АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 2008 года Дело N А33-5209/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Чурилина,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (Заполярный отдел УГАДН) (г. Норил

ьск)

к открытому акционерному обществу «Норильскгазпром» (г. Норильск)

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

при участии в судебном заседании представителя заявителя - Булатовой В.М. по доверенности от 10.01.2008,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.М. Чурилиной.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.06.2008. Решение в полном объеме изготовлено 17.06.2008.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (Заполярный отдел УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Норильскгазпром» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением арбитражного суда от 20.05.2008 вышеназванное заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 03.06.2008.

Определением арбитражного суда от 03.06.2008 судебное заседание отложено, продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей открытого акционерного общества «Норильскгазпром»

В судебном заседании представитель административного органа поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении о привлечении к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Норильскгазпром» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102240163408, осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8-ми человек на основании лицензии от 16.09.2003 N АСС-24-НФ 000619, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам.

В период с 03.04.2008 по 15.04.2008 должностным лицом административного органа на основании распоряжения начальника Заполярного отдела Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю от 02.04.2008 N55 проведена плановая проверка деятельности открытого акционерного общества «Норильскгазпром» по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8-ми человек.

В ходе проверки выявлены нарушения при перевозке персонала по регулярному маршруту, в том числе:

- не представлены документы, подтверждающие прохождение аттестации на право занятия должностей, связанных с ОБДД, лицами, замещающими указанные должности;

- схема маршрута не согласована с органами ГИБДД и владельцами железнодорожных переездов;

- на схеме маршрута не указаны опасные участки, железнодорожные переезды;

- не представлены копии акта обследования маршрута перевозки работников открытого акционерного общества «Норильскгазпром», акт обследования маршрута проведенного работниками службы эксплуатации или другой службой, на которую в обществе возложена ответственность за проведения проверок;

- не сданы в лицензирующий орган лицензионные карточки N N 310437, 310438, 310440, 310441, 310442, 310446, 310447, 310448;

- оформляются путевые листы не соответствующие транспортным средствам и видам перевозки;

- не представлены документы (записи в журнале), подтверждающие ежемесячный контроль руководителем предприятия результатов проведения медицинских осмотров водителей;

- не качественно заполнены представленные для проверки путевые листы за март и апрель 2008 года;

- не организован учет неисправностей выявленных при возвращении автотранспорта с линии, а также учет их устранений;

- в стояночном боксе грузовых автомобилей производится ремонт автотранспортных средств;

- не представлены документы, подтверждающие планирование технических обслуживаний и ремонтов с учетом среднесуточного (среднемесячного) пробега, документы, подтверждающие регистрацию выполненных ТО и ремонтов за весь период эксплуатации на каждую единицу транспорта;

- технический контроль автотранспорта перед выездом на линию, проведение диагностики перед постановкой на техническое обслуживание проводится без применения специального оборудования, приборов или стендов;

- въезд на территорию управления ТТ и СТ не оборудован схематическим планом с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения;

- отсутствуют информация, наглядные пособия, нормативно-правовые документы методических материалов для проведения работы с водительским составом по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

- не созданы учебные группы водителей, не представлены итоговые документы, подтверждающие сдачу зачета частью водителями по итогам прохождения курса занятий;

- не представлены организационный приказ; план мероприятий; дополнения к должностным инструкциям должностных лиц, работа которых связана с обслуживанием транспорта и контролем за его работой на линии; акт проверки противопожарного состояния стояночных боксов для автотранспорта.

Выявленные нарушения требований безопасности дорожного движения отражены в протоколе об административном правонарушении от 17.04.2008 N 10 000731.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (Заполярного отдела УГАДН) в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Норильскгазпром» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

Пунктом 2 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (далее - Постановление) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Согласно п. 4 Постановления, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Пунктом 5.2, 5.2.6 Постановления установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет лицензирование, в том числе следующего вида деятельности: перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно п. 6 Постановления, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 2 статьи 23.36. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов транспортного контроля и надзора вправе:

1) главный государственный транспортный инспектор Российской Федерации, его заместители;

2) руководители территориальных органов транспортного контроля и надзора, их заместители;

3) начальники отделов, их заместители, государственные транспортные инспектора территориальных органов транспортного контроля и надзора.

Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении от 17.04.2008 N 10 000731 должностное лицо административного органа действовало в соответствии со своей компетенцией.

Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской деятельности лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая за свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Лицензией, согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 N 128-ФЗ, является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В силу пункта 62 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

     Согласно пункту 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

     Из толкования данной нормы следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении возложена на административный орган.

     Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

     Согласно части 2 названной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

     В обоснование заявленного требования заявителем представлены в материалы дела следующие документы: протокол об административном правонарушении от 17.04.2008 N 10 000731, схема движения автобусов перевозящих персонал открытого акционерного общества «Норильскгазпром»
, графики движения автобусов Надеждинского участка автоколонны УТТ и СТ на 2008г., список закрепления водителей за автомобилями управления технологического транспорта и специальной техники открытого акционерного общества «Норильскгазпром», журнал учета движения путевых листов, путевые листы, журнал контроля технического состояния АТС перед выездом на линию, журнал регистрации ТО и ремонтов, список водителей открытого акционерного общества «Норильскгазпром» для прохождения техминимума по 20 часовой программе по правилам безопасности дорожного движения.

Из анализа указанных выше документов следует, что открытое акционерное общество «Норильскгазпром» осуществляет перевозку только своих работников, то есть осуществляет деятельность для обеспечения собственных нужд.

Каких - либо доказательств, свидетельствующих об осуществлении предпринимательской деятельности открытым акционерным обществом «Норильскгазпром» по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозки более 8-ми человек, заявителем суду не представлено, об их наличии не заявлено.

Само по себе наличие у общества лицензии от 16.09.2003 N АСС-24-НФ 000619, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, не является доказательством фактического осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозки более 8-ми человек.

Таким образом, суд полагает, что административный орган не доказал наличия в действиях открытого акционерного общества «Норильскгазпром» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения.

Из материалов дела следует, что правонарушения были обнаружены административным органом в ходе проведения проверки в период с 03.04.2008 - 15.04.2008.

Заявление административного органа о привлечении к административной ответственности получено арбитражным судом нарочным 28.04.2008.

В соответствии со статьей 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением арбитражного суда от 30.04.2008 заявление оставлено без движения.