АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2008 года Дело N А33-17181/2007



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Карпинская С.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению администрации города Ачинска Красноярского края (г. Ачи

нск)

к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (г. Красноярск)

о признании недействительным распоряжения от 20.09.2007 N 07-1688р,

с участием третьего лица:

-федерального государственного учреждения «Следственный изолятор N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (г. Ачинск),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Целых О.Н. - представителя по доверенности от 30.05.2008 N 01-17-014,

от ответчика: Бахаревой Е.А. - представителя по доверенности от 18.03.2008,

от третьего лица: Маланиной К.И. - представителя по доверенности от 01.06.2007,

протокол судебного заседания вела судья Карпинская С.В.,

резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании «09» июня 2008 года, в полном объеме решение изготовлено «16»июня 2008 года,

установил:

администрация города Ачинска Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю о признании недействительным распоряжения от 20.09.2007 N 07-1688р. Заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края.

Определением от 16.01.2008 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание на 11.02.2008.

Определениями от 11.02.2008, 11.03.2008 предварительное судебное заседание отложено, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено федеральное государственное учреждение «Следственный изолятор N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».

Определением от 10.04.2008 подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству на 09.06.2008.

Представитель заявителя поддержал требования, изложив доводы согласно заявлению и дополнительных пояснений к нему от 05.06.2008 N 03-07-1246, пояснил, что пункты 2, 4, 7 распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 20.09.2007 г. N 07-1688р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Следственный изолятор N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», в собственность муниципального образования город Ачинск Красноярского края» приняты в нарушение действующего законодательства. К возникшим правоотношениям применимы нормы, регламентирующие сделку дарения. До передачи имущества право собственности на него подлежало регистрации в установленном законом порядке. Ответчиком не представлена техническая документация на передаваемый жилой фонд.

Представитель ответчика в письменном отзыве на иск пояснил, что оспариваемое распоряжение о передаче в собственность муниципального образования город Ачинск жилых домов, расположенных в городе Ачинске по ул.Слободчикова, 2 «а», по ул.Слободчикова, 2 «б», ул.Слободчикова, 4 «а», ул.Слободчикова, 6 «б», ул.Горная, 64, ул.Горная, 65, ул.Толстого, 37, ул.Толстого, 39, издано в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления (перераспределением федерального имущества между публично-правовыми образованиями) в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», положением «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю», утвержденным приказом Росимущества от 01.02.2005 N 37, приказом от 29.11.2006 N 241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственности и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества». В статье 154 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, в частности, в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Принятым распоряжением не нарушаются права муниципального образования, на него не возлагаются не свойственные ему дополнительные обязанности. Отсутствие согласия муниципалитета на прием жилого фонда свидетельствует о создаваемых препятствиях процедуре разграничения. Оспариваемое решение в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ является основанием возникновения права собственности на имущество. В полном соответствии с перечнем, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, для принятия оспариваемого распоряжения подготовлены все требуемые документы. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи. Поскольку передаточный акт уполномоченным лицом муниципального образования подписан не был, он был утвержден в установленном порядке уполномоченным органом - территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю. Право муниципального образования на передаваемые объекты возникло. С учетом изложенного, оспариваемый ненормативный правовой акт органа власти принят в полном соответствии с нормами права, регламентирующими порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность. Ссылки заявителя на ст.100 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» являются необоснованными. Нормы о дарении не применимы к возникшим при разграничении полномочий правоотношениям.

Представитель третьего лица пояснил, что считает заявленные требования о признании недействительным распоряжения необоснованными, поскольку оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с действующим законодательством, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 20.09.2007 г. N 07-1688р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Следственный изолятор N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», в собственность муниципального образования город Ачинск Красноярского края» (далее по тексту-распоряжение N 07-1668р) прекращено право оперативного управления федерального государственного учреждения «Следственный изолятор N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, а именно: жилые дома, расположенные по следующим адресам в городе Ачинске Красноярского края: ул. Слободчикова, N 2А; ул. Слободчикова, N 2Б; ул. Слободчикова, N 4А; ул. Слободчикова, N 6Б; ул. Горная, N 64; ул.Горная, N 65; ул.Льва Толстого, N 37; ул.Льва Толстого, N 39.

В пункте 2 распоряжения N 07-1688р принято решение о передаче вышеуказанного имущества в собственность муниципального образования город Ачинск Красноярского края.

В пунктах 4, 7 распоряжения N 07-1688р муниципальному образованию город Ачинск Красноярского края поручено представить на утверждение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (далее по тексту -Теруправление) подписанный передаточный акт в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения, и определено, что настоящее распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество. Право собственности муниципального образования город Ачинск Красноярского края возникает с момента утверждения передаточного акта.

Оспариваемое распоряжение поступило в администрацию города Ачинска 12 10.2007 за регистрационным номером 01-31-3880. К распоряжению приложен передаточный акт о том, что муниципальное образование город Ачинск Красноярского края принимает жилые дома, за исключением квартир переданных в собственность граждан и квартир, включенных в специализированный жилищных фонд с отнесением к служебным помещениям, расположенным по следующим адресам в городе Ачинске Красноярского края: ул. Слободчикова, N 2А; ул.Слободчикова N 2Б; ул. Слободчикова, N 4А; ул. Слободчикова, N 6Б; ул.Горная, N 64; ул.Горная, N 65; ул.Льва Толстого, N 37; ул.Льва Толстого, N 39.

18 октября 2007 года администрация г. Ачинск направила в Теруправление мотивированный отказ в подписании передаточного акта по следующим причинам:

-акт не содержит пообъектного перечня помещений в многоквартирных домах, отсутствуют сведения о квартирах, включенных в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям;

-отсутствует техническая документация на передаваемое имущество;

-отсутствуют документы, подтверждающие право пользования жилыми помещениями государственного жилищного фонда.

19.11.2007 Теруправление повторно направило в администрацию города Ачинска утвержденный в одностороннем порядке передаточный акт от 26.10.2007 с сопроводительным письмом из которого следует, что право собственности муниципального образования возникает с момента утверждения передаточного акта. Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества с даты возникновения права собственности, т.е с даты утверждения передаточного акта -26.10.2007.

По мнению заявителя, пункт 2 оспариваемого распоряжения N 07-1688р не соответствует положениям ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в редакции от 08.11.2007, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 04.12.2007 по результатам рассмотрения жалобы главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области. В определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Поскольку между органом местного самоуправления и соответствующим органом государственной власти не достигнуто соглашение на передачу указанного выше имущества в муниципальную собственность, к таким отношениям, по мнению заявителя, применяются нормы, регулирующие сходные отношения в гражданском праве.

Заявитель полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт содержит нормы, предполагающие безвозмездную передачу в собственность муниципального образования объектов недвижимого имущества, т.е. к возникшим правоотношениям применимы нормы, регламентирующие сделку дарения. Пунктом 3 статьи 573 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

По мнению заявителя, право муниципальной собственности на имущество, перечисленное в распоряжении N 07-1688р возникает не с момента подписания передаточного акта, а с момента его государственной регистрации.

Пункты 4, 7 оспариваемого распоряжения, по мнению заявителя, противоречат п.5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7.03.1995 N 235, приказу Минстроя Российской Федерации и Минфина Российской Федерации от 06.06.1995 N 17-72, которым утверждены формы технической документации: акт приема-передачи объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения и акт передачи средств на финансирование капитального ремонта жилого фонда. Указанный порядок не был соблюден при передаче спорных объектов в муниципальную собственность.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с требованием о признании недействительными пункты 2, 4, 7 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 20.09.2007 г. N 07-1688р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Следственный изолятор N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

20.09.2007 Территориальным управлением было издано распоряжение N 07-1688 «Об безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Следственный изолятор N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», в собственность муниципального образования город Ачинск Красноярского края».

В соответствии с приложением к указанному распоряжению передаче в собственность муниципального образования город Ачинск подлежали жилые дома, расположенные в городе Ачинске Красноярского края по следующим адресам: ул. Слободчикова, N2А; ул. Слободчикова N 2Б; ул. Слободчикова, N 4А; ул. Слободчикова N6Б; ул. Горная N 64; ул. Горная N 65; ул. Толстого N 37; ул. Толстого N 39.

Указанное распоряжение издано в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления (перераспределением федерального имущества между публично-правовыми образованиями).

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В названной статье Федерального закона предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, в частности, в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Перечень имущества, подлежащего отнесению к федеральной собственности, приведен в абз. 2, 3,4 ч. 11 ст. 154 Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а именно:

-имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;

-имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;

-имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Из материалов дела усматривается, что передаваемое в соответствии с частично оспариваемым по настоящему делу распоряжением имущество в этом перечне не поименовано.

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», указанные в Приложении N 3 к Постановлению объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность.

К числу подлежащих передаче в муниципальную собственность объектов относится жилищный фонд.

Федеральным законом от 06.10.2003 N131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена компетенция органов местного самоуправления, а также имущество, которое может находиться в муниципальной собственности и необходимо для осуществления возложенных на муниципалитет задач. К имуществу муниципального образования относится жилищный фонд.

Поскольку в силу указанного закона у муниципального образования имеется обязанность принять объекты жилищного фонда, являющегося в силу указанных нормативных правовых актов муниципальной собственностью, объекты, указанные в оспариваемом распоряжении подлежали передаче в муниципальную собственность.

Из анализа приведенных положений следует, что муниципальное образование (город) является одним из субъектов правоотношений по передаче ему объектов муниципальной собственности.