АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 2008 года Дело N А33-6851/2008



Судья арбитражного суда Красноярского края И.П. Крицкая,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волкан» (г.Красноярск) к отделению Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю в Емельяновском районе (п.Емельяново) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 08.05.2008,

при участии в заседании представителей: заявителя: Чаплыгиной Г.Д, доверенность от 28.05.2008, административного органа: Головушкиной Ю.С., доверенность от 30.06.2008 N54/2008, при ведении протокола судебного заседания судьей И.П.Крицкой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Волкан» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделению Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю в Емельяновском районе (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 08.05.2008.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал.

Административный орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

19.02.2008 прокуратурой Емельяновского района Красноярского края проведена проверка исполнения миграционного законодательства директором Общества. В результате проверки установлено, что 15.01.2008 директор Общества Котанов И.А. обратился в административный орган с заявлением о постановке на учет по месту пребывания гражданина Азербайджана - Рустамова Х.Ш.о., в связи с чем, представил документ удостоверяющий личность последнего и уведомление о прибытии иностранного гражданина. 15.01.2008 административным органом гражданин Азербайджана Рустамов Х.Ш.о. был поставлен на учет по месту пребывания в Емельяновском районе в п.Памяти 13 Борцов, ул.Свинцова, 65 до 18.03.2008. Проверкой установлено, что 19.02.2008 иностранный гражданин Рустамов Х.Ш.о. фактически отсутствовал на территории Российской Федерации.

Директор Общества Катанов И.А. в нарушение требований миграционного законодательства не исполнил обязанности в связи с осуществлением миграционного учета, а именно не уведомил административный орган о факте выезда Рустамова Х.Ш.о. с территории Российской Федерации. Таким образом, в установленный законом срок Рустамов Х.Ш.о. не был снят с учета по месту пребывания и до момента выявления нарушения стоял на миграционном учете.

19.02.2008 прокурором Емельяновского района Красноярского края вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2008 в отношении Катанова И.А. по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное постановление направлено для рассмотрения в административный орган.

Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 08.05.2008 заявитель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 400000 руб.

Заявитель оспаривает постановление от 08.05.2008 по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный орган не согласен с заявленными требованиями, полагает, что оспариваемое постановление соответствует Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 3 части 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Из текста постановления прокурора Емельяновского района Красноярского края о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2008 и текста оспариваемого постановления административного органа следует, что дело об административном правонарушении было возбуждено в отношении Катанова Иллариона Алексеевича, однако оспариваемым постановлением к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 400000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечено иное лицо, а именно Общество, в отношении которого дело об административном правонарушении не возбуждалось.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» вышеуказанные нарушения порядка привлечения к административной ответственности могут являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Также судом установлено существенное нарушение процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что выразилось в вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2008 и вынесении оспариваемого постановления в отсутствие законного представителя Общества и отсутствии доказательств надлежащего извещения законного представителя Общества о времени, дате и месте вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2008 и постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 08.05.2008. В материалы дела данные доказательства не представлены. Представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что отсутствуют доказательства об извещении Общества на 19.02.2008 и на 08.05.2008, что зафиксировано в протоколе судебного заседания.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Волкан», зарегистрированного администрацией Центрального района г.Красноярска 17.06.1999 за N 620, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 73, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 08.05.2008 отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в Емельяновском районе о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 400000 руб., как не соответствующие Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.



Судья
И.П.Крицкая



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка