• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2008 года Дело N А33-3997/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Шайхутдинов рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю (г. Красноярск)

к обществу с ограниченной ответственностью «Ленком» (г. Красноярск) об аннулировании лицензии Б 074587, регистрационный номер 82 от 24.04.2008, сроком действия до 30.06.2011.

В судебном заседании участвовали:

- представители заявителя Мозолевская С.М. на основании доверенности от 14.04.2008, Целищева Л.И. на основании доверенности от 22.04.2008;

- представитель ответчика Челякова Ю.А. на основании доверенности от 17.12.2007.

Протокол судебного заседания вел судья Е.М. Шайхутдинов.

Резолютивная часть настоящего решения объявлена в судебном заседании 17.06.2008, решение изготовлено в полном объеме 24.06.2008.

При рассмотрении настоящего дела установлено:

Управление Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ленком» об аннулировании лицензии Б 074609, регистрационный номер 78 от 18.01.2008 сроком действия до 30.06.2011.

В судебном заседании налоговый орган в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об изменении предмета требований, просил аннулировать выданную ООО «Ленком» лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции - бланк лицензии Б 074587, регистрационный номер 82 от 24.04.2008, - сроком действия до 30.06.2011.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, пояснил (устно), что запрошенные определением суда от 20.05.2008 документы, составленные по результатам проверок деклараций ответчика за 4 квартал 2007 г., 1 квартал 2008 г., представлены быть не могут, поскольку при проведении соответствующих проверок нарушений обнаружено не было (акт проверки составляется только при наличии нарушений).

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве, просил лицензию не аннулировать, поскольку прекращение лицензируемой деятельности приведет к увольнению более 500 работников предприятия, кроме того, выявленные нарушения были вызваны ненадлежащей организацией работы главным бухгалтером, в настоящее время надлежащий контроль налажен, начиная с 4 квартала 2007 г. декларации подаются без нарушений.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Ленком» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022402300777.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Ленком» осуществляет предпринимательскую деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции. В соответствии с действующим законодательством ООО «Ленком» 30.06.2006 г. выдана лицензия Б 074543 регистрационный номер 28 сроком действия до 30.06.2011.

31.07.2006, 08.11.2006, 21.11.2006, 12.09.2007, 18.01.2008, 24.04.2008 вышеуказанная лицензия переоформлялась (в связи с изменениями сведений), выдавались новые бланки (с новыми номерами); на дату судебного разбирательства право ООО «Ленком» на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции подтверждено бланком лицензии Б 074587, регистрационный номер 82 от 24.04.2008, - сроком действия до 30.06.2011.

Судом установлено, что налоговым органом в июне 2007 г. проведена проверка ответчика по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции. В результате проверки установлен факт включения заведомо искаженных данных в декларацию об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по приложению N 7 за 1 квартал 2007 г.

В августе 2007 г. налоговым органом проведена проверка представленных ответчиком деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по приложению NN 5, 6, 7 за 2 квартал 2007 г., по результатам которой установлен факт включения в указанные декларации заведомо искаженных данных.

Постановлением от 06.09.2007 N 20-35/3-40 ООО «Ленком» привлечено в административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа.

В ноябре 2007 г. налоговым органом проведена проверка представленных ответчиком деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2007 г., по результатам которой установлен факт включения в указанные декларации заведомо искаженных данных.

Постановлением от 12.12.2007 N 20-35/3-63 ООО «Ленком» повторно привлечено в административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа.

07.03.2008 налоговый орган принял решение N 20-26/04974 (исх. N 11.03.2008) об обращении в Арбитражный суд Красноярского края с требованием об аннулировании вышеуказанной лицензии.

Заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается их закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Обязанность лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции установлена статьями 16, 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 14 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Соответствующее Положение «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858

Согласно пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в том числе повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.

Факт сообщения (трижды в течении одного календарного года) недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ответчиком не оспаривается, подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, лишение лицензии в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и соответственно является мерой государственного принуждения.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 14-П от 12.05.1998, Постановлении N 13-П от 30.07.2001, определении N 244-О от 14.12.2000 неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (ст. 8, ч. 1); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1); право частной собственности охраняется законом (ст. 35, ч. 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35, ч. 3).

Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данному конституционному предписанию корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 12), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4), а также положение части первой статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому государство имеет право обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов и штрафов.

По смыслу статьи 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» аннулирование лицензии является правом (а не обязанностью) суда.

При таких обстоятельствах, учитывая исключительный характер рассматриваемой меры государственного принуждения (аннулирования лицензии), арбитражный суд не может ограничиться формальным анализом обстоятельств, свидетельствующих о наличии основания для аннулирования лицензии, обязан оценить обстоятельства, характеризующие степень опасности допущенного лицензиатом нарушения, возможные последствия нарушения, принятие мер лицензиатом по устранению нарушений, дальнейшему их недопущению, а также установить соразмерность применяемой меры допущенному нарушению.

Из материалов дела, в том числе: письменных пояснений сторон, акта результатов планового мероприятия по контролю от 28.06.2007 N 20-10/1-20, постановления от 06.09.2007 N 20-35/3-40 по делу об административном правонарушении, постановления от 12.12.2007 N 20-35/3-63 по делу об административном правонарушении, штатного расписания ООО «Ленком» следует, что:

- допущенные ООО «Ленком» искажения в декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не привели к искажению (занижению) сведений по общему объему оборота алкогольной продукции (что налоговым органом не оспаривается);

- ООО «Ленком» за допущенные искажения дважды привлекался к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа, соответственно, 35 000 руб. и 36 000 руб. (то есть понес предусмотренные законом неблагоприятные последствия);

- аннулирование лицензии ООО «Ленком» может привести к массовому увольнению его работников, общее количество которых превышает 500 чел.

Кроме того, как следует из устных пояснений представителя налогового органа за последующие периоды (4 квартал 2007 г., 1 квартал 2008 г.) искажений в декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО «Ленком» не допускалось.

При таких обстоятельствах, учитывая, что фактически аннулирование лицензии представляет собой меру пресечения противоправной деятельности, арбитражный суд признает, что аннулирование выданной ООО «Ленком» лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции (бланк лицензии Б 074587, регистрационный номер 82 от 24.04.2008) сроком действия до 30.06.2011, является мерой, несоразмерной характеру и степени допущенного нарушения, основания для аннулирования указанной лицензии отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю об аннулировании лицензии, выданной ООО «Ленком» на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции (бланк лицензии Б 074587, регистрационный номер 82 от 24.04.2008), сроком действия до 30.06.2011.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Судья
Е.М.Шайхутдинов



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-3997/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 24 июня 2008

Поиск в тексте