АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 2008 года Дело N А33-2566/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края И.В. Шишкина,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Прокурора Красноярского края, г. Красноя

рск,

к Агентству по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края, г. Красноярск,

к Краевому образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Норильский межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки», г. Норильск,

к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» в лице филиала в г. Норильске, г. Норильск,

третье лицо:

Департамент финансов администрации Красноярского края, г. Красноярск,

о признании сделки недействительной,

при участии:

от истца: Мысина И.О. - прокурор по удостоверению N 105220,

от Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края - Зинович Н.А. - представитель по доверенности от 29.01.2008,

от Департамента финансов администрации Красноярского края - Кожанова О.В. - представитель по доверенности N 50 от 01.04.2008,

Протокол судебного заседания вела судья Шишкина И.В.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11.06.2008, в полном объеме решение изготовлено 17.06.2008.

установил:

Прокурор Красноярского края обратился в арбитражный суд с иском к Агентству по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края, Краевому образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Норильский межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки», Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» о признании недействительным в силу ничтожности пункта 2,3 договора аренды N 8549 от 21.12.2006.

Определением от 07.03.2008 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное заседание на 03.04.2008.

Определением от 03.04.2008 назначено судебное разбирательство на 06.05.2008, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент финансов администрации Красноярского края.

Определением от 06.05.2008 судебное разбирательство отложено на 27.05.2008.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении предмета иска, согласно которому истец просит признать недействительным договор аренды N 8649 от 21.12.2006.

Определением от 27.05.2008 судебное разбирательство отложено на 11.06.2008.

Ответчики - Краевое образовательное дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Норильский межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» и ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Ответчиком - Агентством по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края представлен отзыв на иск, в котором агентство иск не признает по следующим основаниям: здание по адресу г. Норильск, ул. Ленинградская 74, часть помещений в котором была передана в аренду по договору от 25.08.2006 N 8425, было закреплено на праве оперативного управления за институтом собственником, в силу чего институт на основании пункта 1 статьи 298 не вправе самостоятельно распоряжаться указанным зданием; доказательства договор, что институт в соответствии с уставом предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность по сдаче в аренду имущества собственника, прокурором не представлены; пунктом 2.3 устава института данному учреждению предоставлено право осуществлять самостоятельную приносящую доход предпринимательскую деятельность; перечень видов деятельности, которые относятся к предпринимательской деятельности образовательного учреждения, установлен в пункте 2 статьи 47 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 «Об образовании»; в первоначальной редакции закон относил к предпринимательской деятельности образовательного учреждения сдачу в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения, однако в момент заключения договора аренды от 21.12.2006 N 8549 пункт 2 статьи 47 данного закона действовал уже в другой редакции; сдача в аренду имущества, закрепленного за институтом на праве оперативного управления, как один из видов деятельности института, в этом перечне не указана; необоснованна ссылка прокурора на нормы пункта 11 статьи 39 Закона об образовании и пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», согласно которым образовательные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, поскольку с учетом норм статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные учреждения могут сдавать в аренду лишь то имущество, которое находится в их самостоятельном распоряжении, то есть приобретенное за счет доходов, полученных от разрешенной уставом приносящей доход деятельности и учитываемое на отдельном балансе; здание по ул. Ленинградская 7а в г. Норильске было закреплено за институтом собственником, не является имуществом, поступившим в самостоятельное распоряжение института; право оперативного управления института нарушено не было, так как институт при заключении договора аренды от 25.08.2006 N 8425 выразил согласие на его заключение на условиях, предусмотренных договором, участвуя в нем в качестве балансодержателя; договор аренды следует рассматривать как договор аренды в пользу третьего лица; для доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в частности средств от арендной платы, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен иной, отличный от общего, установленного статьей 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок; статьи 41, 42, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации относят доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации; в пункте 2.3 договора аренды от 25.08.2006 N 8425 в соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации правомерно указан счет, открытый в управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, поскольку согласно данное статье доходы, являющиеся источниками формирования бюджетной системы Российской Федерации зачисляются на счета органов Федерального казначейства; согласно пункту 2 статьи 37 Закона «Красноярского края» от 17.01.96 N 8-220 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» арендная плата за пользование объектами краевой собственности зачисляется в краевой бюджет; статьей 5 закона Красноярского края от 07.12.2007 N 9-939 «О краевом бюджете на 2008 год» утвержден перечень доходов краевого бюджета на 2008 год согласно приложению 4 к данному закону, в соответствии со строкой 92 которого доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении образовательных учреждений, также отнесены к доходам краевого бюджета.

От Краевого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Норильский межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» поступил отзыв на иск, в котором институт сообщает следующее: позиция Прокурора Красноярского края является заслуживающей внимания, вместе с тем институт - государственное образовательное учреждение, учредителем которого является агентство образования администрации Красноярского края; собственником здания является Красноярский край в лице Агентства; учитывая данное обстоятельство, а также положение статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, институт не возражает против заключения двухстороннего договора между собственником и арендаторами напрямую без нашего участия; администрация института обращалась с письмами в агентство о управлению краевым имуществом с предложением принять в казну каря неиспользуемые в образовательном процессе площади (письма N 314/2, 401); рассмотрение дела институт оставляет на усмотрение арбитражного суда.

От ФГОУ ВПО «Московский государственный институт культуры и искусств» представил отзыв на иск, в котором считает исковые требования необоснованными, сообщает, что на момент сдачи помещений в аренду они не использовались институтом.

Департаментом финансов администрации Красноярского края представлен отзыв на иск, в котором третье лицо сообщает следующее: гражданским законодательством установлено первоочередное право собственника имущества сдавать в аренду имущество; законодательство Российской Федерации не содержит норм, запрещающих или ограничивающих данное право собственника, а лишь предусматривает дополнительное условие о том, кто может выступать арендодателем имущества; в пункте 11 статьи 39 Федерального закона «Об образовании» не указано, в отношении какого имущества учреждение может выступать арендодателем, в связи с этим третье лицо полагает, что с учетом пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации право учреждения на сдачу имущества в аренду относится к тому имуществу, которое находится в его самостоятельном распоряжении, приобретено за счет доходов полученных от разрешенной уставом учреждения приносящей доходы деятельности и учитываемых на отдельном балансе; здание не является имуществом, поступившим в самостоятельное распоряжение учреждения; ссылка Прокурора Красноярского края на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 о том, что собственник передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения в данном случае несостоятельна, поскольку в рассматриваемых отношениях факт заключения собственником спорного договора в качестве арендодателя наряду с балансодержателем (учреждением) и включение в него условий о перечислении арендной платы в краевой бюджет само по себе не свидетельствует о нарушении прав учреждения, а подтверждает лишь согласие собственника на совершение указанной сделки; статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип определения полноты отражения доходов и расходов, означающий что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; согласно статьями 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности относятся к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и учитываются в доходах соответствующего бюджета в размере 100 %; из статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-Ф3 исключена часть 2, согласно которой предусматривался порядок учета доходов бюджетного учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов на эти доходы в полном объеме учитывался в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражается в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг; согласно пунктам 10,11 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от приносящей доход деятельности, порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации образования, устанавливается законом субъекта Российской Федерации; в соответствии со статьей 5 закона Красноярского края от 07.12.2007 N 3-939 «О краевом бюджете на 2008 год» утвержден перечень доходов краевого бюджета на 2008 год, согласно которому по строке 92 отражаются доходы от сдачи имущества в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении образовательных учреждений, которые отнесены к доходам краевого бюджета; положения статьи 4 Закона Красноярского края «О краевом бюджете на 2008 год» в данном случае неприменимы, поскольку в данном случае имеются ввиду доходы от оказанных учреждением платных услуг, которые отдельно выделяются в статье 42 БК Российской Федерации; следовательно доходы от сдачи в аренду имущества краевой собственности поступают в доход бюджета, в дальнейшем полученные суммы не поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, на праве оперативного управления которого находится сдаваемое в аренду недвижимое имущество; в соответствии со статьей 37 закона Красноярского края от 17.01.96 N 8-220 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» договор аренды государственного имущества края заключается основным уполномоченным органом по управлению государственной собственностью края, ставки арендной платы устанавливаются Советом администрации края, арендная плата зачисляется в краевой бюджет; при заключении договоров аренды объектов краевой собственности, в которых в качестве арендодателя выступает агентством, используются примерные образцы договоров, разрабатываемые Советом администрации края; в рассматриваемой статье выделены только учреждения театра и филармонии, при сдаче в аренду недвижимого имущества которых арендные платежи остаются в распоряжении последних и направляются исключительно на укрепление их материально-технической базы; поступление и расходование указанных средств предусматривается законом Красноярского края о бюджете на соответствующий год и сметами бюджетного финансирования соответствующих театров и филармоний; следовательно, в силу данного краевого закона арендная плата от использования краевого имущества не является доходами лица, за которым такое имущество закреплено на праве оперативного управления.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству о регистрации права от 22.11.2006 за Краевым образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Норильский институт повышения квалификации» (далее - институт) зарегистрировано на праве оперативного управления здание общей площадью 3 764,70 кв.м. по адресу г. Норильск, ул. Ленинградская, 7-А.

Право собственности Красноярского края на указанное здание зарегистрировано в ЕГРП 01.06.2005.

Письмом от 14.11.2006 ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» обратился к Агентству по управлению краевым имуществом с просьбой о заключении договора аренды на 5 лет на помещения общей площадью 1 029,22 кв.м. в здании по адресу г. Норильск, ул. Ленинградская, 7а для ведения образовательного процесса.

Норильским межотраслевым институтом повышения квалификации и профессиональной подготовки руководителю Агентства сообщено письмом от 08.12.2006 N 289 о том, что институт не возражает против заключения договора аренды данных помещений.

Между Агентством по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края (арендодатель), КГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Норильский межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» (организация) и ГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» (арендатор) заключен договор аренды N 8549 от 21.12.2006, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду комнаты N 1-4, 6, 7, 13-15 общей площадью 263,12 кв.м. на втором этаже, комнаты N 1-24 общей площадью 766,10 кв.м. на пятом этаже в здании краевой собственности по адресу г. Норильск, ул. Ленинградская, 7а для организации учебного процесса. Комнаты NN 17, 45, 46 используются на почасовой основе. Вид деятельности арендатора - высшее профессиональное образование (пункт 1.1 договора).

Срок действия договора устанавливается с 21.12.2006 по 01.06.2007 (пункт 1.2 договора).

Размер арендной платы определен в пункте 2.1 договора.

Пунктом 2.3 договора определено, что арендная плата вносится ежемесячно, не позднее 10-го числа оплачиваемого месяца на счет в ГРКЦ НУ Банка России по Красноярскому краю, получатель: Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю (Агентство по управлению краевым имуществом администрации края).

По акту приема-передачи от 21.12.2006 помещения переданы арендатору.

К договору прилагается план-схема арендуемых помещений.

Перед заключением договора учредителем института произведена экспертная оценка последствий заключения договора аренды (заключение от 20.12.2006).

Дополнительным соглашением N 1 от 04.06.2007 к договору аренды стороны установили срок действия договора с 01.06.2007 до 01.06.2012.

Дополнительное соглашение с договором аренды зарегистрировано в ЕГРП 26.20.2007.

Прокурор Красноярского края полагает договор аренды N 8549 от 21.12.2006 недействительным (ничтожным) по следующим основаниям:

- агентство по управлению краевым имуществом администрации края, заключив договор аренды N 8549 от 21.12.2006, распорядилось имуществом, находящемся в оперативном управлении учреждения, без предварительного изъятия его в порядке и на основаниях, установленных законом (пункт 1 статьи 296, пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что согласно пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Кодекса. При этом собственник имущества может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения;

- с согласия собственника учреждением передается в арендной пользование имуществом только в определенных случаях: в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников или посетителей) и рационального использования такого имущества;

- статьей 39 Закона Российской Федерации «Об образовании» прямо закреплено право образовательного учреждения выступать в качестве арендодателя имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, соответственно, доходы от сдачи указанного имущества в аренду должно получать образовательное учреждение;

- в силу прямого указания закона и устава институт вправе самостоятельно сдавать в аренду находящееся у него на праве оперативного управления имущество;

- по смыслу пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе распорядиться по своему усмотрению имуществом учреждения только после изъятия его из оперативного управления последнего, как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению;

- о нарушении права оперативного управления образовательного учреждения свидетельствует незаконное перечисление в соответствии с приведенным пунктом 2.3 договора арендных платежей на счет собственника имущества, а не института;

- пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе;

- тот факт, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бюджетной классификацией отнесены к доходам бюджета, не меняет их гражданско-правового характера как доходов, полученных от осуществления предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. В отличие от Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 1) Гражданского кодекса Российской Федерации не регулирует правоотношения, возникающие в процессе формирования доходов бюджета, однако определяет юридическую судьбу (принадлежность) этих доходов;

- Бюджетный кодекс Российской Федерации в редакции, действовавшей в период заключения спорного договора не содержал требований о зачислении в краевой бюджет доходов бюджетных учреждений, полученных ими от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не обязывал после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитывать их в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и в доходах соответствующего бюджета как доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (пункт 2 ст. 42 БК РФ);

- в соответствии с п.п.2 п. 11 Федерального закона от 26.04.2007 N63-Ф3 (в редакции от 01.12.2007) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации ...» порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям) культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

- статьей 4 Закона Красноярского края от 07.12.2007 N3-939 «О краевом бюджете на 2008 год» установлено, что средства в валюте Российской Федерации, полученные краевыми бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в казначействе администрации Красноярского края (территориальных органах казначейства администрации края), и расходуются краевыми бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями средств краевого бюджета в установленном департаментом финансов администрации Красноярского края порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств краевого бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено федеральными законами.