АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2008 года Дело N А33-2814/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Петракевич Л.О.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (г. Красноя

рск)

к Управлению судебного департамента в Красноярском крае (г. Красноярск)

о взыскании 24 066.39 рублей недоимки по единому социальному налогу и 2312.04 рублей пени,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Горбачевой Е.С. на основании доверенности от N1427 от 13.05.2008, паспорта; Даровской Е.В. на основании доверенности от 16.06.2008, паспорта (после перерыва);

ответчика: Киселева А.Г. на основании доверенности от 23.01.2008 N1-08/173, удостоверения (до перерыва); Казанцева А.В. на основании доверенности от 21.01.2008, удостоверения.

Протокол судебного заседания вела судья Петракевич Л.О.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.06.2008 объявлена резолютивная часть решения.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению судебного департамента в Красноярском крае (далее по тексту - управление) о взыскании 24 066.39 рублей недоимки по единому социальному налогу и 2312.04 рублей пени, а также 896.22 рублей пени по налогу на имущество.

Определением арбитражного суда от 14.04.2008 заявление принято к производству.

Заявитель в судебном заседании представил ходатайство об уменьшении объема заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым просит суд взыскать с Управления судебного департамента в Красноярском крае 24 066.39 рублей недоимки по единому социальному налогу и 2312.04 рублей пени.

Согласно пункту 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер заявленных требований.

В соответствии с пунктом 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о том, что представленное ходатайство заявителя не противоречит закону, не нарушает права других лиц, вследствие чего подлежит удовлетворению.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования (с учетом уточнения) подтвердил, в обоснование своей позиции пояснил, что Управление судебного департамента в Красноярском крае несвоевременно и не полном объеме уплатило единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, за 2 квартал 2007 года, в связи с чем у ответчика образовалось 24 066.39 рублей недоимки по налогу. Кроме того, в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, налоговым органом начислено 2312.04 рублей пени.

Ответчик в судебном заседании заявленные требования инспекции не признал, пояснил, что Управлением своевременно и в полном объеме уплачивался единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в связи с чем требования налогового органа необоснованны.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.06.2008 объявлялись перерывы до 10.06.2008 (16 часов 00 минут), до 11.06.2008 (16 часов 30 минут) и до 16.06.2008 (14 часов 00 минут) для представления сторонами дополнительных доказательств.

Заслушав заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из карточки лицевого счета Управления судебного департамента в Красноярском крае по единому социальному налогу, по состоянию на 01.01.2007 налогоплательщик имел 2 836 239.02 рублей переплаты по налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Платежным поручением N63 от 16.01.2007 налогоплательщиком уплачено 66 830 рублей единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Платежными поручениями N1335, N961, N1336, N1338, N1337 от 09.02.2008; N828 от 08.02.2008; N1466, N1464, N1444, N1442, N1465, N1474, N1452, N1443 от 15.02.2007; N2729, N2730, N2821, N2836, N2850, N2829, N2849, N2851, N2727, N2822, N2820, N2728 от 15.03.2007; N1858 от 02.03.2007 Управление судебного департамента в Красноярском крае уплатило в общей сумме 1 469 813 рублей единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

29.03.2007 Управление судебного департамента в Красноярском крае представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2006 год, согласно которой подлежал уплате единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 1 513 855 рублей.

Платежными поручениями N4398, N4397, N4399, N4400 от 13.04.2007; N4370 от 12.04.2007, N4341, N4334, N4326 от 11.04.2007 Управлением судебного департамента в Красноярском крае уплачено в общей сумме 1 808 457 рублей единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

20.04.2007 Управление судебного департамента в Красноярском крае представило в налоговый орган расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал 2007 года, согласно которому подлежал уплате единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 4 603 911 рублей.

Таким образом, по состоянию на 20.04.2007 Управление судебного департамента в Красноярском крае имело переплату по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 63 573.02 рублей.

Платежными поручениями N5981, N5982, N5999 от 15.05.2007; N5932, N5961 от 14.05.2007; N7755, N7756, N7732, N7735, N7749, N7748 от 13.06.2007, N9267, N9317, N9260, N9315, N9316, N9266 от 12.07.2007 Управлением судебного департамента в Красноярском крае уплачено в общей сумме 2 551 469 рублей единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

18.07.2007 налоговым органом уменьшено по расчету авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал 2007 года 244 482 рублей налога.

20.07.2007 Управление судебного департамента в Красноярском крае представило в налоговый орган расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 6 месяцев 2007 года, согласно которому подлежал уплате единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 2 896 890 рублей.

За период с 16.05.2007 по 21.08.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислено 2487.43 рублей пени.

Требованием об уплате налога, сбора, пени и штрафа N15038 от 21.08.2007 Управлению предложено в срок до 10.09.2007 уплатить 37 699.91 рубль единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, и 2312.04 рублей пени.

Данное требование направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика 18.09.2007, что подтверждается реестром отправления заказной почтовой корреспонденции инспекции.

Согласно сведениям налогового органа об открытых (закрытых) счетах Управления судебного департамента в Красноярском крае в кредитных организациях налогоплательщик имеет 10 открытых лицевых счетов в Отделениях федерального казначейства по Красноярскому краю.

В добровольном порядке Управлением судебного департамента в Красноярском крае требование налогового органа об уплате 24 066.39 рублей недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, и 2312.04 рублей пени не исполнено, что явилось основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с налогоплательщика названных сумм задолженности.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы заявителя, арбитражный суд считает, что требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

На основании пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, взыскание налога производится в судебном порядке с организации, имеющий открытый лицевой счет.

Из материалов дела следует, что Управление судебного департамента в Красноярском крае имеет 10 открытых лицевых счетов в Отделениях федерального казначейства по Красноярскому краю. Иные лицевые (расчетные) счета в финансовых органах, кредитных организациях у ответчика отсутствуют.

Следовательно, налоговый орган правомерно обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании с Управления судебного департамента в Красноярском крае 24 066.39 рублей недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, и 2312.04 рублей пени.

Согласно пункту 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.

В силу статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации Управление является плательщиком единого социального налога.

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.

Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц (пункт 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

На основании статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Из материалов дела следует, что взыскиваемая сумма задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, образовалась в результате неполной уплаты налога за 2 квартал 2007 года на основании представленного 20.07.2007 в налоговый орган расчета авансовых платежей по единому социальному налогу.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить денежную сумму (пени) за каждый день просрочки уплаты налога, определяемую в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Законодательное определение пени, её правовая природа и назначение позволяют рассматривать пени как обеспечительную меру государства, производную от недоимки, подлежащей уплате в бюджет. Таким образом, пени неразрывно связаны с недоимкой по налогам, на которую они начислены. Из изложенного следует, что в предмет доказывания правомерности взыскания пени входит установление обстоятельств возникновения и размера недоимки, на которую начислены спорные суммы пени.

Из материалов дела следует, что за просрочку уплаты 37 699.91 рублей единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, за 2 квартал 2007 года налоговым органом за период с 16.07.2007 по 21.08.2007 начислены пени в размере 464.97 рублей. Следовательно, сумма единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, за 2 квартал 2007 года в размере 24 066.39 рублей и пени в размере 464.97 рублей подлежат взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета.

Вместе с тем, требования налогового органа о взыскании с ответчика 1847.07 рублей пени удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что указанные суммы пени начислены налоговым органом за несвоевременную уплату ответчиком единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, за предшествующие 2 кварталу 2007 года налоговые (отчетные) периоды.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 69, статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации под требованием об уплате налога понимается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, и направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления. Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате в том числе пеней.

Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Из системного анализа названных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пени за несвоевременную уплату налога могут быть взысканы судом лишь при условии принятия налоговым органом мер, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, по взысканию задолженности по самому налогу.

Налоговый орган не представил суду доказательств, подтверждающих основания возникновения задолженности, на которую начислено 1847.07 рублей пени. Кроме того, заявителем не представлено суду доказательств принятия налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, за предшествующие периоды, на которую начислены 1847.07 рублей пени, в связи с чем требования заявителя о взыскании с ответчика указанной суммы пени удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска подлежат удовлетворению в части взыскания с ответчика 24 066.39 рублей единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, и 464.97 рублей пени. В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Государственная пошлина по заявлению составляет 1055.14 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на лиц, участвующих в деле пропорционально размеру удовлетворенных требований, на заявителя в сумме 73.88 рублей, на ответчика в сумме 981.26 рублей.

С заявителя госпошлина в доходы федерального бюджета не взыскивается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска удовлетворить частично.

Взыскать с Управления судебного департамента в Красноярском крае, 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 17, в доход соответствующего бюджета 24 066.39 рублей единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, и 464.97 рублей пени; в доход федерального бюджета 981.26 рублей государственной пошлины.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.



Судья
Арбитражного
суда
Красноярского
края
Л.О.Петракевич



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка