АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2008 года Дело N А33-5151/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Смольникова Е.Р.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению межрегиональной общественной организации инвалидов «Витязь» (Красноярский край, г. Норил

ьск)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Норильску Красноярского края (Красноярский край, г. Норильск)

о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате единого социального налога в сумме 1 542 474, 68 руб.,

при участии:

от заявителя: Сапунова В.А. - на основании доверенности от 01.01.2008,

от ответчика: Ступака В.Н. - на основании доверенности от 05.12.2007,

Грабченко Н.П. - на основании доверенности 12.05.2008.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Смольниковой Е.Р.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании «10» июня 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «16» июня 2008 года.

Межрегиональная общественная организация инвалидов «Витязь» (далее по тексту - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Норильску Красноярского края (далее по тексту - налоговый орган) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате единого социального налога за 2007 год в сумме 1 542 474, 68 руб.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.

Представители ответчика требование не признали по основаниям, указанным в отзыве на заявление:

· при исчислении сумм единого социального налога (авансовых платежей), подлежащих зачислению в федеральный бюджет, налогоплательщик воспользовался льготой, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации;

· фактически переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, отсутствует;

· уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2007 год в размере 1 542 474, 68 руб., персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, не могут в данном случае подлежать возврату;

· примененная налогоплательщиком методика расчета нарушает положения абзаца 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налогового вычета превышает сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено.

Межрегиональная общественная организация инвалидов «Витязь» создана 08.05.1997 и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 10.12.2004 за государственным регистрационным номером 2047746017526 (свидетельство о регистрации общественного объединения N 7600 от 17.12.2004).

Согласно пункту 2 статьи 3 Устава межрегиональной общественной организации инвалидов «Витязь» организация имеет филиал в г. Норильске.

Организацией в налоговый орган были представлены:

1) налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 2007 год, в которой сумма налога к уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды не исчислена (раздел 1 декларации), в разделе 2 «Расчет единого социального налога» налоговый вычет за налоговый период не заявлен (код строки 0300), указана налоговая база за налоговый период в сумме 12 739 587 руб. (код строки 0100), указана сумма выплат и вознаграждений, учитываемых при определении налоговых льгот за налоговый период, в размере 12 739 587 руб. (код строки 0400);

2) декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2007 год, в которой указана сумма платежей по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 515 114 руб., сумма платежей по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 268 429 руб.

Организация обратилась в налоговый орган с письмом N 14 от 03.03.2008 с просьбой на основании статьи 78 и абзаца 6 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации вернуть переплату по единому социальному налогу за 2007 год в сумме 1 542 474, 68 руб. В обоснование своего права на возврат из бюджета единого социального налога организация указала, что в соответствии с данными налоговой декларации по единому социальному налогу за 2007 год сумма единого социального налога отсутствовала в связи с применением льгот, организация не применяла налоговый вычет из суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, сумма налога не уменьшалась на сумму начисленных и уплаченных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 542 474, 68 руб. Сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2007 году превышает сумму примененного налогового вычета по единому социальному налогу.

Письмом от 11.03.2008 N 10-19 налоговый орган сообщил, что возврат единого социального налога не может быть произведен ввиду того, что в соответствии с представленными расчетами (декларациями) по единому социальному налогу сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового (отчетного) периода отсутствует.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена корреспондирующая обязанность налогового органа: налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм из- лишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Организацией было заявлено о возврате из бюджета переплаты по единому социальному налогу в связи с тем, что сумма налога не была уменьшена на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В силу пункта 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно пункту 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты налога освобождаются общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения.

Как следует из пояснений заявителя, представленной декларации по единому социальному налогу, в 2007 году, организация, рассчитав налоговую базу по единому социальному налогу, указала на наличие льготы за данные периоды в таком же размере (разделы 2 деклараций) в соответствии со статьей 239 Налогового кодекса Российской Федерации как общественная организация инвалидов. Не исчислив сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (строки 0200, 0210 раздела 2 декларации), заявитель не определил сумму налогового вычета в декларации (строки 0300, 0310 раздела 2) в силу прямого запрета, содержащегося в абзаце 2 части 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации: «сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период».

Заявив о наличии льготы, организация не исчислила и не уплатила в бюджет единый социальный налог, тогда как в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации из бюджета подлежит возврату только фактически уплаченный налог.

По мнению заявителя, возврат налога должен быть произведен в соответствии с абзацем 6 части 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме в случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным на- логом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. Указанное мнение организации суд считает ошибочным, поскольку условием для возврата в этом случае является применение налогоплательщиком налогового вычета. Поскольку организация налоговый вычет не применяла в связи с заявленной льготой, превышения суммы уплаченных страховых взносов у нее не возникает.

По существу, организация, освобожденная от уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, претендует также на фактическое освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (то обстоятельство, что заявитель просит возвратить не взносы на обязательное пенсионное страхование, а якобы излишне уплаченный единый социальный налог, вышеизложенный вывод не опровергает). В то же время, нормы законодательства, в т.ч. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» такого права страхователя не предусматривают. В соответствии со статьей 3 названного Закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. С учетом индивидуальной возмездной природы страховых взносов, размер получаемой пенсии зависит от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, и, следовательно, при отсутствии платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работники страхователя - организации не будут иметь на своих индивидуальных счетах средства на страховую и накопительную части пенсии, что приведет к нарушению государственных гарантий их пенсионного обеспечения.

С учетом изложенного, обжалуемое бездействие налогового органа соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

На основании пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Уплаченная заявителем при обращении с заявлением по платежному поручению N 15 от 14.04.2008 государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления межрегиональной общественной организации инвалидов «Витязь» отказать.

Возвратить межрегиональной общественной организации инвалидов «Витязь» из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения в Третий арбитражный апелляционный суд или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.



Судья
Смольникова Е.Р.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка