• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 октября 2007 года Дело N А33-08153/2007



Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании «17» октября 2007 года. В полном объеме решение изготовлено «24» октября 2007 года.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Красноярское протезно-ортопедическое предприятие" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию обратилось в арбитражный суд с иском к государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании 12 002 855 руб. 90 коп. задолженности по государственному контракту N 08/490 от 15.02.2006.

Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края.

Определением от 13.06.2007 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 18.07.2007 подготовка дела признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству.

Определением от 18.07.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, к участию в деле в качестве не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора третьего лица привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации.

В судебном заседании 18.07.2007 истец заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просил взыскать с ответчиков сумму убытков в размере 12 002 855 руб. 90 коп. Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 24.08.2007 судебное разбирательство по делу откладывалось на 17.10.2007.

Истец в судебное заседание 17.10.2007 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Ответчик - Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представил в материалы дела письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признал по следующим основаниям:

- надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в обоснование ссылается на статью 4 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2006 год» от 22.12.2005 N 173-ФЗ, статьи 10 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 N 181-ФЗ, пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ, пункт 5.17 Положения «О Федеральном казначействе», пункт 5.6 Положения «О Министерстве финансов», Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 N 189-ФЗ, статью 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положение «О Фонде социального страхования РФ»;

- в иске к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит отказать в полном объеме, так как отделение Фонда не является надлежащим ответчиком по делу.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Фонд социального страхования Российской Федерации в пояснениях по иску указал следующее:

- меры социальной поддержки, касающиеся обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями, установленные статьями 14-19 Федерального закона «О ветеранах», а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» являются расходными обязательствами Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;

- правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 877, во исполнение указанных федеральных законов, установлено, что финансирование вышеуказанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации- согласно абзацу 5 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Предоставление межбюджетных трансфертов на вышеуказанные цели в 2006 году было установлено в Федеральном законе от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» и в Федеральном законе от 22.12.2005 N 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год»;

- в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» Фонд социального страхования Российской Федерации рассчитывался с предприятиями, обеспечивающими инвалидов техническими средствами реабилитации в 2006 году, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, только теми средствами, которые поступили из федерального бюджета в виде трансфертов от министерства финансов Российской Федерации;

- при потребности Фонда в дополнительных ассигнованиях в объеме 2,7 млрд. рублей в федеральном бюджете было предусмотрено увеличение объемов средств всего на 150 млн. рублей. В 2006 году в Фонд на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации из федерального бюджета поступило всего 5 129 794,0 тыс. рублей;

- в соответствии с финансовым отчетом Фонда (форма N 6, утверждена постановлением ФСС РФ от 10.02.2006 N 9) в 2006 году израсходовано на обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями 5 130 364,1 тыс. рублей, в том числе 570,1 тыс. рублей - возврат в 2006 году расходов прошлых лет(например, суммы компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в 2005 году, возвращенные на текущий счет Фонда в связи со смертью получателя и т.п.);

- на 01.01.2007 средства федерального бюджета, поступившие Фонду социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, использованы в полном объеме, остатков средств не имеется. Указанное обстоятельство подтверждается также контролирующими органами, в частности письмами Счетной палаты Российской Федерации от 08.05.2007 N 14-147/14-04, от 14 мая 2007 N 01-756/14-04, от 19 и.ля 2007 N 01-1143/14-04, подтверждающими полное использование средств федерального бюджета 2006 года по целевому назначению на обеспечение льготной категории граждан техническими средствами реабилитации;

- Фонд не имеет правовых оснований расходовать средства, предусмотренные в бюджете Фонда на 2007 год, на оплату технических средств реабилитации, предоставленных инвалидам в 2006 году. В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» Фонд осуществляет финансирование расходов, произведенных в 2007 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год»;

- в связи с этим, расходование средств Фонда, предусмотренных на 2007 год, на оплату технических средств реабилитации, предоставленных инвалидам в 2006 году, будет расценено в качестве нецелевого использования средств Фонда и являться грубейшим нарушением бюджетного законодательства;

- поскольку на 01.01.2007 остатка указанных средств не имелось, то и произвести в 2007 году оплату поставленных по договору 2006 года технических средств реабилитации не представляется возможным;

- требования ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрава предъявлены за 2006 год, то есть за прошедший период. Предусмотренные в 2007 году расходы предназначены для текущих платежей. При таких обстоятельствах Фонд обязан отвечать за выделенные ему средства федерального бюджета исключительно в пределах полученных в 2006 году трансфертов. Во всех остальных случаях требования истца должны удовлетворяться за счет казны Российской Федерации;

- Фонд не является субъектом бюджетного планирования, ответственным за планирование ассигнований, направляемых на исполнений в плановом периоде расходных обязательств;

- таким образом, объем средств на финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, предусматриваемых ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете и передаваемых Фонду социального страхования Российской Федерации определяется Министерством финансов Российской Федерации;

- Фонд считает, что Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по иску, взыскание исковых требований должно быть произведено с Министерства финансов Российской Федерации, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

По результатам открытого конкурса по отбору организаций, осуществляющих обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, проведенного Фондом социального страхования Российской Федерации 12 января 2006 года, между государственным учреждением - Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (заказчиком) и федеральным государственным унитарным предприятием «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрава (исполнителем) заключен государственный контракт N 08/490 от 15.02.2006 на обеспечение за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В соответствии с условиями государственного контракта N 08/490 от 15.02.2007 исполнитель обязуется в течение срока действия контракта обеспечить инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (получателей) протезами, ортезами, ортопедической обувью при условии наличия направления заказчика, заказчик, в свою очередь, обязуется произвести оплату изделий, а также их ремонт, не связанный с нарушением качества по вине исполнителя в порядке, предусмотренном настоящим контрактом (п.п. 2.1, 2.4 контракта).

Согласно п. 3.1 контракта заказчик производит оплату стоимости изделий через свои филиалы согласно счета исполнителя не позднее срока, указанного в контракте.

Порядок расчетов установлен сторонами в разделе 4 контракта. Так, в соответствии с п. 4.1 контракта расчеты с исполнителем производятся через филиалы заказчика. Счета, счета-фактуры и реестры формируются отдельно по каждому филиалу заказчика.

Срок действия государственного контракта установлен с 15.02.2006 по 31.12.2006 (п. 8.2 контракта).

В соответствии с п. 2.2 контракта ассортимент и стоимость протезно-ортопедических изделий согласованы сторонами в Приложении N 1 к контракту.

Государственное унитарное предприятие «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» условия заключенного с отделением фонда контракта исполнило надлежащим образом, изготовило и передало в 2006 году инвалидам по направлениям Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации протезно-ортопедические изделия на сумму 41 340 885 руб. 05 коп., что подтверждается представленными в материалы дела документами: направлениями на выдачу инвалидам протезно-ортопедических изделий, реестрами на выданные протезно-ортопедические изделия.

На основании п. 4.1. контракта ответчик произвел частичную оплату через филиалы на сумму 30 190 961 руб. 21 коп.

В связи с неисполнением государственными органами обязанности по возмещению расходов, возникших в результате изготовления протезно-ортопедических изделий инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, истец просит взыскать с ответчиков убытки в сумме 12 002 855 руб. 90 коп.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст. 4 Федерального Закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В соответствии со ст. 11.1 указанного Закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно ст. 13 данного Закона к социальной поддержке ветеранов относится медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877 утверждены Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническим средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), которые установили обязательные для исполнения условия предоставления технических средства реабилитации.

Согласно пункту 17 постановления Правительства РФ N 877 от 31.12.2005 финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по обеспечению инвалидов, ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями возложена законодательством на Фонд социального страхования РФ.

Отношения по обеспечению инвалидов техническими средствами являются публично-правовыми обязательствами Российской Федерации, по которым исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации отвечают только в пределах объемов выделенных средств из федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по государственному контракту N 08/490 от 15.02.2006, изготовил и передал в период 2006 года инвалидам по направлениям Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации протезно-ортопедические изделия на сумму 41 340 885 руб. 05 коп., что подтверждается представленными в материалы дела документами: направлениями на выдачу инвалидам протезно-ортопедических изделий, реестрами на выданные протезно-ортопедические изделия.

Красноярское региональное отделение Фонда, в свою очередь, не произвело расчеты в соответствии с условиями контракта ввиду недополучения федеральных средств, в результате образовалась задолженность перед Государственным унитарным предприятием «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» в сумме 12 002 855 руб. 90 коп.

Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования РФ является государственным внебюджетным фондом РФ.

Исходя из Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 101 от 12.02.1994, Фонд не наделен полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета и осуществляет финансирование расходов, в том числе на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедичесиеми изделиями, в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

Из материалов дела следует, что в 2006 году отделению Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации были установлены бюджетные ассигнования из федерального бюджета в размере 72 552,2 тыс. руб., что подтверждается выпиской из бюджета отделения Фонда на 2006 год. Выделенный размер бюджетных ассигнований в указанной сумме был полностью израсходован отделением Фонда в 2006 году по прямому целевому назначению (выписка из отчета об исполнении бюджета отделения Фонда за 2006 год в материалах дела).

Вместе с тем, выделенный объем средств федерального бюджета в указанной сумме был недостаточен для полноценного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, что подтверждается письмом Отделения Фонда в адрес Общественной палаты инвалидов Красноярского края.

Фондом социального страхования РФ представлены доказательства (письма) его неоднократного обращения к Министерству здравоохранения РФ о необходимости решения вопроса по выделению дополнительных ассигнований на 2006 год для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Однако положительного результата не достигнуто, федеральный бюджет сформирован без учета роста количества инвалидов, имеющих право на технические средства реабилитации.

Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что все предоставленные отделению Фонда социального страхования РФ средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями были израсходованы в соответствии с целями, на которые они были предоставлены.

Законом не предусмотрено такое обеспечение из других источников Фонда социального страхования РФ.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о том, что взыскание денежных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями с регионального отделения Фонда социального страхования РФ противоречит закону.

В соответствии со статьями 10 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» N 181-ФЗ от 24.11.1995 и п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12.01.1995 размеры социальной поддержки инвалидов и отдельных категорий ветеранов, касающиеся предоставления им технических средств реабилитации, отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Отсутствие правового механизма возмещения средств на обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями в то время, как установленная федеральным бюджетом сумма израсходована не освобождает Российскую Федерацию от исполнения принятого на себя обязательства по обеспечению инвалидов средствами технической реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями (кроме зубных протезов).

Неисполнение Российской Федерации своих обязательств по финансированию из федерального бюджета расходов истца, понесенных в связи с изготовлением гражданам-инвалидам протезно-ортопедических изделий, влечет возникновение убытков у истца.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Вина государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в причинении убытков истцу в результате неисполнения федеральных законов не установлена.

Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство финансов РФ, которое выступает в суде от имени казны Российской Федерации.

Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации, наделенное полномочиями распорядителя средств федерального бюджета в силу пункта 5.6 Положения «О Министерстве финансов Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ N 329 от 30.06.2004.

Поскольку материалами дела подтверждается факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов, возникших в результате изготовления протезно-ортопедических изделий инвалидам и отдельным категориями граждан из числа ветеранов, требование истца о взыскании убытков с Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны является обоснованным и подлежит удовлетворению в сумме 12 002 855 руб. 90 коп.

В иске к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Красноярск) следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Следовательно, расходы по государственной пошлине относятся на ответчика, который в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.

Оплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ.

Иск удовлетворить в сумме 12 002 855 руб. 90 коп.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу федерального государственного унитарного предприятия «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию 12 002 855 руб. 90 коп., составляющих убытки.

В иске к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации отказать.

Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 132 от 30.03.2007 государственную пошлину в сумме 71 640 коп. 28 коп.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.



Судья


Г.В.Ярош.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-08153/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 24 октября 2007

Поиск в тексте