АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 февраля 2008 года Дело N А33-16016/2007

Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2008.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Фроловым Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального предприятия «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (г.Красноярс

к) к Администрации Ужурского района Красноярского края (г.Ужур),

об оспаривании ненормативного правового акта- Распоряжения от 30.08.2005 N106 «Об изъятии муниципального имущества Ужурского района, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства»,

3-е лицо: Муниципальное образование город Ужур. В судебном заседании участвовали:

от заявителя- Глинянова Н.В. на основании доверенности от 15.10.2007,

от ответчика - Руденко А.И. на основании доверенности от 27.11.2007,

от Муниципального образования город Ужур (до перерыва) - Ляхов А.Г на основании доверенности от 09.01.2008, при объявлении перерыва в судебном заседании с 15.30 ч. 28.01.2007 до 14.30 ч. 31.01.2008,

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Муниципальное предприятие «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Ужурского района Красноярского края (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным Распоряжения от 30.08.2005 N106 «Об изъятии муниципального имущества Ужурского района, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства».

Определением арбитражного суда от 27.12.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное образование город Ужур.

Заявитель поддержал заявленные требования. Кроме того, заявителем представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование указанного Распоряжения, в связи с тем, что об его вынесении конкурсный управляющий узнал только 28.09.2007.

Ответчик с требованиями заявителя не согласился, представил отзыв на заявление. В судебном заседании представитель ответчика поддержал возражения, изложенные в отзыве, считая, что оспариваемое Распоряжение принято обосновано.

Представитель Муниципального образования город Ужур представил отзыв на заявление, согласившись с позицией ответчика по данному делу.

Из материалов дела следует, Муниципальное предприятие «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Ужурского района Красноярского края 28.04.1992 за N121.

В соответствии с Уставом (Раздел 3) муниципального предприятия «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» основными задачами предприятия являются выполнение комплексного развития и совершенствования жилищно- коммунального хозяйства в целях наиболее полного удовлетворения потребителей в жилищно-коммунальном обслуживании (пункт 3.1 Устава).

Предприятие обеспечивает эксплуатацию жилищного фонда и объектов коммунального назначения местных Советов народных депутатов (пункт 3.2 Устава).

Осуществляет капитальный и текущий ремонт объектов коммунального назначения, новое строительство жилого фонда (пункт 3.3 Устава).

Осуществляет контроль за эксплуатацией жилищного фонда и объектов коммунального назначения, принадлежащих Местным Советам (пункт 3.4 Устава).

Обеспечивает бесперебойную подачу воды и электроэнергии населению, промышленным предприятиям, учреждениям соцкультбыта (пункт 3.5 Устава).

Осуществляет отвод сточных вод от жилых зданий, предприятий и управлений (пункт 3.6 Устава).

Организует капитальный и текущий ремонт сетей, оборудования, маши, механизмов, зданий и сооружений предприятия (пункт 3.7 Устава).

Обеспечивает эксплуатацию дорожного хозяйства, озеленение, благоустройство, санитарную очистку города из средств бюджета (пункт 3.8 Устава).

Капитальный ремонт за счет средств местного Совета (пункт 3.9 Устава).

Обеспечивает бесперебойную подачу тепла населению, промышленным предприятиям, учреждениям соцкультбыта (пункт 3.5 Дополнения к Уставу от 21.02.1996).

Постановлением Администрации Ужурского района Красноярского края N 625 от 29.12.2000г. «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Муниципальным предприятием УГМПП ЖКХ» принято решение о закреплении за муниципальным предприятием «Ужурское городской многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» имущества на праве хозяйственного ведения балансовой стоимостью - 197 676 000,00 руб., в том числе основные средства - 185 539 000,0 руб.

01 января 2001г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом при администрации Ужурского района и Муниципальным предприятием УГМПП ЖКХ заключен договор о порядке использовании закрепленного за муниципальным унитарным предприятием имущества.

05 января 2001г. подписан акт приема - передачи основных и оборотных средств передаваемых муниципальному предприятию УГМПП ЖКХ на праве хозяйственного ведения по состоянию на 01.01.2001г. Балансовая стоимость имущества переданного в хозяйственное ведение Муниципального предприятия УГ МПП ЖКХ составляет -197 676 000,00 рублей.

19.08.2005 Муниципальное предприятие «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» обратилось с ходатайством к главе администрации Ужурского района о принятии всего муниципального имущества в муниципальную собственность в связи с неудовлетворительными экономическими показателями предприятия.

30.08.2005 главой Ужурского района В.К.Матиковым издано распоряжение N 106 от 30.08.2005г. «Об изъятии муниципального имущества Ужурского района, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства», которым предписано:

1. Принять в казну муниципального образования Ужурский район муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении у муниципального предприятия «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по акту приема - передачи.

2. Часть имущества, включающего в сея жилой фонд, объекты жилищно-коммунального назначения, оборудование и автотранспорт, расположенного на территориях сельсоветов, передать из муниципальной собственности Ужурского района в муниципальную собственность Крутоярского, Солгонского, Приреченского, Озероучумского, Златоруновского сельсоветов по актам приема- передачи.

3. До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования город Ужур имущество, расположенное на территории города Ужура, оставить в казне муниципального образования Ужурский район.

Возврат имущества в казну муниципального образования Ужурского района оформлен актом приема - передачи имущества N б/н от 01.09.2005 с приложением перечня объектов жилищно-коммунального назначения и оборудования балансовой стоимостью 90 185 587 рублей.

Постановлением Главы Ужурского района В.К. Матикова N968 от 21.12.2005 «О передаче муниципального имущества муниципального образования Ужурский район муниципальному образованию город Ужур»: определен орган местного самоуправления муниципальное образование город Ужур правопреемником органа местного самоуправления муниципального образования Ужурский район, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного уровня; утверждены перечень муниципальных предприятий и учреждений, передаваемых в муниципальную собственность муниципального образования город Ужур согласно приложению 1 (пункт 2 Постановления), перечень объектов недвижимости, передаваемых в муниципальную собственность муниципального образования город Ужур согласно приложениям 2 и 3 (пункт 3 Постановления), реестр земельных участков, находящихся в аренде, передаваемых в муниципальную собственность муниципального образования город Ужур согласно приложению 4 (пункт 4 Постановления).

Передача имущества оформлена:

актом приема-передачи от 13.01.2006 имущества балансовой стоимостью 13 641 613 рублей;

актом приема-передачи от 13.01.2006 имущества балансовой стоимостью 71 474 219 рублей;

актом приема- передачи от 13.01.2006 имущества балансовой стоимостью 6 394 178 рублей;

актом приема-передачи от 12.09.2006 имущества балансовой стоимостью 441 539 рублей;

актом приема-передачи от 29.09.2006 имущества балансовой стоимостью 158 481 рублей.

Статьей 1 Закона Красноярского края «О разграничении имущества между муниципальным образованием Ужурский район и муниципальным образованием город Ужур» от 26.12.2006 N 21-5538 утверждены следующие перечни имущества, безвозмездно передаваемого муниципальным образованием Ужурский район муниципальному образованию город Ужур:

а) перечень имущества, предназначенного для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, согласно приложению 1 к настоящему Закону;

б) перечень объектов жилищного фонда социального использования согласно приложению 2 к настоящему Закону;

в) перечень имущества, предназначенного для транспортного обслуживания населения, согласно приложению 3 к настоящему Закону;

г) перечень имущества, предназначенного для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры, согласно приложению 4 к настоящему Закону;

д) перечень имущества, предназначенного для организации защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно приложению 5 к настоящему Закону;

е) перечень имущества, предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, согласно приложению 6 к настоящему Закону;

ж) перечень муниципальных предприятий и учреждений согласно приложению 7 к настоящему Закону.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2007 по делу NА33-3939/2007 Муниципальное предприятие «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре сроком до 18.05.2008. Конкурсным управляющим утвержден Кожематов Александр Владимирович.

Конкурсный управляющий считает Распоряжение Администрации Ужурского района Красноярского края N 106 от 30.08.2005г. «Об изъятии муниципального имущества Ужурского района, находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия «Ужурское городское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» незаконным и нарушающим гражданские права и законные интересы как предприятия, так и кредиторов, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основания для признания указанного распоряжения незаконным заявитель приводит следующие:

- действующим законодательством не предусмотрена возможность изъятия собственником у предприятия имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, помимо оснований, установленных законодательством;

- отказ предприятия от имущества привел к невозможности осуществления деятельности, что является нарушением статьи 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

- отказ предприятия от имущества привел к нарушению прав и законных интересов кредиторов;

- изъятие имущества из хозяйственного ведения привело к невозможности осуществления деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом.

Также заявителем представлено ходатайство N747.141 от 25.01.2008 о восстановлении срока для обжалования ненормативного акта.

Ответчик возражал по заявленным требованиям по следующим основаниям. Оспариваемое Распоряжение было принято в связи с реорганизацией ЖКХ Ужурского района. В связи с реализацией Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Ужурского района в 2005 году было создано новое муниципальное образование город Ужур и все полномочия по обеспечению города Ужура тепло и водоснабжением возложены на муниципальное новое образование. Муниципальное образование город Ужур самостоятельно создало МУП «Управляющая компания ЖКХ г. Ужура) для обслуживания города Ужура. Все имущество в городе Ужуре передано в собственность муниципальному образованию г. Ужур. Законом Красноярского края N21-5538 от 26.12.2006 утверждены перечни имущества безвозмездно передаваемого муниципальным образованием Ужурский район муниципального образованию город Ужур.

Третье лицо Муниципальное образование город Ужур согласно представленному отзыву поддерживает позицию и доводы ответчика.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На основании пункта 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе, в том числе, предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 103 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 года N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для удовлетворения требования заявителя необходимо, чтобы оспариваемый акт одновременно не соответствовал закону и нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.