АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2008 года Дело N А33-5439/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Шайхутдинов

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Тюльковское» (с. Тюльково Балахтинского района Красноярского края

) к отделу государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09.04.2008 N 72/114.

В судебном заседании участвовали:

- представитель заявителя Тынянный В.А. на основании протокола от 15.04.2006 N 15;

- представители ответчика Царев Ю.П. на основании доверенности от 21.05.2008, Гриценко А.В. на основании доверенности от 16.05.2008, Ефремова М.Е. на основании доверенности от 17.03.2008.

Протокол судебного заседания вел судья Е.М. Шайхутдинов.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Открытое акционерное общество «Тюльковское» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделу государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 72/114 от 09.04.2008.

Определением арбитражного суда от 03.06.2008 заявление принято к производству, судебное разбирательство назначено на 17.06.2008.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, в том числе на допущенные административным органом процессуальные нарушения, пояснил, что утилизацию биоотходов, последов, трупов павших животных в открытую земляную яму, расположенную в четырех километрах от фермы в западном направлении, ОАО «Тюльковское» не производит, утилизация биоотходов и павших животных производится на звероферме (на корм животным) на основании соответствующего договора.

Представители ответчика в судебном заседании требования заявителя не признали, сослались на доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление. При этом представитель по доверенности Царев Ю.П. пояснил, что лично участвовал в проведении проверки; в ходе проверки были составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении, протокол осмотра не составлялся; к используемой в качестве скотомогильника яме подъехать не удалось (из-за плохого состояния подъездных путей), все наблюдения производились с расстояния, примерно, 2 км.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15 часов 00 мин. 17.06.2008 до 16 часов 00 мин. 18.06.2008.

После окончания перерыва представитель заявителя в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что процессуальные нарушения, допущенные при проведении проверки, не являются существенными.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Открытое акционерное общество «Тюльковское» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022400524398.

Из материалов дела следует, что отделом государственного ветеринарного надзора по обеспечению здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю (далее административный орган) проведена плановая проверка деятельности заявителя, в результате которой составлен акт проверки от 26.03.2008 N 120/114, а также протокол об административном правонарушении от 26.03.2008 N 012373, отразившие факт утилизации заявителем биоотходов, последов, трупов павших животных в открытую земляную яму, расположенную в четырех километрах от фермы в западном направлении, без удобных подъездных путей, не имеющую перекрытие, навеса, не обвалованную, не имеющую заграждения с запирающимися воротами, доступную для бродячих животных и синантропных птиц.

Постановлением начальника отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 09.04.2008 N 72/114 на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 10.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 руб., что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 10.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя признаков вышеприведенных административных правонарушений.

Так, согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.

По смыслу статей 26.2., 28.2., 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при составленном с нарушением закона протоколе, не отвечают критерию допустимости доказательств.

В соответствии со статьей 23.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8 настоящего Кодекса.

Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 327 от 30.06.2004, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В пункте 9.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (приложение к Приказу Минсельхоза России от 13.06.2006 N 171) указано, что Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы.

Согласно пункту 2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору N 136 от 22.05.2007, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляющим функции, в том числе, по контролю и надзору в сфере ветеринарии.

В силу пункта 10.2 указанного Положения государственные гражданские служащие Управления для осуществления своих полномочий имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать в случаях и в порядке, установленном законодательством РФ, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности.

Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 N 138 утвержден перечень должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, к ним относятся в том числе: руководители территориальных управлений Россельхознадзора, заместители руководителей территориальных управлений Россельхознадзора; начальники отделов территориальных управлений Россельхознадзора, заместители начальников отделов территориальных управлений Россельхознадзора и другие должностные лица территориальных управлений Россельхознадзора, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.

Согласно Положению об Отделе ветеринарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам, утвержденному руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам 21.03.2006, Отдел ветеринарного надзора является структурным подразделением Управления, осуществляющим функции надзора и контроля в сфере ветеринарии.

В силу части 1 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

Согласно Должностному регламенту государственного инспектора отдела Государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля государственный инспектор отдела имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности Управления.

В соответствии с Должностным регламентом начальника отдела Государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля начальник отдела имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности Управления, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении лиц, виновных в правонарушении, к ответственности.

Таким образом, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующего территориального органа Россельхознадзора вправе руководители территориальных органов Россельхознадзора и их заместители, начальники отделов и иные должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 26.03.2008 составлен должностным лицом административного органа в пределах своей компетенции; постановление от 09.04.2008 вынесено начальником отдела ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля в пределах компетенции, установленных его должностным регламентом и в пределах полномочий Управления в закрепленной сфере деятельности.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении (постановлении) указывается событие административного правонарушения.

По смыслу статей 1.5., 2.1., 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указание в протоколе об административном правонарушении (постановлении) на событие правонарушения, предполагает описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении от 26.03.2008 в качестве события административного правонарушения указывает на факт утилизации заявителем биоотходов, последов, трупов павших животных в открытую земляную яму, не оборудованную надлежащим образом. При этом фактические обстоятельства утилизации не описаны, ссылки на доказательства, подтверждающие факт использования земляной ямы ОАО «Тюльковское», отсутствуют.

Законный представитель заявителя при составлении протокола об административном правонарушении выразил свое несогласие с его содержанием, пояснил, в том числе, что утилизация биоотходов и павших животных производится на звероферме, в наличии скотомогильника нет необходимости.

К судебному заседанию заявитель представил (факсом) копию договора от 14.01.2008 с ЗАО «Чулымское», в соответствии с которым ОАО «Тюльковское» обязуется поставлять утилизируемое мясо КРС на корм песцам и черно-бурым лисам.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении от 26.03.2008 носит односторонний характер, не является достаточным доказательством допущенного заявителем правонарушения, выразившегося в утилизации биоотходов, последов, трупов павших животных в открытую земляную яму, не оборудованную надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 «о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Вышеназванные нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях (в части описания события административного правонарушения) являются существенными, их устранение в ходе судебного разбирательства признается арбитражным судом невозможным.

Порядок проведения осмотра, в том числе территории юридического лица или индивидуального предпринимателя, установлен статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.