• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2008 года Дело N А33-2806/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Шайхутдинов,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Специальная строительная технология» (г. Красноярс

к)

к Службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края (г. Красноярск)

об оспаривании постановления от 19.02.2008 N ОА 238/в-2 о назначении административного наказания

В судебном заседании участвовали:

- представитель заявителя Гайдин Т.С на основании доверенности от 09.01.2008;

- представители ответчика Воронова Ю.А. на основании доверенности от 10.01.2008, Гринько Е.Е. на основании доверенности от 10.01.2008.

Протокол судебного заседания вел судья Е.М. Шайхутдинов.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 12 часов 00 мин. 25.03.2008 до 16 часов 00 мин. 26.03.2008.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Закрытое акционерное общество «Специальная строительная технология» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями об оспаривании постановления Службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края от 19.02.2008 N ОА 238/в-2.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании требования заявителя не признал, представил письменный отзыв на заявление, сослался на изложенные в нем доводы.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Закрытое акционерное общество «Специальная строительная технология» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022402126647.

Из материалов дела следует, что 11.12.2007 административным органом проведена проверка деятельности заявителя, осуществляемой по адресу: г. Красноярск, ул. Дорожная, 16, составлен протокол осмотра территорий N ОА-238-2. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 18.12.2007 N АО-238/в-2, отразивший следующие обстоятельства:

- на территории предприятия имеется здание котельной (установка АГГУ-250), отапливаемое древесными отходами, на момент осмотра установка работала - из трубы шел серый дым, в топке горели отходы древесины;

- проект нормативов образования отходов предприятием не разработан, лимиты на их размещение не получены;

- оплата за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2004-2006 гг., 1-3 кварталы 2007 г. заявителем не производилась.

Постановлением административного органа от 19.02.2008 N ОА 238/в-2 на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 8.2, частью 1 статьи 8.21, статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 руб.

Вынесение указанного постановления послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1. В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Статьей 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплена необходимость установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение (в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду).

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предполагает совершение лицом действий (бездействия), выразившихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Определения термина, в том числе «обращение с отходами» сформулировано вышеприведенной статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Согласно данной статье обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

2. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

В силу частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предполагает совершение лицом действий (бездействия), выразившихся в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредном физическом воздействии на него без специального разрешения.

При этом согласно статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

3. В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Соответствующий Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 (далее Порядок).

Согласно пункта 1 Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предполагает совершение лицом действий (бездействия) по невнесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

4. В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства административный орган обязан доказать, в том числе осуществление заявителем:

- деятельности по сбору, складированию, использованию, сжиганию, переработке, обезвреживанию, транспортировке, захоронению и иному обращении с отходами производства и потребления;

- деятельности по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух или вредному физическому воздействию на него;

- деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Административный орган не представил суду достаточных пояснения и доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.

Так, согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.

По смыслу статей 26.2., 28.2., 28.3., 28.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при составленном с нарушением закона протоколе, не отвечают критерию допустимости доказательств.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренными статьями 8.2, 8.21, 8.41 Кодекса переданы органам, осуществляющим государственный экологический контроль.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители.

Представленные административным органом документы (Положение «О Департаменте природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края», утвержденное Постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.10.2005 N 237-п, Положение «О Службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края», утвержденное Постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.10.2005 N 251-п, Распоряжение Совета администрации Красноярского края от 26.10.2005 N 1428-р, служебный контракт от 26.10.2005 N 102, должностной регламент руководителя Службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края от 26.10.2005) подтверждают, что руководитель Службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края по должности является главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по охране природы.

В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Соответствующий Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, утвержден Приказом Департамента природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края от 31.07.2007 N 20-о.

Согласно данного Перечня протоколы об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных статьями 8.2, 8.21, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены составлять:

1. Руководитель службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края - главный государственный инспектор Красноярского края по охране природы.

2. Начальник отдела природных ресурсов службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края - заместитель главного государственного инспектора Красноярского края по охране природы.

3. Государственные инспектора отдела природных ресурсов службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края - государственные инспектора Красноярского края по охране природы.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 18.12.2007 N АО-238/в-2 составлен государственным инспектором отдела природных ресурсов Кураевой Ю.А., то есть надлежаще уполномоченным лицом.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При этом по смыслу приведенной нормы указание на событие правонарушение предполагает описание фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о наличии в действиях лица признаков административного правонарушения.

Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении требования части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в указанной части не соблюдены.

А именно, в протоколе об административном правонарушении от 18.12.2007 N АО-238/в-2 отсутствуют ссылки:

- на осуществление заявителем деятельности по сбору, складированию, использованию, сжиганию, переработке, обезвреживанию, транспортировке, захоронению и иному обращении с отходами производства и потребления;

- на факты поступления в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

- на факты вредного физического воздействия на атмосферный воздух в виде воздействия шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.

Из материалов дела следует, что соответствующие исследования и оценка степени и последствий воздействия хозяйственной деятельности заявителя на окружающую среду административным органом не производились.

Имеющиеся в протоколе об административном правонарушении указание на наличие и использование заявителем котельной, отапливаемой древесными отходами, не свидетельствует о вредном воздействии указанной деятельности на окружающую среду (воздух), поскольку административным органом не установлен факт соответствующих негативных изменений физических свойств атмосферного воздуха (качества окружающей среды).

В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Вышеуказанные дефекты протокола об административном правонарушении являются существенными, не могут быть устранены при рассмотрении дела в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении от 18.12.2007 N АО-238/в-2 не является доказательством наличия в действиях (бездействии) заявителя состава (составов) административного правонарушения (правонарушений).

5. Кроме того, из текста оспариваемого постановления от 19.02.2008 N ОА 238/в-2 следует, что административный орган при рассмотрении дела руководствовался положениями части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Из материалов дела следует, что административный орган вменил ЗАО «Специальная строительная технология» три административных правонарушения, объективные стороны которых предполагают совершения разных действий (бездействия).

При этом в силу части 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Учитывая, что санкции всех вышеуказанных статей (статьи 8.2, части 1 статьи 8.21, статьи 8.41 Кодекса) предусматривают возможность назначения установленного административным органом штрафа (50 000 руб.), а санкции статей 8.2 и 8.41 Кодекса устанавливают одинаковый максимальный размер административного штрафа - 100 000 руб., неправомерное применение ответчиком при назначении административного наказания положений части 2 статьи 4.4 Кодекса препятствует достоверному определению нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой назначено административное наказание.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.

Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышеуказанные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление закрытого акционерного общества «Специальная строительная технология» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края от 19.02.2008 N ОА 238/в-2 о привлечении закрытого акционерного общества «Специальная строительная технология», зарегистрированного в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022402126647, расположенного в г. Красноярске, ул. Дорожная, 16, к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2, частью 1 статьи 8.21, статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 руб.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Е.М.Шайхутдинов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-2806/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 26 марта 2008

Поиск в тексте