АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2008 года Дело N А33-6517/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Бычкова Л.К,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога», г. Краснояр

ск,

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск», г. Красноярск,

о взыскании 1 076 000 руб. штрафа,

при участии:

от истца: Бледных З.В.- представителя по доверенности от 14.05.2008,

от ответчика: Буркацкой Е.О.- представителя по доверенности от 26.09.2007.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Л.К. Бычковой. Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.06.2008. В полном объеме решение изготовлено 20.06.2008.

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» о взыскании 1 076 000 руб. штрафа за задержку вагонов.

Определением от 29.05.2008 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 18.06.2008.

Определением от 18.06.2008 дело назначено к судебному разбирательству на 20.06.2008.

Представитель истца заявленные исковые требования поддержал. Ответчиком представлен отзыв на иск, в котором он указал на то, что считает необходимым снижение штрафа до 430 400 руб. (на 60 %), поскольку истцом не представлены доказательства возникновения негативных последствий в результате нарушения обязательств по возврату вагонов. Истец представил письменные возражения в отношении удовлетворения ходатайства ответчика о снижении подлежащего взысканию штрафа на основании ст. 333 ГК РФ, ссылаясь на то, что значительное снижение штрафа не оправдывает целей, для которых применяется штраф как способ обеспечения обязательств.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Арбитражным судом Красноярского края по делу N А33-7518/02-с1 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым между ФГУП «Красноярская железная дорога» (дорога) и ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) заключен договор N 5 от 20.09.2000 на обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного подъездного пути, примыкающего через стрелку N 23 к третьему пути ст. Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца на следующих условиях:

Согласно параграфу 3 данного договора, сдаваемые на подъездной путь владельца вагоны убираются с 3 или 7 приемо-отправочных путей ст. Красноярск-Северный локомотивом ветвевладельца. Возвращаемые с подъездного пути владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на 3 и 7 приемо-отправочные пути ст. Красноярск-Северный. Передача вагонов на подъездной путь и возврат их с подъездного пути оформляется натурным листом, составленным сдающей стороной и подписываемым уполномоченными представителями дороги и владельца, с указанием времени передачи. Согласно параграфу 10 договора при наличии у владельца доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций подаются вагоны контрагентам владельца согласно перечню - приложение N 1 к договору. В перечне предприятий, обслуживаемых ОАО «В-Сибпромтранс», являющемся приложением N 1 к данному договору, значится открытое акционерное общество «Красноярский алюминиевый завод». ОАО «Российские железные дороги» является правопреемником ФГУП «Красноярская железная дорога». 26.02.2004 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «Красноярский алюминиевый завод» (контрагент) подписано соглашение от 26.02.2004г. N Т-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами. В п. 2 данного соглашения NТ-3/71 стороны предусмотрели, что контрагент оплачивает перевозчику на основании ст. 39 УЖТ Российской Федерации плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 УЖТ Российской Федерации в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час.

Согласно п. 4 соглашения NТ-3/71 в оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск-Северный до момента их возвращения на эти же выставочные пути. В п. 5 и 6 соглашения NТ-3/71 указано, что из оплачиваемого времени исключается технологическое время, связанное с подачей-уборкой вагонов к местам погрузки-выгрузки грузов и время на операции, относящиеся к начально-конечным, которое согласно договору на эксплуатацию подъездного пути владельца, составляет для маршрутов с глиноземом 3 часа, для прочих грузов- 6 часов.

Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом.

Согласно памяткам приемосдатчика NN 4415, 4449, 4465, 4473, 4444, 4463, 4442, 4451, 4474, 4482, 4520, 4537, 4539, 4588, 4596, 4610, 4612, 4617, 4464, 4507, 4529, вагоны находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. На основании вышеназванных памяток приемосдатчика составлены ведомости подачи и уборки вагонов NN 572, 573, 574, 578, 585, 595, в которых за задержку вагонов начислен штраф в сумме 1 076 000 руб. Представитель ОАО «РУСАЛ Красноярск» ведомости подачи и уборки вагонов подписал с разногласиями, с суммой штрафа не согласился, от подписи штрафа отказался, о чем составлены акты общей формы 238, 239, 240. 241, 242, 243. Доверенности на представителей ОАО «РУСАЛ Красноярск», подписавших указанные ведомости и памятки, содержащие необходимый объем полномочий, представлены в материалы дела. Представителю ответчика направлены уведомления N 238 от 19.04.2008, N 239 от 19.04.2008, N 240 от 20.04.2008, N 241 от 21.04.2008, N 242 от 23.04.2008, 243 от 23.04.2008 о начисленных суммах штрафа по указанным ведомостям учета времени. Поскольку ответчиком сумма штрафа за задержку вагонов в размере 1 076 000 руб. не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам: Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Между истцом (перевозчиком) и владельцем пути необщего пользования заключен договор N 5 на обслуживание пути необщего пользования. Между истцом, ответчиком и третьим лицом заключено соглашение об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами NТ-3/71. Правоотношения по указанным сделкам регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации. В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя 9получателя0 груза.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железных дорог Российской Федерации (далее - Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава. Согласно статье 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 Устава предусмотрен, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров- в три раза.

Согласно п. 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 43, расчет штрафов, установленных ст. 100 и 101 Устава производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика. В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в п.3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования - время передачи вагонов на выставочном пути. Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути. Следовательно, штраф исчисляется не за то время, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем ветвевладельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком. Представленные в материалы дела памятки приемосдатчика NN 4415, 4449, 4465, 4473, 4444, 4463, 4442, 4451, 4474, 4482, 4520, 4537, 4539, 4588, 4596, 4610, 4612, 4617, 4464, 4507, 4529 содержат сведения о времени подачи, уборки и нахождения вагонов на путях необщего пользования. Время подачи и уборки, зафиксированное в памятках приемосдатчика, соответствует времени подачи и уборки вагонов в ведомостях. Указанные памятки и ведомости подписаны ответчиком без возражений, за исключением начисления штрафа. По факту отказа от подписи представителя ответчика в части начисления штрафа составлены акты общей формы, представленные в материалы дела. Таким образом, указанными документами подтверждается факт превышения сроков, установленных статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта РФ и договором N 5 от 20.09.2000 г., то есть факт задержки под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику. Задержка вагонов, принадлежащих перевозчику является основанием для начисления штрафа в соответствии со статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Договор N 5 от 20.09.2000 г., подписанный между ОАО «РЖД» (Перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (Ветвевладелец), связан с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути Владельца, примыкающего к станции Красноярск-Северный Красноярской ж.д., в котором предусмотрен порядок осуществления эксплуатации такого пути, обслуживаемого собственным локомотивом Владельца. По данному договору ОАО «РУСАЛ Красноярск» является контрагентом Владельца.

Согласно пр. 13 договора он заключён сроком на 5 лет, то есть до 28.10.2007 г. Дополнительным соглашением N 115 от 16.10.2007 г. договор N 5 был продлён сторонами до 31.12.2008 г. ОАО «РУСАЛ Красноярск» не участвовало в продлении договора N 5, поскольку в соответствии с п.2.1. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03 N 26 не может выступать стороной такого договора. В пункте 2 соглашения N Т-3/71 от 26.02.2004 г. «Об условиях и порядке внесении платы за пользование вагонами и контейнерами» предусмотрено, что Контрагент оплачивает Перевозчику согласно ст. 39 УЖТ РФ плату за пользование вагонами и несёт ответственность в соответствии со ст.62,99 УЖТ РФ в виде уплаты штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечению технологического срока оборота вагонов.

В соответствии с пунктом 18 соглашение действует до окончания срока действия договора N 5 на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ОАО «В-Сибпромтранс», примыкающих к станции Красноярск-Северный. Согласно статье 62 УЖТ РФ штраф за задержку принадлежащих перевозчику вагонов под погрузкой выгрузкой в местах общего и необщего пользования уплачивают грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования. Согласно части 2 статьи 60 УЖТ РФ, пункту 2.2. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03 N 26, при обслуживании контрагента локомотивом, принадлежащим Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами за время их нахождения у контрагентов осуществляется ветвевладельцем, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем и контрагентом. Заключив соглашение N Т-3/71 ОАО «РУСАЛ Красноярск» приняло на себя обязательство вносить Перевозчику не только плату за пользование вагонами, но и уплачивать штраф за их задержку под грузовыми операциями. Взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми сроком не более чем на пять лет. Согласно статье 64 УЖТ РФ, пункту 2.12. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования при перезаключении договоров до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключёнными договорами при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия ранее заключённых договоров. Срок действия договора N 5 продлён перевозчиком и владельцем до 31.12.2008 г., а трёхстороннее соглашение N Т-3/71 действует до окончания срока действия договора N 5, следовательно, предъявление штрафа за задержку вагонов с ОАО «РУСАЛ Красноярск» является правомерным.

Арбитражный суд, проверив представленный истцом расчет размера штрафа, пришел к выводу, что расчет произведен с учетом положений статей 62, 99, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также договора N 5 и соглашения NТ-3/71 от 26.04.2004 г. Всего за задержку вагонов истцом начислен штраф в размере 1 076 000 руб. Истец вручил ответчику уведомления о начислении суммы штрафа за задержку вагонов. Ответчиком штраф в размере 1 076 000 руб. не оплачен. На основании изложенного, поскольку в судебном заседании установлен факт нахождения спорных вагонов под грузовыми операциями свыше сроков, определенных частью второй статьи 99 Устава железнодорожного транспорта РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 1 000 400 руб. заявлено обоснованно.

Вместе с тем, согласно п. 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 г. N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер. В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Штраф, предусмотренный статьей 99 Устава железнодорожного транспорта РФ по своей правовой природе является неустойкой. Согласно части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

В определении от 21.12.2000 N 263-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 года N 6/8 в пункте 42 разъяснили, что при оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание в том числе и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства. Так, в качестве критерия для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть признан слишком высокий размер процента, на основании которого определяется неустойка. Арбитражный суд приходит к выводу, что ставка штрафа является несоразмерно высокой, в связи, с чем определенный на ее основании размер неустойки не соответствует последствиям нарушения ответчиком обязательств. При этом арбитражный суд учитывает, что истец не представил доказательств того, что ему причинены убытки вследствие задержки вагонов. Представленный истцом в материалы дела расчет потерь доходов не подтвержден доказательствами, в частности отсутствуют документы, подтверждающие, что вследствие задержки вагонов истец не смог предоставить вагоны по заявкам других лиц, вследствие чего недополучил плату за пользование вагонами в указанном им размере. На основании изложенного, арбитражный суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и учитывая при этом длительный (более суток) простой принадлежащих перевозчику вагонов, считает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа на 40 % - до 645 600 руб.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. Вместе с тем на основании пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6 от 20 марта 1997г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине». При уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярск», г Красноярск, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога, г. Красноярск, 645 600 руб. штрафа, 16 880 руб. государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.



Судья

Бычкова Л.К.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка