АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2008 года Дело N А33-2762/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края И.В. Шишкина,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Прокурора Красноярского края, г. Красноя

рск,

к Агентству по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края, г. Красноярск,

к Образовательному учреждению среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина», г. Минусинск Красноярского края,

к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск,

третьи лица:

Агентство образования администрации Красноярского края, г. Красноярск,

Департамент финансов администрации Красноярского края, г. Красноярск,

о признании сделки недействительной,

при участии:

от истца: Мысина И.О. - прокурор по удостоверению N 105220,

от Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края - Зинович Н.А. - представитель по доверенности от 29.01.2008,

от ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» - Тупикин С.М. - представитель по доверенности от 20.03.2008,

от Департамента финансов администрации Красноярского края - Кожанова О.В. - представитель по доверенности N 50 от 01.04.2008,

Протокол судебного заседания вела судья Шишкина И.В.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.06.2008, в полном объеме решение изготовлено 16.06.2008.

установил:

Прокурор Красноярского края обратился в арбитражный суд с иском к Агентству по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края, Образовательному учреждению среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина», Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды N 8425 от 25.08.2006 между Агентством по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края, г. Красноярск, Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина» и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».

Определением от 07.03.2008 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное заседание на 08.04.2008, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Агентство образования администрации Красноярского края

Определением от 08.04.2008 назначено судебное разбирательство на 06.05.2008.

Определением от 06.05.2008 судебное разбирательство отложено на 02.06.2008, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент финансов администрации Красноярского края.

Ответчик - Минусинский педагогический колледж и третье лицо - Агентство образования администрации Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Ответчиком - Агентством по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края представлен отзыв на иск, в котором агентство иск не признает по следующим основаниям: здание по адресу г. Минусинск, ул. Крупской, 100, часть помещений в котором была передана в аренду по договору от 25.08.2006 N 8425, было закреплено на праве оперативного управления за Минусинским педагогическим колледжем собственником, в силу чего колледж на основании пункта 1 статьи 298 не вправе самостоятельно распоряжаться указанным зданием; доказательства договор, что Колледжу в соответствии с уставом предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность по сдаче в аренду имущества собственника, прокурором не представлены; пунктом 9.8 устава Колледжа данному учреждению предоставлено право вести предпринимательскую и приносящую иной доход деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; перечень видов деятельности, которые относятся к предпринимательской деятельности образовательного учреждения, установлен в пункте 2 статьи 47 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 «Об образовании»; в первоначальной редакции закон относил к предпринимательской деятельности образовательного учреждения сдачу в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения, однако в момент заключения договора аренды лот 25.08.2006 N 8425 пункт 2 статьи 47 данного закона действовал уже в другой редакции; сдача в аренду имущества, закрепленного за колледжем на праве оперативного управления, как один из видов деятельности колледжа, в этом перечне не указана; необоснованна ссылка прокурора на нормы пункта 11 статьи 39 Закона об образовании и пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», согласно которым образовательные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, поскольку с учетом норм статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные учреждения могут сдавать в аренду лишь то имущество, которое находится в их самостоятельном распоряжении, то есть приобретенное за счет доходов, полученных от разрешенной уставом приносящей доход деятельности и учитываемое на отдельном балансе; здание по ул. Крупской 100 в г. Минусинске было закреплено за колледжем собственником; право оперативного управления колледжа нарушено не было, так как колледж при заключении договора аренды от 25.08.2006 N 8425 выразил согласие на его заключение на условиях, предусмотренных договором, участвуя в нем в качестве балансодержателя; договор аренды следует рассматривать как договор аренды в пользу третьего лица; для доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в частности средств от арендной платы, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен иной, отличный от общего, установленного статьей 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок; статьи 41.42,57 Бюджетного кодекса Российской Федерации относят доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации; в пункте 2.3 договора аренды от 25.08.2006 N 8425 в соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации правомерно указан счет, открытый в управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, поскольку согласно данное статье доходы, являющиеся источниками формирования бюджетной системы Российской Федерации зачисляются на счета органов Федерального казначейства; согласно пункту 2 статьи 37 Закона «Красноярского края» от 17.01.96 N 8-220 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» арендная плата за пользование объектами краевой собственности зачисляется в краевой бюджет; статьей 5 закона Красноярского края от 07.12.2007 N 9-939 «О краевом бюджете на 2008 год» утвержден перечень доходов краевого бюджета на 2008 год согласно приложению 4 к данному закону, в соответствии со строкой 92 которого доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении образовательных учреждений, также отнесены к доходам краевого бюджета; заключению договора предшествовала экспертная оценка последствий заключения такого договора, произведенная Агентством образования администрации Красноярского края (экспертная оценка от 17.02.2006).

От Минусинского педагогического колледжа поступил отзыв на иск, в котором колледж сообщает следующее: пунктом 2.3 договора аренды от 25.08.2006 N 8425 предусмотрено условие о перечислении месячной арендной платы арендаторов в краевой бюджет на счет 40101, на единый казначейский счет; в соответствии с Типовым положением о Комитете по управлению государственным имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.92 N 1231 и Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 20.09.93 N 1658-р, Агентство по управлению краевым имуществом Администрации Красноярского края является территориальным органом и вправе осуществлять все полномочия на территории Красноярского края, в том числе заключать договоры аренды на краевое имущество; в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении данного договора; арендодатель и арендатор подписали оспариваемый договор добровольно, без возражений приняв редакцию данного договора; гражданское и бюджетное законодательство не содержит запрета на перечисление арендатором недвижимого имущества находящегося в оперативном управлении учреждений, арендной платы в краевой бюджет; экспертная оценка последствий заключения договора аренды произведена учредителей, согласно оценке сдача имущества в аренду не может повлечь ухудшения условия обучения и отдыха обучающихся в колледже.

ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» представлен отзыв на иск, в котором ответчик ходатайствует о вынесении решения по делу на усмотрение арбитражного суда.

Департаментом финансов администрации Красноярского края представлен отзыв на иск, в котором третье лицо сообщает следующее: гражданским законодательством установлено первоочередное право собственника имущества сдавать в аренду имущество; законодательство Российской Федерации не содержит норм, запрещающих или ограничивающих данное право собственника, а лишь предусматривает дополнительное условие о том, кто может выступать арендодателем имущества; в пункте 11 статьи 39 Федерального закона «Об образовании» не указано, в отношении какого имущества учреждение может выступать арендодателем, в связи с этим третье лицо полагает, что с учетом пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации право учреждения на сдачу имущества в аренду относится к тому имуществу, которое находится в его самостоятельном распоряжении, приобретено за счет доходов полученных от разрешенной уставом учреждения приносящей доходы деятельности и учитываемых на отдельном балансе; здание не является имуществом, поступившим в самостоятельное распоряжение учреждения; ссылка Прокурора Красноярского края на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 о том, что собственник передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения в данном случае несостоятельна. поскольку в рассматриваемых отношениях факт заключения собственником спорного договора в качестве арендодателя наряду с балансодержателем (учреждением) и включение в него условий о перечислении арендной платы в краевой бюджет само по себе не свидетельствует о нарушении прав учреждения, а подтверждает лишь согласие собственника на совершение указанной сделки; статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип определения полноты отражения доходов и расходов, означающий что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; согласно статьями 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности относятся к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и учитываются в доходах соответствующего бюджета в размере 100 %; из статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-Ф3 исключена часть 2, согласно которой предусматривался порядок учета доходов бюджетного учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов на эти доходы в полном объеме учитывался в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражается в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг; согласно пунктам 10,11 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекса Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от приносящей доход деятельности, порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации образования, устанавливается законом субъекта Российской Федерации; в соответствии со статьей 5 закона Красноярского края от 07.12.2007 N 3-939 «О краевом бюджете на 2008 год» утвержден перечень доходов краевого бюджета на 2008 год, согласно которому по строке 92 отражаются доходы от сдачи имущества в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении образовательных учреждений, которые отнесены к доходам краевого бюджета; положения статьи 4 Закона Красноярского края «О краевом бюджете на 2008 год» в данном случае неприменимы, поскольку в данном случае имеются ввиду доходы от оказанных учреждением платных услуг, которые отдельно выделяются в статье 42 БК Российской Федерации; следовательно доходы от сдачи в аренду имущества краевой собственности поступают в доход бюджета, в дальнейшем полученные суммы не поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, на праве оперативного управления которого находится сдаваемое в аренду недвижимое имущество; в соответствии со статьей 37 закона Красноярского края от 17.01.96 N 8-220 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» договор аренды государственного имущества края заключается основным уполномоченным органом по управлению государственной собственностью края, ставки арендной платы устанавливаются Советом администрации края, арендная плата зачисляется в краевой бюджет; при заключении договоров аренды объектов краевой собственности, в которых в качестве арендодателя выступает агентством, используются примерные образцы договоров, разрабатываемые Советом администрации края; в рассматриваемой статье выделены только учреждения театра и филармонии, при сдаче в аренду недвижимого имущества которых арендные платежи остаются в распоряжении последних и направляются исключительно на укрепление их материально-технической базы; поступление и расходование указанных средств предусматривается законом Красноярского края о бюджете на соответствующий год и сметами бюджетного финансирования соответствующих театров и филармоний; следовательно, в силу данного краевого закона арендная плата от использования краевого имущества не является доходами лица, за которым такое имущество закреплено на праве оперативного управления.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 09.06.2008.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Между Краевым комитетом по управлению государственным имуществом и Минусинским педагогическим училищем им. А.С. Пушкина заключен договор о порядке использования закрепленного за государственным учреждением государственного имущества на праве оперативного управления N 07-208 09 от 02.11.98, согласно которому учреждение владеет, пользуется и распоряжается государственным имуществом, закрепляемым за ним на праве оперативного управления, в пределах определяемых действующим законодательством Российской Федерации, целями своей деятельности, предусмотренными в уставе учреждения, назначением имущества и данным договором (пункт 2.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.5 данного договора учреждение имеет право сдавать в аренду (без права выкупа) недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством с предоставлением отчетных данных в Комитет.

Договор заключен на неопределенный срок.

Приложением N 1 к договору является структура основных фондов Минусинского училища на сумму 38 881,5 тыс. руб. балансовой стоимости.

Согласно приложения к договору от 02.11.98 является перечень зданий и сооружений, находящихся у училища на праве оперативного управления, в котором числится здание учебного корпуса по ул. Крупской, 100 в г. Минусинске.

Распоряжением КУГИ N 07к-1188р от 24.09.2001 решено считать объектом государственной собственности Красноярского края нежилое здание учебного корпуса общей площадью 4 824,4 кв.м. по адресу г. Минусинск, ул. Крупской, 100. Считать данный объект закрепленным на праве оперативного управления за краевым образовательным учреждением среднего профессионального образования «Минусинское педагогическое училище им. А.С. Пушкина».

Приказом Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края N 06-574п от 02.05.2007 решено считать вышеуказанное здание закрепленным за краевым образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина» на праве оперативного управления с момента постановки на баланс.

Согласно уставу Минусинского педагогического колледжа от 2006 года, данный колледж является правопреемником Минусинского педагогического училища им. А.С. Пушкина, зарегистрированного администрацией г. Минусинска N 786 от 25.06.98 (пункт 1.1 устава).

Учредителем колледжа является агентство образования администрации Красноярского края (пункт 1.3 устава).

31.10.2002 Красноярский государственный педагогический университет обратился с заявлением к председателю КУГИ о заключении договора аренды с Минусинским педагогическим училищем для работы заочного отделения филиала университета.

На основании данного обращения между КУГИ (арендодатель), педагогическое училище (организация) и педагогическим университетом был заключен договор аренды N 6603 от 20.02.2003.

26.07.2006 Красноярский педагогический университет обратился в Агентство по управлению краевым имуществом по Красноярскому краю с просьбой о расторжении договора аренды от 20.02.2003 N 6603 и заключении нового договора аренды сроком на 5 лет с 01.07.2006.

Между Агентством по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края (арендодатель), Минусинским педагогическим колледжем (балансодержатель) и ГОУ ВПО «Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева» (арендатор) заключен договор аренды N 8425 от 25.08.2006, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду комнаты N 17, 45-48 общей площадью 227,10 кв.м. на первом этаже в здании (лит. Б) краевой собственности по адресу г. Минусинск, ул. Крупской, 100 для организации учебного процесса. Комнаты NN 17, 45, 46 используются на почасовой основе. Вид деятельности арендатора - образовательная (пункт 1.1 договора).

Срок действия договора устанавливается с 01.07.2006 по 01.07.2011 (пункт 1.2 договора).

Размер арендной платы определен в пункте 2.1 договора.

Пунктом 2.3 договора определено, что арендная плата вносится ежемесячно, не позднее 10-го числа оплачиваемого месяца на счет в ГРКЦ НУ Банка России по Красноярскому краю, получатель: Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю (Агентство по управлению краевым имуществом администрации края).

По акту приема-передачи от 01.07.2006 помещения переданы арендатору.

К договору прилагается план-схема арендуемых помещений.

Дополнительным соглашением N 1 от 01.11.2006 к договору аренды его стороны установили, что арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду комнаты N 17, 45, 46, 47, 48 общей площадью 227,10 кв.м. на 1 этаже в здании по ул. Крупской, 100 в г. Минусинске для организации учебного процесса. Комнаты 17, 45, 46 используются на почасовой основе. Вид деятельности арендатора - образовательная.

Договор зарегистрирован в установленном порядке 09.11.2006.

Агентством образования администрации Красноярского края сделана оценка последствий продления договора аренды нежилого помещения от 26.07.2006, в которой отражено, что сдача в аренду вышеуказанных помещений не может повлечь ухудшение условий предоставления обучающимся колледжа в области образования, воспитания, отдыха и т.д.

Прокурор Красноярского края полагает договор аренды N 8425 от 25.08.2006 недействительным (ничтожным) по следующим основаниям:

- агентство по управлению краевым имуществом администрации края, заключив договор аренды N 8425 от 25.08.2006, распорядилось имуществом, находящемся в оперативном управлении учреждения, без предварительного изъятия его в порядке и на основаниях, установленных законом (пункт 1 статьи 296, пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что согласно пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Кодекса. При этом собственник имущества может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения;

- с согласия собственника учреждением передается в арендной пользование имуществом только в определенных случаях: в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников или посетителей) и рационального использования такого имущества;

- статьей 39 Закона Российской Федерации «Об образовании» прямо закреплено право образовательного учреждения выступать в качестве арендодателя имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, соответственно, доходы от сдачи указанного имущества в аренду должно получать образовательное учреждение;

- в силу прямого указания закона и устава колледж вправе самостоятельно сдавать в аренду находящееся у него на праве оперативного управления имущество;