• по
Более 53000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 01 июля 2008 года Дело N А33-5136/2008



г. Красноярск

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога, г. Красноярс

к,

к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», Красноярский край, г. Ачинск

о взыскании 540 600 руб. 00 коп. штрафа,

при участии в судебном заседании:

от истца: Ткаченко Н. И.- представителя по доверенности от 16.10.2007,

от ответчика: Тепляшиной Е. В. - представителя по доверенности от 07.12.2006,

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Юрченковой Р.М.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании «24» июня 2008 года, в полном объеме решение изготовлено «01» июля 2008 года,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога (далее - ОАО «РЖД») обратилось с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» (далее - ОАО «РУСАЛ Ачинск» о взыскании 540 600 руб. 00 коп. штрафа по договору от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2/127. Определением от 30.04.2008 возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание на 26.05.2008.

Определением от 26.05.2008 назначено судебное заседание на 24.06.2008.

Представитель ответчика представил отзыв на иск, которым пояснил следующее:

- исходя из условий договора от 01.02.2006 N Д2006\0060\78\06 и статьи 62 Устава железнодорожного транспорта РФ ответственность грузополучателя за задержку вагонов наступает в случае задержки вагонов сверх сроков, установленных договором на подачу и уборку вагонов или договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути не общего пользования;

- ОАО «РУСАЛ Ачинск» согласилось с начисленной суммой платного пользования, в связи, с чем ОАО «РЖД» списало начисленную сумму платы за пользование вагонами со справки ТехПД N 4629520, и отказалось от уплаты штрафа за задержку вагонов, начисленного в порядке ст. ст. 62, 99. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в сумме 540 600 руб. 00 коп. Ответчик полагает, что последствия задержки вагонов могли выразится в неполучении ОАО «РЖД» платы за пользование вагонами за время их задержки в сумме 99 727 руб. 90 коп.

Далее ответчик заявил ходатайство о применении судом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации указывая на явную несоразмерность подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, в обоснование сослался на Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утв. Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 года N 35\12, согласно которого для расчета платы за пользование вагонами, контейнерами определяется базовая ставка и оплачиваемое время пользование;

- при применении судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ, ответчик просит учесть: компенсационную природу штрафа; несоразмерность предъявляемого ОАО «РЖД» штрафа за задержку вагонов последствиям нарушения обязательства, отсутствие каких-либо доказательств наличия у истца негативных последствий, наступивших от ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по своевременной обработке вагонов,

на основании изложенного ответчик просит суд в удовлетворении иска в сумме 540 600 руб. 00 коп. отказать, при удовлетворении ходатайства об уменьшении суммы предъявленного штрафа снизить его до размера неполученной истцом платы за пользование вагонами в размере 99 727 руб. 90 коп.

Заявленное ходатайство ответчика о применении судом статьи 333 ГК РФ судом принято.

Представителем истца в настоящем заседании представлены возражения на ходатайство ответчика о применении судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которыми последний указал на следующее:

- согласно статьям 330, 332 ГК РФ, по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон;

- согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996, размер неустойки может быть уменьшен судом только в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства;

- последствия задержки вагонов выражаются в том числе, в несвоевременном возврате вагонов после выгрузки, в связи с чем, перевозчик не имеет возможности обеспечить других грузоотправителей необходимым количеством вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку груза, использовать вагоны непосредственно для перевозки груза;

- в соответствии с условиями пункта 5.5 договора N 2006/0060/Т-2/127 от 01.02.2006 ответчику установлены технологические сроки оборота вагонов, по истечению 24 часов установленных статьей УЖТ РФ:

1) при выгрузке грузов рудой нефелиновой 9 часов, с углем 10 часов, с углем зимой 21 час, прочих грузов 19 часов;

2) при погрузке грузов с глиноземом 52-80 вагонов 36 часов, с глиноземом до 52 вагонов 30 часов, прочих грузов на экспорт 30 часов, прочих грузов по России 30 часов. После этого времени перевозчик должен передать этот подвижной состав для осуществления перевозки по принятым заявкам.

Далее истец пояснил, что уменьшение установленного законом штрафа не побуждает должника к исполнению обязательства, значительное его снижение не оправдает целей его применения, представленный истцом расчет экономической обоснованности начисленного штрафа, составлен на основании расчета потерь доходов, на основании изложенного истец просит суд в применении статьи 333 ГК РФ отказать.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для принятия решения.

01.02.2006 ОАО «РЖД» (перевозчик), ОАО «Ачинск» (комбинат) и ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) заключили договор N Д2006/0060/Т-2/127(далее - договор), связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу, погрузкой выгрузкой вагонов комбинатом. На

условиях данного договора подаются (убираются) вагоны на железнодорожные выставочные пути необщего пользования ОАО «В-Сибпромтранс» (ст. Предзавоская, Заводская), со ст. Ачинск -2 Красноярской железной дороги.

Согласно пункту 1.1 договора, перевозчик и владелец осуществляют для комбината: подачу перевозчиком вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования принадлежащие владельцу (в дальнейшем выставочные пути); подачу (перевозку) владельцем вагонов с выставочных путей на места погрузки, выгрузки; выполнение владельцем дополнительных операций, связанных с подготовкой вагонов к погрузке, выгрузке и взвешиванием; выгрузку владельцем руды нефелиновой, углей, мазута, камня известнякового, бокситы, шлаки содержащие цветные металлы; возврат (перевозку) вагонов владельцем на выставочные пути; уборку перевозчиком вагонов с выставочных путей ст. Предзаводская.

Согласно пункту 1.2. договора, на условиях настоящего договора комбинат осуществляет: выгрузку прочих поступающих грузов из вагонов и погрузку выпускаемой продукции в вагоны; оплату перевозчику сбора за подачу и уборку вагонов и платы за пользование вагонами принадлежащими перевозчику; оплату владельцу за выполненные работы и оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 2.1.3. договора, перевозчик обязан осуществлять подачу локомотивом перевозчика вагонов прибывших с рудой и углем на выставочные пути станции Заводская, прочих вагонов с грузом и порожних вагонов прибывших под погрузку на выставочные пути ст. Предзаводская.

Пунктом 4.1. договора предусмотрено, что комбинат оплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время с момента приема вагонов от перевозчика до момента возвращения вагонов на выставочные пути и сдачи их перевозчику. Из платного пользования вагонами исключается технологическое время, связанное с выполнением начально-конечных операций и подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест указанное в Приложении N 1 настоящего договора.

Пунктом 5.3 договора устанавлено, что комбинат несет ответственность перед перевозчиком в соответствии со ст. 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Ответственность в виде уплаты штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, наступает при задержке вагонов более 24 часов по истечению технологического срока оборота вагонов, который составляет:

- при выгрузке грузов с рудой нефелиновой 9 часов, с углем 10 часов, с углем зимой 21 час, прочих грузов 19 часов;

- при погрузке грузов с глиноземом 52-80 вагонов 36 часов, с глиноземом до 52 вагонов 30 часов, прочих грузов на экспорт 30 часов, прочих грузов по России 30 часов.

Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и уполномоченным лицом комбината или представителем владельца по доверенности, выданной ему комбинатом.

Приложением N 1 к договору от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2/127 стороны согласовали технологическое время выполнения начально-конечных и основных операций с вагонами, технологическое время на выполнение дополнительных операций.

Дополнительным соглашением от 29.12.2006 к договору от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2/127 стороны продлили срок действия договора до 31.01.2010.

Согласно памяткам приемосдатчика на уборку вагонов NN 3344, 3325, 3294, 3112, 3127, 3108, 3107, 3076, 3077, 3613, 3612, 3470, 3435, 3484, 3482, 3153, 3844, 3802, 3786, 3803, 3943, 3925, 3923, 3690, 3901, 3847, 3106 вагоны находились у ОАО «РУСАЛ Ачинск» с превышением сроков установленных договором и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Уведомлениями NN 315, 342, 343, 340, 341, 355, 356, 314, 313, 312, 311, 310, 309, 335, 330, 329, 308, 378, 380, 362, 381, 383, 382, 376, 374, 375, 377 истец предложил ответчику произвести оплату начисленного по ведомостям штрафа.

Актами общей формы NN 308, 307, 306, 305, 304, 303, 302, 301, 300, 299, 298, 297, 296, 292, 293, 294, 339, 338, 341, 342, 344, 343, 345, 347, 346, 340, 295 составленными представителями от АФТО-2 в присутствии представителя сторон ОАО «РУСАЛ Ачинск» зафиксирован факт представления на подпись представителю ОАО «РУСАЛ Ачинск» ведомостей подачи и уборки вагонов: NN 001492, 001471, 001474, 001383, 001385, 001386, 001387, 001389, 001390, 001599, 001591, 001539, 001524, 001541, 001540, 001399, 001715, 001700, 001696, 001703, 001761, 001764, 001751, 001630, 001737, 001717, 001384 последний от подписи указанных ведомостей отказался, ввиду несогласия с начислением штрафа за задержку вагонов.

За задержку вагонов истец начислил ответчику штраф на сумму 540 600 руб. 00 коп., согласно ведомостей подачи и уборки вагонов:

- N 001492, где общее время простоя вагонов составило 982-12, штраф составил 67 200 руб. 00 коп.;

- N 001471, где общее время простоя вагонов составило 312-42, штраф составил 36 600 руб. 00 коп.;

- N 001474, где общее время простоя вагонов составило 567-44, штраф составил 27 200 руб. 00 коп.;

- N 001383, где общее время простоя вагонов составило 348-52, штраф составил 41 600 руб. 00 коп.;

- N 001385, где общее время простоя вагонов составило 567-54, штраф составил 16 200 руб. 00 коп.;

- N 001386, где общее время простоя вагонов составило 113-44, штраф составил 5 600 руб. 00 коп.;

- N 001387, где общее время простоя вагонов составило 56-51, штраф составил 2 800 руб. 00 коп.;

- N 001389, где общее время простоя вагонов составило 59-16, штраф составил 1 200 руб. 00 коп.;

- N 001390, где общее время простоя вагонов составило 84-53, штраф составил 6 200 руб. 00 коп.;

- N 001599, где общее время простоя вагонов составило 91-22, штраф составил 9 800 руб. 00 коп.;

- N 001591, где общее время простоя вагонов составило 272-40, штраф составил 13 200 руб. 00 коп.;

- N 001539, где общее время простоя вагонов составило 76-32, штраф составил 6 800 руб. 00 коп.;

- N 001524, где общее время простоя вагонов составило 163-38, штраф составил 11 200 руб. 00 коп.;

- N 001541, где общее время простоя вагонов составило 388-54, штраф составил 52 200 руб. 00 коп.;

- N 001540, где общее время простоя вагонов составило 213-26, штраф составил 5 200 руб. 00 коп;

- N 001399, где общее время простоя вагонов составило 212-30, штраф составил 36 400 руб. 00 коп.;

- N 001715, где общее время простоя вагонов составило 328-48, штраф составил 1 200 руб. 00 коп.;

- N 001700, где общее время простоя вагонов составило 209-44, штраф составил 11 200 руб. 00 коп.;

- N 001696, где общее время простоя вагонов составило 313-36, штраф составил 54 400 руб. 00 коп.;

- N 001703, где общее время простоя вагонов составило 47-36, штраф составил 1 000 руб. 00 коп.;

- N 001761, где общее время простоя вагонов составило 54-23, штраф составил 200 руб. 00 коп.;

- N 001764, где общее время простоя вагонов составило 96-58, штраф составил 7 200 руб. 00 коп.;

- N 001751, где общее время простоя вагонов составило 506-24, штраф составил 10 800 руб. 00 коп.;

- N 001630, где общее время простоя вагонов составило 246-57, штраф составил 16 800 руб. 00 коп.;

- N 001737, где общее время простоя вагонов составило 335-56, штраф составил 36 000 руб. 00 коп.;

- N 001717, где общее время простоя вагонов составило 420-52, штраф составил 13 600 руб. 00 коп.;

- N 001384, где общее время простоя вагонов составило 234-12, штраф составил 48 800 руб. 00 коп.

Доверенности на представителей ОАО «РУСАЛ Ачинск», подписавших обозначенные ведомости, памятки содержащие необходимый объем полномочий, представлены в материалы дела.

Поскольку ответчиком сумма штрафа за задержку вагонов не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании суммы штрафа.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Между истцом (перевозчиком) и владельцем пути необщего пользования заключен договор от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2/127 на обслуживание пути необщего пользования. Правоотношения по указанным договорам регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляется силами и средствами отправителя (получателя) груза.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Пунктом 5.3 договора установлено, что комбинат несет ответственность перед перевозчиком в соответствии со ст. 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика. В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в пункте 3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования - время передачи вагонов на выставочном пути. Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути. Следовательно, штраф исчисляется не за товремя, когда вагон находился непосредственно под погрузкой и выгрузкой, а за время нахождения вагона на принадлежащем ветвевладельцу железнодорожном подъездном пути и учет данного времени должен производиться по ведомостям подачи и уборки вагонов, оформленных перевозчиком.

Представленные в материалы дела ведомости подачи и уборки вагонов NN 001492, 001471, 001474, 001383, 001385, 001386, 001387, 001389, 001390, 001599, 001591, 001539, 001524, 001541, 001540, 001399, 001715, 001700, 001696, 001703, 001761, 001764, 001751, 001630, 001737, 001717, 001384 содержат сведения о времени подачи, уборки и нахождения вагонов на путях необщего пользования. Время подачи и уборки, зафиксированное в памятках приемосдатчика, соответствует времени подачи и уборки вагонов в ведомостях. Указанные памятки и ведомости подписаны ответчиком без возражений, за исключением начисления штрафа. По факту отказа от подписи представителя ответчика в части начисления штрафа составлены акты общей формы, представленные в материалы дела. Таким образом, указанными документами подтверждается факт превышения сроков, установленных статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожного транспорта РФ и договором от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2/127, то есть факт задержки под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику. Задержка вагонов, принадлежащих перевозчику является основанием для начисления штрафа в соответствии со статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно статье 62 УЖТ РФ штраф за задержку принадлежащих перевозчику вагонов под погрузкой выгрузкой в местах общего и необщего пользования уплачивают грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования.

Согласно части 2 статьи 60 УЖТ РФ, пункту 2.2. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, при обслуживании контрагента локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами за время их нахождения у контрагентов осуществляется ветвевладельцем, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем и контрагентом.

Заключив договор от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2/127 ОАО «РУСАЛ Ачинск» приняло на себя обязательство вносить перевозчику не только плату за пользование вагонами, но и уплачивать штраф за их задержку под грузовыми операциями.

Ответчик расчет проверил, расчет произведен верно, с размером исковых требований не согласен.

Арбитражный суд, проверив представленный истцом расчет размера штрафа, пришел к выводу, что расчет произведен с учетом положений статей 62, 99, 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также договора от 01.02.2006 N Д2006/0060/Т-2/127. Всего за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой по ведомостям NN 001492, 001471, 001474, 001383, 001385, 001386, 001387, 001389, 001390, 001599, 001591, 001539, 001524, 001541, 001540, 001399, 001715, 001700, 001696, 001703, 001761, 001764, 001751, 001630, 001737, 001717, 001384 истцом начислен штраф в размере 540 600 руб. 00 коп. Истцом вручены ответчику уведомления о начислении суммы штрафа, ответчиком штраф не оплачен.

На основании изложенного, поскольку в судебном заседании установлен факт нахождения спорных вагонов под грузовыми операциями свыше сроков, определенных частью второй статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов в сумме 540 600 руб. 00 коп. заявлено обоснованно.

Вместе с тем, ответчиком заявлено о применении судом положений статьи статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, и снижении судом суммы штрафа до размера неполученной истцом платы за пользование вагонами в размере 99 727 руб. 90 коп.

Статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено уменьшение судом неустойки, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.

В определении Конституционного суда Российской Федерации от 21 декабря 2000 года указано, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 ГК Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 года N 6/8 в пункте 42 разъяснили, что при оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание, в том числе, и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.

Принимая во внимание, что последствия несвоевременного возврата вагонов (контейнеров) для перевозчика является невозможность исполнить принятые заявки на перевозку грузов от других грузоотправителей, а также учитывая, что размер штрафа существенно превышает плату за пользование вагонами суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 270 300 руб. 00 коп.

Расходы по государственной пошлине в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика без учета уменьшения суммы иска по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» (г. Ачинск) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (г. Красноярск) 270 300 руб. 00 коп. штрафа и 11 906 руб. 00 коп. государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.



Судья

Юрченкова Р.М.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-5136/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 01 июля 2008

Поиск в тексте