АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2008 года Дело N А33-4597/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Мыглан Л.А., рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога, г. Красноя

рск,

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск», г. Красноярск,

о взыскании 1 065 800 руб. штрафа,

В судебном заседании участвовали: Субботина Ю.В., представитель истца по доверенности от 14.11.2006, Борзенко Е.В., представитель ответчика по доверенности N 5222 от 23.03.2007.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Л.А. Мыглан.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании «17» июня 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «24» июня 2008 года.

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» о взыскании 1 065 800 руб. штрафа за задержку вагонов.

Определением от 21.04.2008 исковое заявление принято к производству Арбитражного суд Красноярского края, назначено предварительное судебное заседание на 20.05.2008.

Определением от 20.05.2008 судебное разбирательство по делу назначено на 17.06.2008.

В ходе судебного заседания представитель истца изложил требования, указанные в исковом заявлении.

Открытое акционерное общество «РУСАЛ Красноярск» представило отзыв на исковое заявление и просит на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить размер штрафа, ввиду явной несоразсерности заявленной суммы штрафа последствиям нарушения обязательств.

Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о следующем:

28.10.2002 определением Арбитражного судом Красноярского края по делу N А33-7518/02-с1 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым, между Федеральным государственным унитарным предприятием «Красноярская железная дорога» (дорога) и открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) заключен договор N 5 от 20.09.2000 на обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного подъездного пути, примыкающего через стрелку N 23 к третьему пути ст. Красноярск - Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца на следующих условиях:

В соответствии с параграфом 3 договора N 5 от 20.09.2000 сдаваемые на подъездной путь открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс» вагоны убираются с 3 или 7 приемо-отправочных путей ст. Красноярск-Северный локомотивом ветвевладельца. Возвращаемые с подъездного пути владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на 3 и 7 приемо-отправочные пути ст. Красноярск-Северный. Передача вагонов на подъездной путь и возврат их с подъездного пути оформляется натурным листом, составленным сдающей стороной и подписываемым уполномоченными представителями дороги и владельца, с указанием времени передачи.

В параграфе 7 договора N 5 от 20.09.2000 установлено технологическое время на обработку поданных вагонов - 24, 3 часа.

Согласно параграфу 10 договора N 5 от 20.09.2000 при наличии у открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс» доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций подаются вагоны контрагентам владельца согласно перечню - приложение N 1 к договору.

В перечне предприятий, обслуживаемых открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс», являющемся приложением N 1 к договору N 5 от 20.09.2000, указано открытое акционерное общество «Красноярский алюминиевый завод».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и утвержден его устав, в соответствии с которым Красноярская железная дорога является филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является правопреемником федерального государственного унитарного предприятия «Красноярская железная дорога».

26.02.2004 между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (перевозчик), открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) и открытым акционерным обществом «Красноярский алюминиевый завод» (контрагент) подписано соглашение N Т-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.

В пункте 1 соглашения N Т-3/71 от 26.02.2004 стороны предусмотрели, что контрагент оплачивает перевозчику на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час.

Согласно пункту 4 соглашения N Т-3/71 от 26.02.2004 в оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск-Северный до момента их возвращения на эти же выставочные пути.

В пунктах 5 и 6 соглашения N Т-3/71 от 26.02.2004 определено, что из оплачиваемого времени исключается технологическое время, связанное с подачей-уборкой вагонов к местам погрузки-выгрузки грузов и время на операции, относящиеся к начально-конечным, которое согласно договору на эксплуатацию подъездного пути владельца, составляет для маршрутов с глиноземом 3 часа, для прочих грузов- 6 часов.

Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом.

Согласно памяток приемосдатчика на подачу/уборку вагонов N 2623, 2649, 2653, 2658, 2669, 2712, 2743, 2744, 2787, 2797, 2663, 2699, 2799, 2801, 2772, 2774, 2860, 2873 вагоны N62640784, 65908584, 66252412, 67334516, 65592487, 24513715, 28021079, 66307950, 66342387, 68304120, 65573065, 66338949, 66298050, 67245365, 67110387, 62352182, 61887873, 60339124, 68084334, 68269752, 60940475, 66491432, 95052817, 95439972, 95191235, 95590550, 90230285, 90284134, 90222365, 90224643, 90228511, 90255936, 90247032, 90232380, 95738506, 95092656, 95507828, 95659553, 95189551, 24328536, 26919290, 28338598, 22516488, 24644676, 24402604, 26692491, 24508350, 28321990, 26578195, 60205721, 60831138, 60253580, 66929605, 67687814, 63741680, 67010165, 60154499, 62743380, 95279212, 90277054, 95809661, 95766317, 95515029, 95266920, 95275020, 67145516, 68611326, 65591885, 66525981, 67699355, 65453789 находились у открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярск» свыше сроков, установленных соглашением и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярской железной дороги составлены ведомости подачи и уборки вагонов N 000348, 000349, 000360 на основании памяток приемосдатчика на подачу/уборку вагонов N 2623, 2649, 2653, 2658, 2669, 2712, 2743, 2744, 2787, 2797, 2663, 2699, 2799, 2801, 2772, 2774, 2860, 2873 только в части платы за пользование вагонами. За задержку вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов N 000348, 000349, 000360 начислен штраф в сумме 1 065 800 руб.

В материалы дела представлена доверенность на представителя открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярск» - Вершининой Н.Н.

Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярской железной дороги составлены акты общей формы N 147, 148, 153 об отказе представителя открытого акционерного общества «РУСАЛ Красноярск» от подписи ведомостей N 000348, 000349, 000360 в части суммы начисленного штрафа за задержку вагонов.

Открытое акционерное обществом «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярской железной дороги направило открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» уведомления N 147 от 09.03.2008, N 148 от 09.03.2008, N 153 от 10.03.2008 о начисленной сумме штрафа по ведомостям N 000348, 000349, 000360 в сумме 1 065 800 руб.

Сумма штрафа открытым акционерным обществом «РУСАЛ Красноярск» не уплачена.

Истец, считая свои права нарушенными, обратился в арбитражный суд за взысканием суммы штрафа в размере 1 065 800 руб. за задержку вагонов.

Установив обстоятельства дела, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Красноярского края пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В качестве документов, направленных на возникновение прав и обязанностей представлен договор N 5 от 20.09.2000.

Между истцом, открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» и ответчиком заключен договор перевозки, правоотношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.

В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрен, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в пункте 3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования - время передачи вагонов на выставочном пути.

Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути. Следовательно, штраф исчисляется не за то время, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем ветвевладельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком.

Представленные в материалы дела памятки приемосдатчика N 2623, 2649, 2653, 2658, 2669, 2712, 2743, 2744, 2787, 2797, 2663, 2699, 2799, 2801, 2772, 2774, 2860,2873 содержат сведения о времени подачи, уборки и нахождения вагонов на путях необщего пользования. Время подачи и уборки, зафиксированные в памятках приемосдатчика, соответствует времени подачи и уборки вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов N 000348, 000349, 000360. Указанные памятки и ведомости подписаны ответчиком без возражений, за исключением начисления штрафа. По факту отказа от подписи представителя ответчика в части начисления штрафа составлены акты общей формы N 147, 148, 153 представленные в материалы дела.

Таким образом, указанными документами подтверждается факт превышения сроков, установленных статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта РФ и договором N 5 от 20.09.2000, то есть факт задержки под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику. Задержка вагонов, принадлежащих перевозчику является основанием для начисления штрафа в соответствии со статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Исходные данные, положенные в расчет размера штрафа, определены в соответствии с учетом положений статей 62, 99, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, договора N 5 и соглашения N Т-3/71 от 26.04.2004.

Всего за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой по ведомостям N 000348, 000349, 000360 истцом начислен штраф в размере 1 065 800 руб.

Статьей 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Истец направил ответчику уведомления N 147 от 09.03.2008, N 148 от 09.03.2008, N153 от 10.03.2008 о начислении суммы штрафа за задержку вагонов. Ответчиком штраф в размере 1 065 800 руб. не оплачен.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нахождения спорных вагонов под грузовыми операциями свыше сроков, определенных частью второй статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, суд пришел к выводу, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 1 065 800 руб. заявлено обоснованно.

В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.

При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

В определении от 21.12.2000 N 263-О Конституционный суд РФ указал, что в части первой статьи 333 Гражданского кодекса РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации.

Критерием для установления несоразмерности размера пени последствиям ненадлежащего исполнения обязательства может быть, в том числе установленный договором процент, чрезмерно высокий по сравнению с установленной Банком России ставкой рефинансирования.

Явная несоразмерность суммы начисленного штрафа за задержку вагона последствиям нарушения обязательства по возврату вагонов по истечению технологического срока оборота вагонов выражается в том, что размер штрафа, установленный Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, является чрезмерно высоким. Кроме того, сумма платы за пользование спорными вагонами, указанными в ведомости подачи и уборки вагонов N2148, 2158 в течение расчетного времени - 59 часов составила 169 405 руб. 40 коп., которая открытым акционерным обществом «РУСАЛ Красноярск» оплачена. При этом в соответствии с постановления ФЭК N35/12 от 19.06.2002 «Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта» (ред. от 07.10.2003, с изм. от 16.12.2004) плата за пользование вагонами за все время нахождения на подъездных путях необщего пользования, указанные в ведомости подачи и уборки вагонов NN 000348, 000349, 000360, составила бы 572 381 руб. 20 коп.

Довод истца о том, что размер штрафа соразмерен с последствиями нарушенного обязательства и значительное снижение размера штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не оправдывает целей, для которых применяется штраф как способ обеспечения обязательств, признан необоснованным, так как штраф, взыскиваемый судом, не является равным сумме платы.

Расходы по государственной пошлине в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика без учета уменьшения суммы иска по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.