АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2008 года Дело N А33-6813/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Чурилина

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волкан» (г. Краснояр

ск) к отделению Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Емельяновском районе (п.Емельяново) об оспаривании постановления ОУФМС России по Красноярскому краю в Емельяновском районе от 08.05.2008 б/н о привлечении к административной ответственности

В судебном заседании участвовали:

- представитель заявителя Бехтерева Т.Д. на основании доверенности от 28.05.2008;

- представитель ответчика Осетров В.П. на основании доверенности от 06.12.2007.

Протокол судебного заседания вел судья Е.М. Чурилина.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Общество с ограниченной ответственностью «Волкан» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании постановления ОУФМС России по Красноярскому краю в Емельяновском районе от 08.05.2008 б/н о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослались на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании требования заявителя не признал, представил письменный отзыв на заявление, сослался на изложенные в нем доводы.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Общество с ограниченной ответственностью «Волкан» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022402675756.

Из материалов дела следует, что 19.02.2008 прокуратурой Емельяновского района Красноярского края проведена проверка деятельности директора ООО «Волкан» Котанова И.А. по вопросам соблюдения требований миграционного законодательства. По результатам проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2008, отразившее следующие обстоятельства:

- 15.01.2008 Котанов И.А обратился в ОУФМС России по Красноярскому краю в Емельяновском районе за постановкой на учет гражданина Азербайджана Ахмедова М.А.о.;

- 19.02.2008 установлен факт отсутствия гражданина Азербайджана Ахмедова М.А.о. на территории Российской Федерации;

- обязанность по уведомлению ОУФМС России по Красноярскому краю в Емельяновском районе о факте выезда иностранного гражданина Ахмедова М.А.о. директором ООО «Волкан» Котановым И.А. не исполнена.

В соответствии со статьей 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурором Емельяновского района Красноярского края постановление от 19.02.2008 и другие материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения в ОУФМС России по Красноярскому краю в Емельяновском районе (далее - административный орган).

Постановлением административного органа от 08.05.2008 б/н на ООО «Волкан» наложено административное взыскание, предусмотренное частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 400 000 руб., что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Административный орган не представил надлежащих доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2, статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол либо выносится постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении (постановлением прокурора).

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при отсутствии протокола (постановления), не отвечают критерию допустимости доказательств.

Согласно части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Из материалов дела следует, что постановление прокурора от 19.02.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отношении должностного лица ООО «Волкан» - директора Котанова И.А.

Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Волкан», прокурором не возбуждалось, иным уполномоченным лицом протокола об административном правонарушении не составлялось.

В силу пункта 1 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

Согласно части 2 приведенной статьи при продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Из материалов дела следует, что установленные законом доказательства наличия в действиях ООО «Волкан» состава административного правонарушения административным органом при принятии оспариваемого постановления не исследовались; указанные доказательства в судебное заседание не представлены.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Арбитражный суд признает, что вышеуказанные нарушения носят существенный характер, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не могут быть устранены (восполнены) при рассмотрении дела арбитражным судом.

Таким образом, законные основания для привлечения заявителя (ООО «Волкан») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, оспариваемое постановление от 08.05.2008 б/н не соответствует закону и подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.

Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышеуказанные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Волкан» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление ОУФМС России по Красноярскому краю в Емельяновском районе от 08.05.2008 б/н о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Волкан», зарегистрированного в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022402675756, расположенного в г. Красноярске, пр. Мира, 73, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.



Судья
Е.М.Чурилина



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка