АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2008 года Дело N А33-3551/2008



г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Лапина М.В.

рассмотрел судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Западные Саяны» (Красноярский край, с. Ермаковс

кое)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Красноярскому краю (Красноярский край, с. Шушенское)

о признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в форме решения N 837 от 28.12.2007 об отказе в осуществлении возврата излишне взысканных сумм,

с участием третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ермаковском районе Красноярского края.

В судебном заседании участвовали представители сторон:

от заявителя - Куклин М.Ю., директор, решение учредителя N3 от 04.06.2008 (до перерыва),

от ответчика - Плутаева Н.А., доверенность N40 от 15.05.2008 (до перерыва),

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комиссаров А.В., доверенность от 10.04.2007г. (до перерыва).

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Лапиной М.В.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 26 июня 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 26 июня 2008 года.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Западные Саяны» (далее по тексту - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в форме решения N 837 от 28.12.2007 об отказе в осуществлении возврата излишне взысканных сумм.

Определением арбитражного суда от 26.05.2008 произведена замена третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Шушенском районе Красноярского края на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ермаковском районе Красноярского края.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования, представители налогового органа и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, требования заявителя не признали.

Как следует из материалов дела, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование об уплате налога N 961 по состоянию на 19.04.2004, в соответствии с которым обществу предложено уплатить в срок до 26.04.2004 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование накопительной части трудовой пенсии, за 2003 год в сумме 1 381,02 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование страховой части трудовой пенсии, за 2003 год в сумме 7 890,28 руб.

В связи с неисполнением обществом данного требования в добровольном порядке налоговый орган вынес решение N 889 от 07.05.2004 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, в соответствии с которым с общества подлежали взысканию пени в размере 9 271,30 руб.

На основании решения N 889 от 07.05.2004 ответчик выставил к расчетному счету общества инкассовые поручения NN 2759, 2758 от 03.06.2004 на взыскание указанных выше сумм пеней.

22.04.2005 и 25.07.2005 налоговым органом с расчетного счета заявителя по инкассовым поручениям NN 2759, 2758 от 03.06.2004 были списаны 1 381,02 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование накопительной части трудовой пенсии, за 2003 год, 7 890,28 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование страховой части трудовой пенсии, за 2003 год.

Ранее решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.11.2004 по делу NА33-23085/04-С2 по заявлению Пенсионного фонда с общества «Западные Саяны» взыскано 35 637,27 руб., в том числе: 33 956 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год (30 039 руб. на финансирование страховой части пенсии и 3 917 руб. на финансирование накопительной части трудовой пенсии) и 1 681,27 руб. пени (1 580,67 руб. на страховую часть пенсии и 100,60 руб. на накопительную часть пенсии).

На основании указанного выше решения арбитражного суда выдан исполнительный лист N148533 от 25.11.2004, который был предъявлен в Отдел судебных приставов по Ермаковскому району Красноярского края и полностью исполнен 06.06.2005г.

27.10.2005 общество «Западные Саяны» и Пенсионный фонд подписали акт сверки уплаты страховых взносов и пени, согласно которому у общества за 2003 год имелась переплата по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 1 381,02 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 7 890,28 руб.

24.12.2007 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование накопительной части трудовой пенсии, за 2003 год в сумме 1 381,02 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование страховой части трудовой пенсии, за 2003 год в сумме 7 890,28 руб.

Решением от 28.12.2007г. N837 налоговый орган отказал в осуществлении возврата на том основании, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являются составной частью единого социального налога, в связи с чем возврат переплаты страховых взносов не может быть произведен в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование своего отказа налоговый орган также сослался на то, что Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не определен орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов, а также порядок его проведения, в связи с чем правовые основания для проведения такого зачета (возврата) у налогового органа отсутствуют. Кроме того, по состоянию на 25.12.2007 в карточках расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отсутствует переплата по пени.

Не согласившись с данным отказом, общество «Западные Саяны» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в форме решения N 837 от 28.12.2007 об отказе в осуществлении возврата излишне взысканных сумм.

В качестве обоснования своего требования заявитель указал на следующие обстоятельства:

взыскание сумм пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование накопительной части трудовой пенсии, за 2003 год в сумме 1 381,02 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование страховой части трудовой пенсии, за 2003 год в сумме 7 890,28 руб. произведено налоговым органом повторно, в связи с чем у общества образовалась переплата по пени в указанных выше суммах,

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, следовательно, к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ, регламентирующие такой порядок,

из анализа Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», приложения N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции от 23.12.2004 N 174-ФЗ) «О бюджетной классификации Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказа Минфина России от 16.12.2004 N 116н следует, что налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, следовательно, налоговый орган необоснованно отказал в осуществлении возврата излишне взысканных сумм.

Налоговый орган не согласился с доводами общества по следующим основаниям:

акт сверки, на который ссылается заявитель, составлен в рамках конкретного дела и не отражает действительности с учетом состояния лицевых счетов налогоплательщика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,

заявитель с 2003 года несвоевременно производил уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии и на выплату страховой части трудовой пенсии, в связи с чем обществу были начислены пени,

недоимка по пени отражена в актах сверки N260 от 16.03.2005 по состоянию на 31.12.2004, N1768 от 31.01.2007 по состоянию на 01.01.2007,

на дату представления в налоговый орган заявления о возврате сумм пени (24.12.2007) общество имело недоимку по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 4 542,68 руб. и на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 16 650,11 руб., что подтверждается справкой о задолженности по состоянию на 25.12.2007г.,

таким образом, у общества имеется недоимка, препятствующая возврату излишне взысканных сумм пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату накопительной и страховой частям трудовой пенсии.

Пенсионный фонд просил отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Западные Саяны» в связи с тем, что страхователь не имеет излишне уплаченных сумм пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). А также устанавливают, нарушают ли оспариваемый акт, решений и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащим полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли или совершили действие (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд считает, что налоговый орган доказал правомерность отказа в возврате излишне взысканных сумм пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, выразившегося в форме решения N 837 от 28.12.2007, закону в силу следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В пункте 1 статьи 13 от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку указанный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ, регламентирующие такой порядок.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (пункт 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации).

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм страховых взносов непосредственно связано с наличием переплаты сумм страховых взносов в этот бюджет и отсутствием задолженности по страховым взносам, зачисляемым в тот же бюджет, а также с соблюдением заявителем срока для обращения в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.11.2004 по делу NА33-23085/04-С2 с общества «Западные Саяны» взыскано в доход Пенсионного фонда 1 681,27 руб. пени, в том числе: 1 580,67 руб. на страховую часть пенсии и 100,60 руб. на накопительную часть пенсии за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год. На основании указанного выше решения арбитражного суда выдан исполнительный лист N148533 от 25.11.2004, который был предъявлен в Отдел судебных приставов по Ермаковскому району Красноярского края и полностью исполнен 06.06.2005г.

22.04.2005 и 25.07.2005 налоговым органом с расчетного счета заявителя по инкассовым поручениям NN 2759, 2758 от 03.06.2004 были списаны 1 381,02 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2003 год, 7 890,28 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2003 год. Указанные инкассовые поручения были выставлены к расчетному счету заявителя на основании решения N 889 от 07.05.2004 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, принятого в связи с неисполнением обществом в срок до 26.04.2004 требования об уплате налога N 961 по состоянию на 19.04.2004г.

Таким образом, с общества произведено взыскание сумм пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год дважды: Пенсионным фондом в судебном порядке и налоговым органом в бесспорном порядке.

Суд считает, что налоговый орган произвел взыскание пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на финансирование накопительной и страховой части трудовой пенсии за 2003 год с нарушением установленного порядка.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о пенсионном страховании) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно статье 25 Закона о пенсионном страховании контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» налоговые органы не наделены полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам и пеней, указанные полномочия возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации, при этом взыскание недоимки до 01.01.2006 осуществляется исключительно в судебном порядке.