АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 июня 2008 года Дело N А33-6492/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Цыганкова И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федеральной налоговой служб

ы

о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Мастер» (г. Ачинск Красноярского края) банкротом

при участии в судебном заседании:

от уполномоченного органа: Т.А. Нюхневич - представителя по доверенности от 01.02.2008,

протокол судебного заседания велся судьей И.Н.Цыганковой,

установил:

Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Мастер» - банкротом.

Определением от 30.05.2008 судебное разбирательство по делу назначено в настоящем судебном заседании.

Должник в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа настаивал на заявленных требованиях.

Должник письменный отзыв на заявление не представил.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства:

должник зарегистрирован администрацией г. Ачинска Красноярского края 28.03.97 N 291-П за основным государственным регистрационным номером 1022401162783 по адресу: 662100, Красноярский край г. Ачинск, Микрорайон 7-й, 11-10 (выписка из единого государственного реестра юридических лиц от 14.03.2008).

Согласно названной выписке руководителем должника является Щеглов Игорь Владимирович, местожительство которого г. Красноярск, м-н Горный, ул. Деловая, 4 (справка отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по Красноярскому краю от 01.03.2008).

Из справки уполномоченного органа о задолженности по обязательным платежам перед Российской Федерацией следует, что просроченная свыше трех месяцев задолженность должника по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 01.03.2006 составляет 96 628,33 рублей, в том числе 80 631 рублей -недоимка по налогам, 15 997,33 рублей - пени.

В подтверждение наличия задолженности в указанном размере и порядка ее досудебного взыскания уполномоченным органом представлены:

- решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.02.2006 N 316;

-протокол расчета пени по налогу НДС на 27.02.2006;

- требование об уплате налога N 175389 по состоянию на 03.03.2006 и доказательства его получения должником;

-решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств должника от 05.04.2006 N 19740 и доказательства его направления должнику;

-инкассовые поручения: от 05.04.2006 NN 30126 и 30127 и доказательства их направления в кредитное учреждение;

- постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества должника от 20.04.2006 N 1892 и доказательства его направления в службу судебных приставов;

-решение о взыскании налога (сбора), пени или присужденного штрафа за счет имущества должника от 22.03.2004 N 25 и доказательства его направления в службу судебных приставов;

- постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 15.06.2006 и о возвращении исполнительного документа от 15.06.2006.

Из постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении розыскного дела по розыску должника-организации от 15.06.2006 следует, что установить фактическое местонахождение должника и его имущество не представляется возможным.

Уполномоченным органом в материалы дела представлен бухгалтерский баланс по состоянию на 01.10.2005, сданный в налоговый орган 07.12.2005. В балансе указано, что у должника имеются нематериальные активы на сумму 18 000 рублей, запасы -на 1 000 066 рублей, денежные средства - на 197 000 рублей и прочие оборотные активы - 1 133 000 рублей.

Последняя налоговая отчетность представлена должником в уполномоченный орган 24.01.2006 (реестр последней отчетности).

Открытые расчетные счета у должника отсутствуют (сведения уполномоченного органа по состоянию 05.03.2008).

Из справки Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 14.01.2008 N 02/004/2008-008 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок права собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за должником не зарегистрированы.

Согласно сведениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.12.2007 N 06-12064 за должником закреплено пять объектов недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения.

Из справки Ачинского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация» от 17.01.2008 N 38 следует, что зарегистрированных прав собственности на недвижимое имущество не значится.

Земельные участки в аренде у должника не значатся (справка комитета по управлению муниципальным имуществом от 26.12.2007 N 6060).

Согласно справке ОГИБДД УВД г. Ачинска и Ачинского района от 05.02.2008 N 185 транспортные средства за должником не зарегистрированы.

Автомототранспортные средства за должником не зарегистрированы (справка Инспекции Гостехнадзора по Ачинскому району от 06.01.2008 N 07-04-05).

Из акта об установлении местонахождения предприятия от 17.03.2008 следует, что должник по юридическому адресу не находится.

Регистрирующий орган принял решение N 4 от 29.02.2008 о предстоящем исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц, опубликованное в «Вестнике государственной регистрации» N 9 дата выхода 05.03.2008.

От уполномоченного органа в регистрирующий орган поступило заявление от 05.03.2008 N 1 об отмене решения N 4 от 29.02.2008 в связи с наличием у должника задолженности перед бюджетом. Доказательства направления указанного заявления в регистрирующий орган суду не представлены.

Регистрирующим органом принято решение о невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ N 1 от 05.03.2008 в связи с поступлением заявления уполномоченного органа, чьи права и законные интересы затрагиваются.

На проведение процедуры банкротства отсутствующего должника выделено 17 000 рублей (справка уполномоченного органа).

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы заявителя, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом как отсутствующего.

Закон о банкротстве к отсутствующим должникам относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность: руководитель должника отсутствует или установить его местонахождение не представляется возможным (пункт 1 статьи 227 Закона о банкротстве), если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (статья 230 Закона о банкротстве).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ) (далее по тексту - Закона о регистрации юридических лиц) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) и может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 21.1 Закона о регистрации юридических лиц при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

При этом процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит. В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве (абзацы 2, 3 и 4 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» (далее по тексту - постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67)).

Из данных норм следует, что юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и при наличии у него задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней и движимого или недвижимого имущества.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 разъяснено, что, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим, и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа. При этом отмечено, что соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

Материалами дела подтверждается, что должник обладает признаками недействующего юридического лица: в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения не представляет документы отчетности, предусмотренные законодательством, и не осуществляет операции по банковскому счету (открытые расчетные счета у должника отсутствуют).

Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц N 4 от 29.02.2008, которое опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» N 9 дата выхода 05.03.2008.

Вместе с тем, решение об исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц регистрирующим органом не принято в связи с поступлением от уполномоченного органа заявления от 05.03.2008 N 1.

Заявление уполномоченного органа от 05.03.2008 N 1, в котором уполномоченный орган просит отменить решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц N 4 от 29.02.2008 не может быть признано судом как заявление кредитора, чьи права и законные интересы нарушаются, поскольку недействующее юридическое лицо может быть исключено из реестра юридических лиц при наличии задолженности.

Доказательства направления заявления в регистрирующий орган в материалы дела не представлены.

Кроме того, уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом 20.05.2008, то есть до истечения трех месячного срока, предусмотренного для подачи возражений.

Таким образом, уполномоченным органом не соблюден административный порядок исключения должника из реестра.

Вместе с тем, регистрирующий орган принял решение о невозможности исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с тем, что должник имеет задолженность. Доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке уполномоченным органом суду не представлены.

Согласно пункту 3 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Аналогичная позиция изложена в пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Учитывая, что должник обладает признаками недействующего юридического лица, доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке уполномоченным органом суду не представлены, заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67, одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.

Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.

При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве.

К заявлению уполномоченного органа доказательства, указанные в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67, не приложены.

Часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.