АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2008 года Дело N А33-2730/2008



г. Красноярск

Судья арбитражного суда Красноярского края И.В. Шишкина

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального образования Кежемский район в лице Управления имущественных отношений администрации Кежемского района Красноярского к

рая,

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, г. Красноярск,

заинтересованные лица:

Фавстрицкая Елена Федоровна, г. Кодинск,

Общество с ограниченной ответственностью «Энергосервис Плюс», г. Кодинск,

о признании недействительным отказа в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Ляпина О.А. - представитель по доверенности от 10.01.2008,

протокол настоящего судебного заседания вела судья И.В. Шишкина.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 16.06.2008, в полном объеме решение изготовлено 18.06.2008.

установил:

Муниципальное образование Кежемский район в лице Управления имущественных отношений администрации Кежемского района Красноярского края обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в лице Кежемского отдела о признании незаконным отказа Управления ФРС по Красноярскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности исх. N 17.003/2007-443 от 24.11.2007.

Определением от 03.04.2004 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, назначено предварительное судебное заседание на 04.05.2008.

Определением от 04.05.2008 назначено судебное разбирательство 03.06.2008, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены гр. Фавстрицкая Елена Федоровна, общество с ограниченной ответственностью «Энергосервис Плюс».

Определением от 03.06.2008 судебное разбирательство отложено на 16.06.2008.

Истец и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором иск не признал по следующим основаниям: в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права собственности муниципального образования Кежемский район была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Кежемского района N 311 от 09.10.2007, согласно которой помещение N 148, 1988 года постройки, общей площадью 18.2 кв.м. по адресу г. Кодинск, ул. Колесничеснко, 4-А включено в реестр муниципальной собственности в 1992 году; согласно выписки из ЕГРОКС данное помещение является бывшим вспомогательным помещением жилого дома, находится на первом этаже многоквартирного жилого дома; согласно письма Кежемского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю от 23.10.2007 нежилое помещение N 148 общей площадью 18,2 кв.м. по указанному адресу на момент ввода жилого дома в эксплуатацию являлось колясочной (местом общего пользования многоквартирного жилого дома); поскольку согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации данное помещение принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в жилом доме, Управлением ФРС по краю было отказано истцу в регистрации права муниципальной собственности.

От ООО «Энергосервис Плюс» проступил отзыв на иск, в котором данное общество полагает исковые требования необоснованными по следующим основаниям: согласно технического паспорт по многоквартирному жилому дому по ул. Колесниченко, 4а в г. Кодинске, помещение N 148 является техническим помещением; по решению собственников многоквартирного дома при проведении общего собрания собственников от 29.08.2007 (протокол N 1) помещение N 148 включено в состав общего имущества и соответственно затраты на его содержание были определены с учетом данного помещения; муниципальное образование Кежемский район принимало участие в голосовании по данному вопросу; вопрос об уменьшении размера общего имущества всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на данном собрании не решался.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

12.10.2007 в Кежемский отдел Управления ФРС по Красноярскому краю обратилось муниципальное образование Кежемский район с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение N 148 по адресу г. Кодинск, ул. Колесниченко, 4-А.

В подтверждение права муниципальной собственности заявителем была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Кежемского района N 311 от 09.10.2007.

В качестве документа, содержащего описание объекта представлена выписка из ЕГРОКС от 02.10.2007 Кежемского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю.

Сообщением об отказе в государственной регистрации N 17/003/2007-443 от 24.11.2007 Управление ФРС по Красноярскому краю отказало заявителю в регистрации права муниципальной собственности на указанный объект.

Основания к отказу в регистрации права муниципальной собственности в сообщении названы следующие:

- в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права собственности муниципального образования Кежемский район была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Кежемского района N 311 от 09.10.2007, согласно которой помещение N 148, 1988 года постройки, общей площадью 18.2 кв.м. по адресу г. Кодинск, ул. Колесничеснко, 4-А включено в реестр муниципальной собственности в 1992 году;

- согласно выписки из ЕГРОКС по состоянию на 18.09.2007 данное помещение является бывшим вспомогательным помещением жилого дома, находится на первом этаже многоквартирного жилого дома;

- согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры;

- согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме);

- согласно ответа на запрос регистрирующего органа в эксплуатирующую жилой дом организацию - ООО «Энергосервис Плюс» от 23.10.2007, нежилое помещение N 148 по адресу г. Кодинск, ул. Колесниченко 4а является объектом общего имущества жилого дома;

- из письма Кежемского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю от 23.10.2007 нежилое помещение N 148 общей площадью 18,2 кв.м. по указанному адресу на момент ввода жилого дома в эксплуатацию являлось колясочной (местом общего пользования многоквартирного жилого дома);

- поскольку согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации данное помещение принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в жилом доме, Управлением ФРС по краю было отказано истцу в регистрации права муниципальной собственности на основании абзацев 3,8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, поскольку с заявлением о регистрации права обратилось ненадлежащее лицо. Полагая данный отказ в регистрации права муниципальной собственности незаконным и нарушающим права муниципального образования Кежемский район, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа незаконным.

В обоснование заявления истец ссылается на то, что объект был внесен в реестр муниципальной собственности в 1992 году в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (государственный акт на право муниципальной собственности А-1 N 56; исходя из содержания статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации помещение N 148 не является общим помещением многоквартирного жилого дома, в котором оно расположено, у данного помещения в настоящее время иная цель использования - в помещении расположен офис; права на недвижимое имущество. возникшее до момента вступления в силу закона о регистрации, признаются юридически действительными и при отсутствии их регистрации.

Оценив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее Закон).

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно ст.13 Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

В силу статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям. установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно статье 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219, в документах должно быть описание объекта недвижимости: адрес (местоположение), вид (название) объекта, площадь, назначение, этажность для отдельно стоящих зданий и домов, этаж и номер помещения или квартиры. Государственная регистрация не может быть произведена на основании документов, не содержащих вид регистрируемого права.

В соответствии с абзацами 3.8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, в качестве документа подтверждающего право муниципальной собственности на нежилое помещение N 148 в жилом доме по ул. Колесниченко 4А в г. Кодинске заявителем в Управление ФРС по Красноярскому краю Кежемский отдел была представлена выписка из реестра муниципальной собственности N 311 от 09.10.2007, с датой включения в реестр муниципальной собственности в 1992 году. Основание для внесения данного объекта в реестр муниципальной собственности в выписке не обозначено.

Государственный акт на право муниципальной собственности в Управление ФРС истцом не представлялся. Кроме того, в государственном акте отсутствует сведения о передаваемых объектах. Какие-либо приложения к данному акту заявителем в Управление ФРС по Красноярскому краю Кежемский отдел также не были представлны (акты приема-передачи, решения уполномоченных органов края, муниципального образования).

По запросу арбитражного суда из Кежемского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю было представлено в полном объеме инвентарное дело на жилой дом по адресу г. Кодинск, ул. Колесниченко, 4-А.

Согласно содержащегося в данном инвентарном деле документов, по акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов от 30.03.88 принят в эксплуатацию жилой дом N 306 в г. Кодинске Кежемского района, состоящий из 9 этажей (4 подъезда, 135 квартир), общей площадью 8 269,3 кв.м., в том числе полезной площадью 5 099,3 кв.м. В акте отражено, что площадь встроенных помещений отсутствует.

В данном акте не отражено наличие в жилом доме встроенных помещений либо помещений, предназначенных для целей, не связанных с обслуживанием жилого дома.

Согласно составленного в 1989 г. по результатам первичной инвентаризации в БТИ технического паспорта данного жилого дома, помещение N 148, на 1 этаже в 4 подъезде (ранее комната N 4 в составе общего имущества на 1 этаже в 4 подъезде) являлось колясочной площадью 16,6 кв.м. При этом данное помещение не состояло из каких-либо комнат. Данное помещение находилось в составе помещений общего пользования 1 этажа подъезда N 4 (тамбура, лестничной площадки, коридора, электрощитовой, камеры мусоросборника).

В материалы дела представлена выписка из ЕГРОКС от 02.10.2007, составленная Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю по заявке истца, из которой следует, что помещение N 148 площадью 18.2 кв.м. является нежилым помещением, состоит из коридора, туалета, торгового зала, тамбура.

Доказательства правомерности внесения вышеуказанных изменений в помещение N 148 (ранее N 4) в отношении целевого назначения колясочной, ее перепланировки, до 1992 года либо после истцом также не были представлены в регистрирующий орган.

Статья 289 Гражданского кодекса Российской Федерации наделяет собственника квартиры (квартир) в многоквартирном доме правом на долю в праве собственности на общее имущество дома в силу закона.

Согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры;

Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме);

Из приведенных норм в их связи со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вместе с приобретением права собственности на квартиры в многоквартирном доме собственник этого имущества приобретает право общей собственности на помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

Документы о том, что помещение N 148 строилось в составе жилого дома с иной целью - не для нужд собственником квартир (колясочная), а для иных целей, в связи с чем не может быть отнесено к местам общего пользования, истцом на регистрацию права не представлялись.

Фактическое использование данного помещения для размещения офиса не меняет его изначального назначения на момент ввода жилого дома в эксплуатацию.

Как следует из представленной Управлением ФРС по Красноярскому краю информации, по состоянию на 16.06.2008 в ЕГРП зарегистрировано на праве собственности (за физическими и юридическими лицами) 71 квартира (жилых помещений) в многоквартирном доме по адресу г. Кодинск, ул. Колесниченко, 4а.

Следовательно, часть граждан приобрела право собственности на квартиры в соответствии с законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 года. Согласно части 4 статьи 3 данного Закона собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Статья 8 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 N 4218-1 также относила помещения, предназначенные для облуживания более одного домовладельца, к общей домовой собственности домовладельцев.

При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта того, что помещение N 148 являвшееся на момент ввода жилого дома в эксплуатацию колясочной не относилось к местам общего пользования, которые в силу закона являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Колесниченко 4А в г. Кодинске.

Доводы истца о том, что право собственности на помещение N 148 возникло у муниципального образования Кежемский район на основании приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на муниципальную собственность подлежит отклонению.

     В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав
» при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестры государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.