АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2008 года Дело N А33-2727/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Петроченко Г.Г.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению муниципального образования Кежемский район в лице Управления имущественных отношений администрации Кежемского района Красноярского края, г. Кодинск Красноярского к

рая

к Управлению Федеральной регистрационной службы Красноярского края г. Красноярск в лице Кежемского отдела Управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края, г. Кодинск Красноярского края

о признании незаконным отказа в государственной регистрации.

В судебном заседании участвовали:

от ответчика: Ляпина О.А.- представитель по доверенности N 70-15/139 от 10.01.2008 г.

Протокол настоящего судебного заседания вел судья Петроченко Г.Г.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 19 июня 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 26 июня 2008 года.

Муниципальное образование Кежемский район в лице Управления имущественных отношений администрации Кежемского района Красноярского края, г. Кодинск Красноярского края обратилось с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы Красноярского края г. Красноярск в лице Кежемского отдела Управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края, г. Кодинск Красноярского края о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, ул. Михайлова, д. 12, пом. 122.

Истец в исковом заявлении указал, что обратился с заявлением в Кежемский отдел Управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества и предоставил в качестве документа, устанавливающего наличие права собственности, выписку из Реестра муниципальной собственности Кежемского района, но ответчик в регистрации отказал.

Ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что отказ в государственной регистрации был обоснован, поскольку при государственной регистрации права проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также устанавливается отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации права. При этом, в ходе указанной процедуры, выяснилось, что нежилое помещения является помещением на первом этаже многоквартирного жилого дома, является бывшим вспомогательным помещением - при вводе в эксплуатацию являлось местом общего пользования и обслуживается эксплуатирующей организацией наряду с другими помещениями дома, так как входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Вместе с тем, в ЕРГП внесены записи о праве собственности физических лиц на квартиры, расположенные в указанном доме. Следовательно, по правилам статей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и 36 Жилищного кодекса Российской федерации, заявленное на регистрацию помещение является общим помещением многоквартирного жилого дома и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир в данном доме, что свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на завяленный на государственную регистрацию прав объект, что и послужило основанием для отказа в регистрации.

Заявитель с данной позицией не согласился и в дополнении к своему заявлению указал, что право муниципальной собственности возникло у Муниципального образования еще до момента вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», следовательно, Выписка из реестра муниципальной собственности является необходимым документом для государственной регистрации права. Также ответчиком неправильно сделан вывод относительно принадлежности спорного нежилого помещения к месту общего пользования многоквартирного дома, так как этот вывод был основан на сообщениях из эксплуатирующей организации и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». При этом состав общего имущества в многоквартирном доме определяется собственниками помещения в таком доме, а указанные организации собственниками помещений не являются.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя.

При рассмотрении настоящего делу установлены следующие обстоятельства.

11 Октября 2007 года муниципальное образование Кежемский район в лице Управления имущественных отношений администрации Кежемского района Красноярского края обратилось с заявлением в Кежемский отдел Управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края о регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, ул. Михайлова, д. 12, пом. 122 на основании выписки из реестра муниципальной собственности Кежемского района N 312 от 09.10.2007 г. Также была представлена выписка из реестра объектов капитального строительства N 04:224/2007-3174 от 02.10.2007 г., выданная Кежемским отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю.

Согласно сведениям из выписки из реестра муниципальной собственности собственником помещения является муниципальное образование Кежемский район, дата включения объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности - 1992 г., год постройки - 1983 г.

По сведениям из выписки из реестра объектов капитального строительства помещение расположено на первом этаже и являлось бывшим вспомогательным помещением дома.

Иных документов, в том числе распорядительного документа об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, на регистрацию и в материалы дела представлено не было.

Кежемский отдел Управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края направил запрос заявителю и попросил представить распорядительный документ соответствующего органа государственной власти об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, оформленного в соответствии с требованиями Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 г. N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».

На данный запрос администрация Кежемского района пояснила, что согласно указанному Постановлению N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 вышеназванного Постановления передаются в муниципальную собственность районов, независимо от того, на чьем балансе они находятся. Указом президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов, составляющих муниципальную собственность в соответствии с указанным Приложением N 3. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения, что документом, подтверждающим право муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр муниципальной собственности. Следовательно, для регистрации права муниципальной собственности достаточно представленной выписки из реестра муниципальной собственности.

Также регистрирующим органом были направлены запросы ООО «Энергосервис Плюс» (эксплуатирующая организация) и Кежемскому отделению филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю для получения сведений о том, является ли нежилое помещение N 122 расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, ул. Михайлова, д. 12, общим помещение названного жилого дома, имеются ли в данном помещении инженерные коммуникации или иное оборудование, обслуживающее не только указанное нежилое помещение, но и квартиры, расположенные в названном доме, а также является ли данное нежилое помещение общим помещением (местом общего пользования) многоквартирного жилого дома, в котором оно расположено.

Из ответа ООО «Энергосервис Плюс» следует, что указанное помещение является объектом общего имущества многоквартирного жилого дома.

Кежемское отделение филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю подтвердило, что на момент ввода в эксплуатацию в 1983 г. указанное помещение жилого дома являлось местом общего пользования многоквартирного жилого дома.

По сообщения на запрос суда Кежемский отдел Управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края предоставил информацию о том, что по состоянию на 16.06.2008 г. в ЕГРП зарегистрировано на праве собственности (за физическими и юридическими лицами) 60 квартир (жилых помещений) в многоквартирном доме по адресу г. Кодинск, ул. Михайлова, д. 12.

24 Ноября 2007 года Кежемский отдел Управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края направил заявителю сообщение об отказе в государственной регистрации, которым сообщил, что основании указанных ответов и статей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и 36 Жилищного кодекса Российской федерации на запросы сделал вывод о том, что заявленное на регистрацию помещение является общим помещением многоквартирного жилого дома и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир в данном доме, что свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на завяленный на государственную регистрацию прав объект, в связи с чем принято решение об отказе в регистрации права собственности.

Заявитель данный отказ обжалует и просит признать его незаконным.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

требования муниципального образования Кежемский район в лице Управления имущественных отношений администрации Кежемского района Красноярского края, г. Кодинск Красноярского края к Кежемскому отделу Управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края, г. Кодинск Красноярского края и к Управлению Федеральной регистрационной службы Красноярского края г. Красноярск о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, ул. Михайлова, д. 12, пом. 122 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее Закон).

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно ст.13 Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

В силу статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям. установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно статье 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219, в документах должно быть описание объекта недвижимости: адрес (местоположение), вид (название) объекта, площадь, назначение, этажность для отдельно стоящих зданий и домов, этаж и номер помещения или квартиры. Государственная регистрация не может быть произведена на основании документов, не содержащих вид регистрируемого права.

В соответствии с абзацами 3.8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Документы о том, что спорное помещение строилось в составе жилого дома с иной целью - не для нужд собственником квартир, а для иных целей, в связи с чем не может быть отнесено к местам общего пользования, истцом на регистрацию права не представлялись. Фактическое использование данного помещения для размещения офиса не меняет его изначального назначения на момент ввода жилого дома в эксплуатацию.

Как следует из представленной Управлением ФРС по Красноярскому краю информации, по состоянию на 16.06.2008 в ЕГРП зарегистрировано на праве собственности (за физическими и юридическими лицами) 60 квартир (жилых помещений) в многоквартирном доме по адресу г. Кодинск, ул. Михайлова 12.

Следовательно, часть граждан приобрела право собственности на квартиры в соответствии с законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 года. Согласно части 4 статьи 3 данного Закона собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Статья 8 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 N 4218-1 также относила помещения, предназначенные для облуживания более одного домовладельца, к общей домовой собственности домовладельцев.

При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта того, что спорное помещение являвшееся на момент ввода жилого дома в эксплуатацию колясочной не относилось к местам общего пользования, которые в силу закона являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул.Михайлова 12 в г. Кодинске.

Доводы истца о том, что право собственности на помещение N 122 возникло у муниципального образования Кежемский район на основании приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на муниципальную собственность подлежит отклонению.

     В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»
при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестры государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 в указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Согласно Приложению N 3 к объектам государственной собственности, расположенных на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов относятся, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 6 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Целевое назначение помещения N 122 в момент сдачи жилого дома в эксплуатацию построенного как социально-культурного, торгового или бытового назначения, а также нахождение его в ведении местной администрации материалами дела не подтверждено.

Заявитель просит признать действия государственного органа незаконными.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону или иным нормативным актам, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительными.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом данной нормы, законодатель определил условия, при которых действия органов местного самоуправления могут быть признаны судом незаконными. Это (1) несоответствие указанных действий закону или иным правовым актам и (2) нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц. Только при наличии в совокупности вышеуказанных признаков действия государственного органа могут быть признаны незаконными.

Отношения сторон возникли по поводу регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, следовательно, регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - «Закон»), иными нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие при государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Соответственно, права и обязанности, а также законные и правомерные действия установлены в указанных нормативных актах.

В соответствии со статьей 13 и пунктом 1 статьи 17 Закона, органом, осуществляющим государственную регистрацию при государственной регистрации права проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также устанавливается отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации права. Регистрирующий орган осуществляет проверку юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию.

Как было установлено к заявлению на регистрацию, помимо выписки из реестра муниципальной собственности, был приложен план объекта (выписка из реестра объектов капитального строительства N 04:224/2007-3174 от 02.10.2007 г., выданная Кежемским отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Красноярскому краю), который, в соответствии с пунктом 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 17, пунктом 4 статьи 18 Закона, является обязательным приложением к документам, необходимым для проведения регистрации.