АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 июня 2008 года Дело N А33-5788/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Юрченкова Р. М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога, г. Красноя

рск,

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод», г. Красноярск

о взыскании 1 156 200 руб. 00 коп. штрафа,

при участии в судебном заседании:

от истца: Рожковой И. Е.- представителя по доверенности от 14.11.2006,

от ответчика: Буркацкой Е. О.- представителя по доверенности от 26.09.2007,

протокол настоящего судебного заседания велся судьей Юрченковой Р. М. Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 20.06.2008, в полном объеме решение изготовлено 27.06.2008,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога (ОАО «РЖД» в лице филиала - Красноярская железная дорога) обратилось с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» (ОАО «РУСАЛ Красноярск») о взыскании 1 156 200 руб. 00 коп. штрафа за задержку вагонов по соглашению от 26.02.2004 N Т-3/71.

Определением от 16.05.2008 возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание на 07.06.2008.

Определением от 07.06.2008 назначено судебное разбирательство на 20.06.2008.

В настоящем заседании истец настаивает на иске.

Согласно отзыва ответчика, последний не согласен с размером взыскиваемого истцом штрафа, указал на несоразмерность заявленной суммы последствиям нарушения обязательства, а именно:

- истцом не представлено каких-либо доказательств наличия у него негативных последствий, наступивших в результате нарушения технологических сороков оборота вагонов;

- время для расчета платы за пользование вагонами определяется из расчета 59 часов, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов NN 000539, 000540, 000541, 000553, 000555, 000556, а также соглашением от 26.02.2004 N Т-3/71. Так, сумма платы за пользование оштрафованными вагонами по ведомостям в течение расчетного времени - 59 часов составляет 340 358 руб. 40 коп., которая ОАО «РУСАЛ Красноярск» уплачена, штраф за задержку вагонов по указанным ведомостям составляет 1 156 200 руб. 00 коп., при этом в соответствии с постановлением ФЭК N 35/12 от 19.06.2002 плата за пользование вагонами за все время нахождения на подъездных путях необщего пользования, по указанным ведомостям составила бы 670 782 руб. 00 коп. (в обоснование ответчик представил расчет), оплатив 330 423 руб. 60 коп. платного пользования ответчик фактически возместил бы понесенные убытки истца,

в связи с чем, ответчик просит суд применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), и уменьшить сумму взыскиваемого истцом штрафа за задержку вагонов, указанных в ведомости подачи и уборки вагонов NN 000539, 000540, 000541, 000553, 000555, 000556 на 60 процентов до 426 480 руб. 00 коп.

Представителем истца в настоящем заседании представлены возражения на ходатайство ответчика о применении судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которыми последний указал на следующее:

- согласно статьям 330, 332 ГК РФ, по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон;

- согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996, размер неустойки может быть уменьшен судом только в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства;

- последствия задержки вагонов выражаются в том числе, в несвоевременном возврате вагонов после выгрузки, в связи с чем, перевозчик не имеет возможности обеспечить других грузоотправителей необходимым количеством вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку груза, использовать вагоны непосредственно для перевозки груза ( в обоснование данной позиции ОАО «РЖД» прилагает расчеты провозной платы по прейскуранту 10-01 (приложения NN2,4));

- фридинговые платформы должны быть возвращены дороге по истечении 59 часов, крытые вагоны 65 часов, по истечении указанного времени ответчик должен передать этот подвижной состав для осуществления перевозки по принятым заявкам, срок доставки груза 4 суток, провозная плата рассчитана на один вагон без учета НДС, в обоснование истец представил пример, которым показал, что размер провозной платы также значительно выше суммы штрафа, в связи, с чем сделал вывод в том, что размер штрафа соразмерен с последствиями нарушенного обязательства.

Далее истец пояснил, что уменьшение установленного законом штрафа не побуждает должника к исполнению обязательства, значительное его снижение не оправдает целей его применения, представленный истцом расчет экономической обоснованности начисленного штрафа, составлен на основании расчета потерь доходов, на основании изложенного истец просит суд в применении статьи 333 ГК РФ отказать.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для принятия решения:

20.09.2000 между ФГУП «Красноярская железная дорога МПС России» (дорога) и ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) подписан договор N 5 «связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО «В -Сибпромтранс», примыкающего к станции Красноярск- Северный Красноярской железной дороги» (далее договор), на условиях которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного подъездного пути, примыкающего через стрелку N 23 к 3-му пути станции Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца (с Протоколом разногласий).

Согласно параграфу 3 договора, сдаваемые на железнодорожный подъездной путь владельца вагоны убираются с 3 и 7 приемо- отправочных путей станции Красноярск- Северный локомотивом владельца. Возвращаемые с подъездного пути владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на приемо- отправочные пути станции Красноярск- Северный.

На условиях данного договора подаются вагоны для ОАО «РУСАЛ Красноярск» (параграф 10 договора). Согласно Приложения N 1 к договору в перечне предприятий, обслуживаемых ОАО «В - Сибпромтранс» числится ОАО «РУСАЛ Красноярск» (ОАО «КрАЗ»).

26.02.2004 между ОАО «РЖД» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «РУСАЛ Красноярск» (контрагент) заключено соглашение N Т-3\71 к договору от 20.09.2000 N 5 «Об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами» (соглашение).

Согласно пункту 1 соглашения, по договору N 5 от 20.09.2000 на эксплуатацию подъездного пути ОАО «В-Сибпромтранс», примыкающего к станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги ОАО «РУСАЛ Красноярск» является контрагентом владельца.

Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что контрагент оплачивает перевозчику согласно статье 39 УЖДТ РФ плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 УЖДТ РФ в виде уплаты штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более 24 часов по истечению технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров-35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час.

Согласно пункту 4 соглашения, в оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск- Северный до момента их возвращения на эти же выставочные пути.

Расчёт платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомости подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика, подписываемой уполномоченными представителями перевозчика и предприятия или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом (пункт 6 соглашения). Величина штрафа определяется в соответствии со статьями 99 и 100 УЖДТ РФ.

Согласно памяток приемосдатчика NN 4128, 4141, 4250, 4170, 4142, 4204, 4237, 4175, 4179, 4173, 4157, 4252, 4258, 4259, 4294, 4274, 4275, 4278, 4285, 4306, 4287, 4291, 4307 ОАО «РУСАЛ Красноярск» подавались и убирались вагоны.

За задержку вагонов истец начислил ответчику штраф на сумму 1 156 200 руб. 00 коп., по ведомостям подачи и уборки вагонов NN 000539, 000540, 000541, 000553, 000555, 000556.

Уведомлениями от 13.04.2008 N 224, от 14.04.2008 NN 225, 227, от 12.04.2008 N 226 и от 16.04.2008 NN 228, 229 истец предложил ответчику произвести оплату начисленного по ведомостям штрафа.

Актами общей формы от 13.04.2008 N 224, от 14.04.2008 NN 225, 227, от 12.04.2008 N 226 и от 16.04.2008 NN 228, 229 зафиксирован факт представления на подпись представителю ОАО «РУСАЛ Красноярск» ведомостям подачи и уборки вагонов NN 000539, 000540, 000541, 000553, 000555, 000556, последним акт подписан с разногласиями, сумма платного пользования согласованна, с суммой штрафа не согласен, от подписи отказался.

Указанные ведомости, уведомления и акты направлены истцом заказным письмом в адрес ответчика.

Ссылаясь на то, что штраф за задержку вагонов ответчиком не уплачен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Из материалов дела следует - между ОАО «РЖД» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «РУСАЛ Красноярск» (контрагент) заключено Соглашение N Т-3\71 от 26.02.2004 к договору от 20.09.2000 N 5, правоотношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляется силами и средствами отправителя (получателя) груза.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в пункте 3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования - время передачи вагонов на выставочном пути. Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути. Следовательно, штраф исчисляется не за то время, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем ветвевладельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком.

В соответствии с представленными в материалы дела памятками приёмосдатчика NN 4128, 4141, 4250, 4170, 4142, 4204, 4237, 4175, 4179, 4173, 4157, 4252, 4258, 4259, 4294, 4274, 4275, 4278, 4285, 4306, 4287, 4291, 4307 вагоны находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением сторон и предусмотренных частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в связи, с чем за задержку указанных вагонов в ведомостях подачи и уборки вагонов NN 000539, 000540, 000541, 000553, 000555, 000556 истцом начислен штраф в размере 1 156 200 руб. 00 коп.

Время подачи и уборки, зафиксированное в памятках приемосдатчика, соответствует времени подачи и уборки вагонов в ведомостях NN 000539, 000540, 000541, 000553, 000555, 000556. Памятки приемосдатчиков на подачу и уборку вагонов, с указанием времени подачи, уборки и нахождения вагонов под грузовой операцией подписаны уполномоченным лицами ответчика, доверенности на указанных представителей представленные в материалы дела содержат необходимый объем полномочий. Превышение установленных сроков свидетельствует о задержке под погрузкой, выгрузкой вагонов, принадлежащих перевозчику.

Сведения, содержащиеся в памятках и ведомости являются достаточными для установления как оснований начисления штрафа за задержку вагонов, так и для расчета размера штрафа.

Согласно расчета суммы иска, время задержки для расчета штрафа:

- для фитинговых платформ: рассчитывается путем вычитания из общего времени 59 час. (24 час. по закону + 35 час. по договору);

- для крытых вагонов под погрузку и прочих грузов рассчитывается путем вычитания из общего времени 65 час. (24 час. по закону + 41 час. по договору).

Арбитражный суд, проверив представленный истцом расчет размера штрафа, пришел к выводу, что расчет произведен верно, с учетом положений статей 62, 99, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также соглашения N Т-3/71 от 26.02.2004.

На основании изложенного, поскольку в судебном заседании установлен факт нахождения спорных вагонов под грузовыми операциями свыше сроков, определенных частью второй статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 1 156 200 руб. 00 коп. заявлено обоснованно.

Вместе с тем, ответчиком заявлено о применении судом положений статьи статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, и снижении судом суммы штрафа на 60 процентов до 462 480 руб. 00 коп.

Согласно расчету ответчика, произведенному в соответствии с постановлением ФЭК N 35/12 от 19.06.2002 «Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта (ред.07.10.2003 с изм. от 16.12.2004), плата за пользование вагонами за все время нахождения на подъездных путях необщего пользования, указанных в ведомости подачи и уборки вагонов NN 000539, 000540, 000541, 000553, 000555, 000556 составляет 670 782 руб. 00 коп.

Статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено уменьшение судом неустойки, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.