• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2008 года Дело N А33-2730/2008



г. Красноярск

Судья арбитражного суда Красноярского края И.В. Шишкина

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального образования Кежемский район в лице Управления имущественных отношений администрации Кежемского района Красноярского к

рая,

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, г. Красноярск,

заинтересованные лица:

Фавстрицкая Елена Федоровна, г. Кодинск,

Общество с ограниченной ответственностью «Энергосервис Плюс», г. Кодинск,

о признании недействительным отказа в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Ляпина О.А. - представитель по доверенности от 10.01.2008,

протокол настоящего судебного заседания вела судья И.В. Шишкина.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 16.06.2008, в полном объеме решение изготовлено 18.06.2008.

установил:

Муниципальное образование Кежемский район в лице Управления имущественных отношений администрации Кежемского района Красноярского края обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в лице Кежемского отдела о признании незаконным отказа Управления ФРС по Красноярскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности исх. N 17.003/2007-443 от 24.11.2007.

Определением от 03.04.2004 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное заседание на 04.05.2008.

Определением от 04.05.2008 назначено судебное разбирательство 03.06.2008, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены гр. Фавстрицкая Елена Федоровна, общество с ограниченной ответственностью «Энергосервис Плюс».

Определением от 03.06.2008 судебное разбирательство отложено на 16.06.2008.

Истец и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором иск не признал по следующим основаниям: в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права собственности муниципального образования Кежемский район была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Кежемского района N 311 от 09.10.2007, согласно которой помещение N 148, 1988 года постройки, общей площадью 18.2 кв.м. по адресу г. Кодинск, ул. Колесничеснко, 4-А включено в реестр муниципальной собственности в 1992 году; согласно выписки из ЕГРОКС данное помещение является бывшим вспомогательным помещением жилого дома, находится на первом этаже многоквартирного жилого дома; согласно письма Кежемского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю от 23.10.2007 нежилое помещение N 148 общей площадью 18,2 кв.м. по указанному адресу на момент ввода жилого дома в эксплуатацию являлось колясочной (местом общего пользования многоквартирного жилого дома); поскольку согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации данное помещение принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в жилом доме, Управлением ФРС по краю было отказано истцу в регистрации права муниципальной собственности.

От ООО «Энергосервис Плюс» проступил отзыв на иск, в котором данное общество полагает исковые требования необоснованными по следующим основаниям: согласно технического паспорт по многоквартирному жилому дому по ул. Колесниченко, 4а в г. Кодинске, помещение N 148 является техническим помещением; по решению собственников многоквартирного дома при проведении общего собрания собственников от 29.08.2007 (протокол N 1) помещение N 148 включено в состав общего имущества и соответственно затраты на его содержание были определены с учетом данного помещения; муниципальное образование Кежемский район принимало участие в голосовании по данному вопросу; вопрос об уменьшении размера общего имущества всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на данном собрании не решался.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

12.10.2007 в Кежемский отдел Управления ФРС по Красноярскому краю обратилось муниципальное образование Кежемский район с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение N 148 по адресу г. Кодинск, ул. Колесниченко, 4-А.

В подтверждение права муниципальной собственности заявителем была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Кежемского района N 311 от 09.10.2007.

В качестве документа, содержащего описание объекта представлена выписка из ЕГРОКС от 02.10.2007 Кежемского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю.

Сообщением об отказе в государственной регистрации N 17/003/2007-443 от 24.11.2007 Управление ФРС по Красноярскому краю отказало заявителю в регистрации права муниципальной собственности на указанный объект.

Основания к отказу в регистрации права муниципальной собственности в сообщении названы следующие:

- в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права собственности муниципального образования Кежемский район была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Кежемского района N 311 от 09.10.2007, согласно которой помещение N 148, 1988 года постройки, общей площадью 18.2 кв.м. по адресу г. Кодинск, ул. Колесничеснко, 4-А включено в реестр муниципальной собственности в 1992 году;

- согласно выписки из ЕГРОКС по состоянию на 18.09.2007 данное помещение является бывшим вспомогательным помещением жилого дома, находится на первом этаже многоквартирного жилого дома;

- согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры;

- согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме);

- согласно ответа на запрос регистрирующего органа в эксплуатирующую жилой дом организацию - ООО «Энергосервис Плюс» от 23.10.2007, нежилое помещение N 148 по адресу г. Кодинск, ул. Колесниченко 4а является объектом общего имущества жилого дома;

- из письма Кежемского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю от 23.10.2007 нежилое помещение N 148 общей площадью 18,2 кв.м. по указанному адресу на момент ввода жилого дома в эксплуатацию являлось колясочной (местом общего пользования многоквартирного жилого дома);

- поскольку согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации данное помещение принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в жилом доме, Управлением ФРС по краю было отказано истцу в регистрации права муниципальной собственности на основании абзацев 3,8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, поскольку с заявлением о регистрации права обратилось ненадлежащее лицо. Полагая данный отказ в регистрации права муниципальной собственности незаконным и нарушающим права муниципального образования Кежемский район, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа незаконным.

В обоснование заявления истец ссылается на то, что объект был внесен в реестр муниципальной собственности в 1992 году в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (государственный акт на право муниципальной собственности А-1 N 56; исходя из содержания статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации помещение N 148 не является общим помещением многоквартирного жилого дома, в котором оно расположено, у данного помещения в настоящее время иная цель использования - в помещении расположен офис; права на недвижимое имущество. возникшее до момента вступления в силу закона о регистрации, признаются юридически действительными и при отсутствии их регистрации.

Оценив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее Закон).

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно ст.13 Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

В силу статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям. установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно статье 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219, в документах должно быть описание объекта недвижимости: адрес (местоположение), вид (название) объекта, площадь, назначение, этажность для отдельно стоящих зданий и домов, этаж и номер помещения или квартиры. Государственная регистрация не может быть произведена на основании документов, не содержащих вид регистрируемого права.

В соответствии с абзацами 3.8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, в качестве документа подтверждающего право муниципальной собственности на нежилое помещение N 148 в жилом доме по ул. Колесниченко 4А в г. Кодинске заявителем в Управление ФРС по Красноярскому краю Кежемский отдел была представлена выписка из реестра муниципальной собственности N 311 от 09.10.2007, с датой включения в реестр муниципальной собственности в 1992 году. Основание для внесения данного объекта в реестр муниципальной собственности в выписке не обозначено.

Государственный акт на право муниципальной собственности в Управление ФРС истцом не представлялся. Кроме того, в государственном акте отсутствует сведения о передаваемых объектах. Какие-либо приложения к данному акту заявителем в Управление ФРС по Красноярскому краю Кежемский отдел также не были представлны (акты приема-передачи, решения уполномоченных органов края, муниципального образования).

По запросу арбитражного суда из Кежемского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю было представлено в полном объеме инвентарное дело на жилой дом по адресу г. Кодинск, ул. Колесниченко, 4-А.

Согласно содержащегося в данном инвентарном деле документов, по акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов от 30.03.88 принят в эксплуатацию жилой дом N 306 в г. Кодинске Кежемского района, состоящий из 9 этажей (4 подъезда, 135 квартир), общей площадью 8 269,3 кв.м., в том числе полезной площадью 5 099,3 кв.м. В акте отражено, что площадь встроенных помещений отсутствует.

В данном акте не отражено наличие в жилом доме встроенных помещений либо помещений, предназначенных для целей, не связанных с обслуживанием жилого дома.

Согласно составленного в 1989 г. по результатам первичной инвентаризации в БТИ технического паспорта данного жилого дома, помещение N 148, на 1 этаже в 4 подъезде (ранее комната N 4 в составе общего имущества на 1 этаже в 4 подъезде) являлось колясочной площадью 16,6 кв.м. При этом данное помещение не состояло из каких-либо комнат. Данное помещение находилось в составе помещений общего пользования 1 этажа подъезда N 4 (тамбура, лестничной площадки, коридора, электрощитовой, камеры мусоросборника).

В материалы дела представлена выписка из ЕГРОКС от 02.10.2007, составленная Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю по заявке истца, из которой следует, что помещение N 148 площадью 18.2 кв.м. является нежилым помещением, состоит из коридора, туалета, торгового зала, тамбура.

Доказательства правомерности внесения вышеуказанных изменений в помещение N 148 (ранее N 4) в отношении целевого назначения колясочной, ее перепланировки, до 1992 года либо после истцом также не были представлены в регистрирующий орган.

Статья 289 Гражданского кодекса Российской Федерации наделяет собственника квартиры (квартир) в многоквартирном доме правом на долю в праве собственности на общее имущество дома в силу закона.

Согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры;

Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме);

Из приведенных норм в их связи со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вместе с приобретением права собственности на квартиры в многоквартирном доме собственник этого имущества приобретает право общей собственности на помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

Документы о том, что помещение N 148 строилось в составе жилого дома с иной целью - не для нужд собственником квартир (колясочная), а для иных целей, в связи с чем не может быть отнесено к местам общего пользования, истцом на регистрацию права не представлялись.

Фактическое использование данного помещения для размещения офиса не меняет его изначального назначения на момент ввода жилого дома в эксплуатацию.

Как следует из представленной Управлением ФРС по Красноярскому краю информации, по состоянию на 16.06.2008 в ЕГРП зарегистрировано на праве собственности (за физическими и юридическими лицами) 71 квартира (жилых помещений) в многоквартирном доме по адресу г. Кодинск, ул. Колесниченко, 4а.

Следовательно, часть граждан приобрела право собственности на квартиры в соответствии с законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 года. Согласно части 4 статьи 3 данного Закона собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Статья 8 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 N 4218-1 также относила помещения, предназначенные для облуживания более одного домовладельца, к общей домовой собственности домовладельцев.

При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта того, что помещение N 148 являвшееся на момент ввода жилого дома в эксплуатацию колясочной не относилось к местам общего пользования, которые в силу закона являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Колесниченко 4А в г. Кодинске.

Доводы истца о том, что право собственности на помещение N 148 возникло у муниципального образования Кежемский район на основании приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на муниципальную собственность подлежит отклонению.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав
» при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестры государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 в указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Согласно Приложению N 3 к объектам государственной собственности, расположенных на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов относятся, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 6 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Целевое назначение помещения N 148 (ранее помещение N 4) в момент сдачи жилого дома в эксплуатацию построенного как социально-культурного, торгового или бытового назначения, а также нахождение его в ведении местной администрации материалами дела не подтверждено.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что основания для признания отказа Управления ФРС по Красноярскому краю N 17/003/2007-443 от 24.11.2007 в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение N 148 по адресу г. Кодинск, ул. Колесниченко, 4а отсутствуют, в удовлетворении заявления следует отказать.

При этом суд учитывает, что рассмотрение заявлений об оспаривании отказа в государственной регистрации предполагает оценку обоснованности отказа исходя из того объема документов, которые были представлны заявителем на государственную регистрацию права.

Государственная пошлина по иску относится на истца согласно правил статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.



Судья

Шишкина И.В.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-2730/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 18 июня 2008

Поиск в тексте