району), к обществу с ограниченной ответственностью «Олигарх» (далее- ООО «Олигарх») о признании договора от 28.03.2007 недействительным.

Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края.

Определением от 29.11.2007 возбуждено производство по делу.

Определением от 21.12.2007 подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству.

Ответчики в судебное разбирательство не явились. О времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчиков.

Прокурор исковые требования поддержал.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено.

Между ООО «Олигарх» и ОВД по Казачинскому району был заключён договор о совместной деятельности от 28.03.2007.

Согласно пункту 1.1. договора о совместной деятельности от 28.03.2007 ООО «Олигарх» и ОВД по Казачинскому району обязуются совместно действовать для достижения безопасности дорожного движения в Казачинском районе, проведения технического осмотра автотранспортных средств и прицепов.

Пунктом 2.1. договора от 28.03.2007 предусмотрено, что ООО «Олигарх» выполняет следующее:

- обучение экспертов для проведения техосмотра;

- обучение специалистов (основных работ);

- разработку основных учётных форм и проведение учёта доходов, расходов, получения прибыли от совместной деятельности ;

- организацию рабочих мест экспертов;

- разработку технической документации по организации техосмотра;

-прочие общехозяйственные затраты, связанные с организацией улучшения сервиса при проведении техосмотра транспортных средств;

- рейдовый день совместной работы с сотрудниками ГИБДД.

Из пункта 2.2. договора от 28.03.2007 следует, что ОВД по Казачинскому району обязуется выполнять следующее:

- разработку графиков и организацию поступления автомобилей на техосмотр;

- организацию дежурств гос. инспектора технического надзора для оформления результатов государственного технического осмотра по режиму работы пункта проверки;

- предоставление для сотрудников ПТО помещения для оформления документов, необходимых при проведении технического осмотра АТС и комиссионной торговли ТС.

В соответствии с пунктом 3 указанного договора при невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств, предусмотренных настоящим договором, виновная сторона возмещает другой стороне понесённые убытки, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 4 договора о совместной деятельности от 28.03.2007 договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение года с правом продления его взаимной договорённости сторон.

Пунктом 5 договора о совместной деятельности от 28.03.2007 предусмотрено, что в случае некачественного выполнения работ по проверке технического состояния АМТС при проведении государственного технического осмотра, согласно ГОСТ 25478-91, ОВД по Казачинскому району решает вопрос о досрочном расторжении настоящего договора и направлении информации в заинтересованные органы для решения вопроса о прекращении работы пункта контроля.

Ссылаясь на то, что привлечение юридического лица или индивидуального предпринимателя к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре возможно только по результатам конкурса, Прокурор Красноярского края просит признать договор от 28.03.2007 недействительным.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что:

- решение о проведении конкурса при подписании договора о совместной деятельности от 28.03.2007 ООО «Олигарх» не принималось;

- оспариваемый договор противоречит действующему законодательству, в связи с чем, является недействительным в силу своей ничтожности.

ОВД по Казачинскому району представило отзыв со ссылкой на то, что:

- отношения, возникшие между ОВД и обществом являются административными, на нормах гражданского права не основаны;

- статьи 1, 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ определяют задачи, в т.ч. ОВД, в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

С целью реализации указанных публичных задач, которые не предполагают равенства участников, на ОВД возложена обязанность по организации, проведению обязательного государственного технического осмотра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 17 Федерального закона);

- в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 31.07.1998 г. N880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» госавтоинспекция привлекает (при отсутствии собственных технических возможностей) в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

При этом право у организаций и индивидуальных предпринимателей на осуществление проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре возникает не в заявительном, а в разрешительном порядке (т.е. в административном), что следует из содержания п. 4, 15.17.1К Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

Таким образом, проведение указанного конкурса является формой допуска к осуществлению организациями и индивидуальными предпринимателями данного вида деятельности, т.е. участники регулируемых отношений на принципе равенства прав и обязанностей не основываются (ст. 1 ГК РФ);

- условия договора между ОВД и обществом не влекут для сторон возникновение, изменение либо прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ);

- как следует из 2.1. договора общество обязано выполнять предписания государственной инспекции по устранению недостатков, выявленных в результате контроля; согласовать с государственной инспекцией график работ по проверке (п. 2.2.); предоставлять государственной инспекции информацию о проведении проверки транспортных средств в согласованных объемах (п. 2.1.5.), что свидетельствует о наличии административных отношений, а не гражданско-правовых (т.ж. см. п. 9 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекцией безопасности дорожного движении Министерства внутренних дел Российской Федерации);

- к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (часть 3);

- оспариваемые Прокуратурой Красноярского края положения договора устанавливают полномочия госавтоинспекции в сфере обеспечения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, т.е. регулируют правоотношения, возникшие в сфере государственно-правового регулирования;

- также необходимо отметить, что оплату услуг, оказанных организациями (индивидуальными предпринимателями) по проверке технического состояния транспортных средств, производят водители транспортных средств (т.е. 3-и лица) в соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.04.2006 N Х 6-П «Об утверждении размера платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре на территории Красноярского края», а не ОВД;

- в исковом заявлении Прокуратурой Красноярского края не указано, какие права либо законные интересы прокуратуры либо 3-х лиц нарушены, тогда как в соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд только за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов;

- Прокуратурой Красноярского края избран способ защиты/обеспечения прав, не предусмотренный гражданским законодательством применительно к возникшим правоотношениям, в связи с чем, руководствуясь ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок. Статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, сделки представляют собой действия, соответствующие требованиям законодательства, и направленные на достижение определенного правового результата.

Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Заключённый между ООО «Олигарх» и ОВД по Казачинскому району договор о совместной деятельности от 28.03.2007, является договором возмездного оказания услуг - гражданско-правовым, отношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Прокурор Красноярского края полагает, что указанный договор недействительный в силу противоречия его пункту 3 Постановления Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства от 31.12.2005 N 862) (далее по тексту - постановления Правительства РФ от 31.07.1998 N 880).

В силу статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ) находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 196-ФЗ порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 880 установлено, что обязательный государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке в ГИБДД МВД РФ, организуется и проводится Госавтоинспекцией.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 880 утверждены: положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 880 Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

Пунктом 7 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Положение) предусмотрено, что в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в Госавтоинспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляют подразделения Госавтоинспекции (пункт 9 положения).

Положением о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре (далее по тексту - Положения о проведении конкурса) установлены основные условия проведения конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре, функции, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к представляемым участниками документам, процедуре их рассмотрения и оформлению результатов конкурса.

К участию в конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие предварительный квалификационный отбор. Целью квалификационного отбора является проверка финансовых, технических и производственных возможностей претендентов, представивших оформленную в установленном порядке заявку на участие в конкурсе (пункт 2 Положения о порядке проведения конкурса).

Согласно пункту 4 Положения о порядке проведения конкурса, решение о проведении конкурса принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Положения о порядке проведения конкурса право заключения договора с органом Госавтоинспекции субъекта Российской Федерации получают участники конкурса, добившиеся положительной оценки по всем основным показателям. Договор заключается в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. К договору прилагается выписка из протокола заседания конкурсной комиссии.

Из смысла указанных положений следует, что Госавтоинспекция для проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре привлекает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем заключения договоров только на конкурсной основе.

В материалы дела прокурором представлен договор от 28.03.2007 на проведение работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием технического диагностирования при государственном техническом осмотре.